Характеристика общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: данной работы является изучение на основе различных источников вербальное и невербальное общение.
Объект: исследования характеристики вербального и невербального общения
Задачи:
1.Раскрыть понятие общение, его типы и виды.
2.Рассмотреть вербальное и невербальное общение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
РАЗДЕЛ I.ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ……………………….............5
1.1.Определение общения…………………………………………………..........5
1.2.Типы и виды общения……………………………………………………….6
РАЗДЕЛ ІІ. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ……………………………………12
2.1.Характеристика вербального общения …………………………………..12
2.2. Разновидности вербального общения…………………………………….12
2.2.1.Письменная речь……………………………………………………….18
2.2.2. Устная ( бессловесная ) речь………………………………………….19
ВЫВОД К РАЗДЕЛУ ІІ ………..………………………………………..……20
РАЗДЕЛ ІІІ. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ………………………………21
3.1. Характеристика невербального общения ……………………………….21
3.2.Разновидности невербального общения ………………………………….23
3.3.1.Жесты……………………………………………………………………26
3.3.2.Мимика…………………………………………………………………..27
ВЫВОД К РАЗДЕЛУ ІІІ………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

РАЗДЕЛ I.ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ……………………….............5

1.1.Определение общения…………………………………………………..........5

1.2.Типы и виды общения……………………………………………………….6

РАЗДЕЛ ІІ. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ……………………………………12

2.1.Характеристика вербального общения …………………………………..12

2.2. Разновидности  вербального  общения…………………………………….12

   2.2.1.Письменная речь……………………………………………………….18

   2.2.2. Устная ( бессловесная ) речь………………………………………….19

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ ІІ ………..………………………………………..……20

РАЗДЕЛ ІІІ. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ………………………………21

3.1. Характеристика невербального  общения ……………………………….21

3.2.Разновидности невербального  общения ………………………………….23

   3.3.1.Жесты……………………………………………………………………26

   3.3.2.Мимика…………………………………………………………………..27

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ ІІІ………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

            Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:«Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».

             Актуальность исследования: является комплексное изучение вербального и невербального общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В психологии принято рассматривать общение, как особый вид психологической деятельности, результатом которого является образование и изменение в когнитивной (образов, впечатлений, понятий, представлений и т.д.) эмоциональной сфере личности, изменение в области ее отношений и взаимоотношений в формах поведения и способом обращения к другим людям.

  Цель: данной работы является изучение на основе различных источников  вербальное и невербальное общение.

Объект: исследования характеристики вербального и невербального общения 

Задачи:

1.Раскрыть понятие общение, его типы и виды.

2.Рассмотреть вербальное и невербальное общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I.ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

1.1.Определение  общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.[3, с.135]

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.[8,с.30]

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.2.Типы и виды общения

Виды общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение  можно  поделить  на несколько видов.

  1. По содержанию оно может быть:

1.1.Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности

1.2.Когнитивное (обмен знаниями)

1.3.Кондиционное   (обмен   психическими   или   физиологическими состояниями)

1.4.Мотивационное  (обмен  побуждениями,  целями,  интересами,  

мотивами, потребностями)

1.5.Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)  

2.  По целям общение делиться на:

  1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения  и  развития организма) 
  2. Социальное (преследует цели расширения и  укрепления  межличностных   контактов,установления  и  развития интерперсональных  отношений,  личностного роста индивида)
  3. По средствам общение может быть:

       1. Опосредованное (связанное с использованием  специальных  средств  и орудий)

        2.Прямое(предполагает личные контакты  и непосредственное  восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

      3.Косвенное  (осуществляется  через  посредников,   которыми   могут выступать другие люди). Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.[5,с.200]

    Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

      Выделяют также меж персональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).

      В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.[11,с.46]

      Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

     Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией. А деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

         Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники). В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.[22,с.123]

        Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

     Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

       Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

       Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности. 
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.[15,с.103]

       В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

          Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах. 

           Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. 

        Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. 

         Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 

          Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. 

         Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. 

      Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном. 

Информация о работе Характеристика общения