Характеристика систем невербальных средств общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:10, контрольная работа

Краткое описание

К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в форме литературных афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов. Целенаправленное изучение вербального и невербального начала человеческого общения восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице".

Содержание

Введение 3
1. Характеристика систем невербальных средств общения. 4
2. Функции невербальных средств общения. 6
Кинесика 7
Голосовые характеристики 14
Такесика 16
Проксемика 17
Дистанция 17
3. Невербальные средства повышения делового статуса 20
4. Особенности невербального общения в разных странах 21
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Характеристика систем невербальных средств общения. 4

2. Функции невербальных средств общения. 6

Кинесика 7

Голосовые характеристики 14

Такесика 16

Проксемика 17

Дистанция 17

3. Невербальные средства повышения делового статуса 20

4. Особенности невербального общения в разных странах 21

Заключение 24

Список литературы 26

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для написания работы мне досталась  интересная, но, одновременно и достаточно трудная обширная тема, ведь система  невербального общения занимает важное место не только в общей  структуре общения, но и в жизни  каждого человека.  
     К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в форме литературных афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов. Целенаправленное изучение вербального и невербального начала человеческого общения восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.).           Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице". В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора. Базой послужил не только ораторский опыт, но и основы риторики, становление которой как особой науки произошло в Древней Греции в V-IV вв. до н.э.  
      Отрадно, что в современной России, хотя и с опозданием, жизнь заставила понять значимость невербального общения и необходимость его активного изучения и внедрения его приемов и методов, ведь в период политических и информационных и рекламных войн стали востребованы новые профессии – менеджера паблик, имиджмейкера, специалиста по слухам, спичрайтера, в основу работы которых и положены приемы невербального общения. Что касается сегодняшнего дня, в смысле большинства простых людей, для которых невербальная составляющая общения не является их профессией, то она, на мой взгляд, ими недооценивается и на практике не используется, хотя могла бы принести реальную пользу в наше трудное время, например, при развитии семейного бизнес или устройстве на работу и т.д. Для меня же тема, рассматривая в контрольной работе, имеет особую актуальность и носит прикладной характер, ведь мир делового общения обязывает понимать не только язык, но и внутреннее состояние собеседника по его мимике и жестам, кроме того изучение и использование приемов невербального общения – это еще и одна из составляющих на пути к идеальному образу квалифицированного специалиста и успешного человека, и я полностью согласна с о словами руководителя компании Sony Акио Морита, что "Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделатьтолько люди". И еще мне нравятся слова Ф.Шиллера: "Из слов человека можно заключить, каким он намерен казаться, но, каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике".  
 

 1. Характеристика систем невербальных средств общения.  
Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.  
При языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами. При невербальном – осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях.  
Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения.  
Обращаясь к вопросу классификации невербальных элементов коммуникации, следует отметить, что по невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М. Битяновой . Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем, выделяет оптическую и акустическую.  
       К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, а также и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз и т.д. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.  
Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в общении и кинестетическую систему, т.е. прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.  
Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включающая в себя вкус и обоняние, которые, хотя и в меньшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне, активно участвуют в общении и влияют на взаимоотношения людей.  
Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.  
А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:  
- «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению;  
- сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;  
- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;  
- модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.  
     Рассматривая процесс невербальной коммуникации, нельзя обойти стороной вопрос о кодировании и декодировании, информации в процессе общения. Под кодированием, в контексте данной работы, следует понимать процесс осознанного использования человеком невербальных средств общения для построения сообщения. Декодирование, в свою очередь, следует понимать как процесс восприятия и осмысления человеком невербального поведения окружающих.  
      Как известно, невербальное поведение отличается вариативностью, индивидуальностью, динамичностью. А.А. Бодалев в своих трудах выделяет объективные условия, определяющие возможность адекватного понимания невербального поведения. Такими условиями, на его взгляд, являются единство ситуации общения, языковой среды, совместной деятельности, и особенности собственно невербального поведения. Вся гамма возможных вариантов невербального поведения колеблется в пределах общего типа, а их смысловая многозначность определяется нормами, принятыми в определенной культурной среде. Многофункциональность невербальных средств в общении объясняется множеством значений, которые они могут принимать в каждой конкретной ситуации общения. Следовательно, процесс понимания невербальных средств общения носит вероятностный характер.

 

   2. Функции невербальных средств общения.  
       Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров, формирует эти отношения, является индикатором актуальных психических состояний личности, выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.  
Охарактеризуем подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика.

        Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о  самочувствии человека, его характере, возрасте.

В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося  человека самая большая длина  шага, а если человек страдает, его  походка вялая, угнетенная, такой  человек  редко глядит вверх или  в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что  люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют  ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь  своих целей кратчайшим путем  за минимальное время. Люди, занятые  решением проблем, часто ходят в  позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка очень  медленная. Для самодовольных, несколько  заносчивых людей характерна походка, прославленная Бенито Муссолини. У  них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги – словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Это простое наблюдение помогало ФБР почти безошибочно определять лидера мафии.

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка  уверенного человека, такое же впечатление  создает и правильная осанка –  легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Поза  – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу  других присутствующих лиц. Лица с более  высоким статусом принимают более  непринужденную позу. В противном  случае могут возникать конфликтные  ситуации.

Поза, при которой человек  перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди  руки являются модифицированным вариантом  преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть  информации, воспринятой из такой  позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения  позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

 Открытой считается поза, в  которой руки и ноги не перекрещены,  корпус тела направлен в сторону  собеседника, а ладони и стопы  развернуты к партнеру по общению.  Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического  комфорта.

Если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, а если не очень  заинтересован, наоборот, ориентироваться  в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном  состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания  с собеседником – это скопировать  его позу и жесты.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

 Интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный  смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди  которых можно выделить:

      • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
      • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
      • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Приведем несколько примеров:

Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. В этом случая менеджер может помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или обратив внимание на его позу с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос, скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера.

Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.

Подпирание  ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Поглаживание  подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.

Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание   несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.

Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.

Наиболее часто употребляемые  движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное  покачивание головой. Исследования, проведенные с слепоглухонемыми от рождения людьми показывают, что  они также пользуются этими жестами, и это дает повод считать, что  эти жесты являются врожденными.

Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе –  голова, наклоненная в сторону, что  говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

Информация о работе Характеристика систем невербальных средств общения