Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:23, курсовая работа
Данный вопрос очень актуален и в наше время, так как среди научных работников до сих пор ведутся споры, касающиеся формирования и развития личности. И в наше время обсуждаются вопросы возрастного критерия личности, о том как и за счёт чего формируется личность. Среди обывателей часто используется термин «личность», но многие даже не задумываются, что подразумевается под данным словом. Ответы на эти вопросы я постарался отобразить в данной курсовой работе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности………………………………………………….4
Что такое личность……………………………………………………4
Свойства личности и общество………………………………………8
Девиантная личность……………………………….……………..…12
Глава 2.Формирование и развитие личности…………………………..…16
2.1 Развитие личности и самовоспитание………………………………16
2.2 формирование личности на определённых этапах развития
человека……………………………………………………………………..18
2.2.1 Ранний возраст......................................................................................19
2.2.2 Дошкольный возраст…………………………………………………19
2.2.3 Младший школьный возраст………………………………………...20
2.2.4 Отрочество…………………………………………………………….20
2.2.5 Юность………………………………………………………………...21
2.2.6 Зрелый возраст………………………………………………………..21
2.2.7 Пожилой возраст……………………………………………………...22
2.2.8 Старческий возраст…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы……………
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В
биологической организации
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам6.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности
позволяет индивиду быть
Автономность
личности — это ее обособленность
от недостойных побуждений, сиюминутной
престижности и псевдосоциальной активности7.
1.3.
Девиантная личность.
Предметом рассмотрения данного вопроса являются аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение. Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.
Очевидная
сложность определения
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека8.
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данного время социальных норм.
Девиантное
поведение и личность, его проявляющиеся,
вызывают негативную оценку со стороны
других людей. Негативная оценка может
иметь форму общественного осуждения
или социальных санкций,
в том числе уголовного наказания. Прежде
всего, санкции выполняют функцию предотвращения
нежелательного поведения. Но,
с другой стороны, они могут приводить
к такому негативному
явлению, как стигматизация личности —
навешивание на нее
ярлыка. Например, хорошо известны трудности
реадаптации человека, отбывшего срок
наказания и вернувшегося в «нормальную»
жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Особенностью
отклоняющегося поведения является
то, что оно наносит реальный ущерб
самой личности или окружающим людям.
Это может быть дестабилизация существующего
порядка, причинение морального и материального
ущерба, физическое насилие, причинение
боли, ухудшение здоровья. В крайних своих
проявлениях девиантное поведение представляет
непосредственную угрозу для жизни, например
суицидальное поведение, насильственные
преступления, употребление «тяжелых»
наркотиков. Психологическим маркером
ущерба является страдание, переживаемое
самим
человеком или окружающими людьми.
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креатуры, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот, же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
Рассматриваемое
поведение преимущественно
Так, если ребенок семи лет один раз взял
без спросу небольшую
сумму денег у родителей на сладости, без
последующих эксцессов,
определение данного поведения как отклоняющегося
будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным9.
Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
Для
того чтобы поведение можно было
квалифицировать как
нестандартной ситуации (например, поведение
в рамках посттравматического синдрома),
следствием кризисной ситуации (например,
реакция горя в случае смерти близкого
человека в течение первых месяцев) или
следствием самообороны (например, при
наличии реальной угрозы для жизни).