Данная  методика позволила 
оценить, как чувствует себя ученик среди 
одноклассников, как он воспринимает учителя 
и свой класс, каким ему видится их отношение 
к себе, что он ощущает и о чем думает.
С этими ребятами  проводилась 
групповая коррекционно-развивающая работа 
по программе А.В.Микляевой, П.В.Румянцевой, 
направленная на поиск форм работы с учащимися, 
способствующих развитию личности, формированию 
эмоциональной стабильности и эффективных 
коммуникативных умений.
Групповая работа 
по проблеме школьной тревожности для 
учащихся 1 класса.
 
           Календарно - тематическое 
планирование.
| № п.п. | Тема | Кол-во часов | 1 класс | 
| 1. | Установление   правил,   создание   
  рабочей атмосферы. | 1 |  | 
| 2. | Сплоченность группы, закрепление 
  правил. | 1 |  | 
| 3. | Закрепление мотивации групповой 
  работы, осознание личных трудностей. | 1 |  | 
| 4. | Вербализация содержания школьной 
  тревожности. | 1 |  | 
| 5. | Разрядка школьной тревожности. | 1 |  | 
|   6. | Проработка школьных страхов 
  путем разыгрывания тревожащих ситуаций. | 1 |  | 
| 7. | Тренировка гибкости поведения. | 1 |  | 
| 8. | Закрепление позитивного отношения 
  к школе. | 1 |  | 
| 9. | Повышение самооценки участников 
  группы. | 1 |  | 
| 10. | Развитие коммуникативных навыков 
  учащихся. | 1 |  | 
| 11. | Закрепление представлений 
  о бесконфликтном общении | 1 |  | 
| 12. | Подведение итогов. | 1 |  | 
 
 
 
Количество часов: 12
 
 
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПО 
ФОРМИРО-ВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ 
НАВЫКОВ(А.В.Микляева, П.В.Румянцева)
 
 
Пояснительная записка
Программа направлена на поиск 
форм работы с учащимися, способствующих 
развитию личности, формированию эмоциональной 
стабильности и эффективных коммуникативных 
умений.
Представлена следующими материалами: 
пояснительная записка, разработки занятий.
Актуальность программы.
Здоровье детей и подростков 
сегодня становится все более актуальной 
темой. Расширение диагностических возможностей, 
становление школьной психологии позволяют 
выявлять особенности развития детского 
организма на всех этапах пребывания ребенка 
в школе. Полученная в результате исследований 
информация, как правило, неутешительна 
и тревожна. Для многих детей, по тем или 
иным причинам не получивших полноценного, 
соответствующего возрасту развития в 
дошкольном детстве, поступление в школу 
может явиться сложным испытанием, где 
ребенок сталкивается с рядом проблем.
В литературе выделяют 4 группы 
основных трудностей такого рода:
1.                             режимные (они чаще проявляются 
у первоклассников, не посещающих детские 
сады, и заключаются в относительно низком 
уровне произвольности, саморегуляции, 
организованности);
2.                             коммуникативные (чаще всего 
наблюдаются у детей, имеющих опыт общения 
со сверстниками, проявляются в сложности 
привыкания к классному коллективу и своему 
положению, месту в этом коллективе);
1.                                                     проблемы во взаимоотношениях 
с учителями;
3.                             проблемы, связанные с изменениями 
в семейной обстановке 
(Г. В. Бурменская и др., 1990).
Хотя бы с одной из выделенных 
групп проблем, пожалуй, сталкивается 
каждый ученик. Однако вопрос заключается 
в том, как он справляется с этими трудностями, 
какие способы решения задач, связанные 
с процессом адаптации к школе, выбирает 
ребенок. К сожалению, для некоторых  учащихся 
эти проблемы остаются не разрешимыми.
Обоснование  имеющихся 
затруднений в массовой образовательной 
практике.
В настоящее время массовая 
психологическая практика испытывает 
затруднения в конкретных программах 
со специальными занятиями, посвященных 
формированию социальных коммуникативных 
навыков. Предполагается, что жизнь сама 
всему научит,  хотя в этом есть доля истины, 
направленное обучение способам успешной 
социализации позволило бы избежать многих 
проблем.
Жизнь - это, прежде всего, социальное 
явление. В сфере межличностных отношений, 
во время игры, в интимные моменты человек 
испытывает потребность в эмоциональном 
тепле и контакте с другим человеком.
Цель коррекционных занятий 
- помочь участнику осознать свою индивидуальность, 
выработать свой коммуникативный стиль, 
основные способы общения с другими людьми. 
В этом и заключается гуманистическая 
идея - не заставлять, не давить, а помочь 
человеку преодолеть стереотипы, мешающие 
ему жить радостно, счастливо и общаться 
с окружающими людьми.
В предлагаемой программе успешно 
решаются следующие задачи:
·                  снижение эмоционального 
напряжения;
·                  создание положительного 
эмоционального настроения и атмосферы 
«безопасности» в группе;
·                  перенос положительного опыта 
из группы в реальную школьную обстановку;
·                  развитие внутренней активности 
детей;
·                  формирование адекватной 
самооценки детей;
·                  развитие социальных эмоций;
·                  развитие коммуникативных 
навыков.
Психолого-педагогические 
средства, используемые на занятиях.
Арсенал методических средств, 
используемых на занятиях, представляет 
собой: беседы; дискуссии; тематические 
релаксации; ролевые игры; игры-драматизации; 
психогимнастика; самовыражение в рисунках; 
самовнушение; психотерапевтические приемы: 
эмоциональное отреагирование отрицательных 
переживаний, снятие и уменьшение социальных 
страхов.
Технология реализации 
программы.
Занятия проводятся по принципу 
социально-психологического тренинга 
в кабинете психолога или в специальном 
помещении, где можно свободно располагаться 
и передвигаться. Их продолжительность 
не должна превышать один школьный урок. 
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Класс 
делится на две подгруппы по 10-12 человек. 
Каждому ребенку необходимо обеспечить 
возможность проявить себя, быть открытым 
и не бояться ошибок.
Ведущими методами проведения 
занятий являются не только игры, но все 
больше места занимают обсуждения, дискуссии, 
анализ поступков и поведения. Дети учатся 
отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, 
анализировать и логически рассуждать. 
По каждой теме идет тренинг, релаксация, 
используются приемы самовнушения. Форма 
проведения занятия достаточно свободная. 
Ребята не только слушают, отвечают на 
вопросы, рисуют, но и общаются между собой.
Количество занятий и темы можно 
менять в зависимости от конкретного класса 
и его проблем.
Анализ проделанной работы 
позволяет говорить о ее несомненной доступности 
и эффективности для учащихся начальной 
школы. Субъективная удовлетворенность 
процессом тренинга изучалась с помощью 
«обратной связи». Это дает возможность, 
как показывает опыт, получить ценную 
информацию о непосредственных впечатлениях 
участников тренинга. Получая обратную 
связь, после окончания занятий мы имеем 
возможность оценить итоги  личностного 
роста каждого из участников. Ребята меняются 
сами, меняются их взгляды на других и 
окружающий мир.
Дети с большим желанием посещают 
занятия. А учителя, работающие в этих 
классах, обратили внимание на то, что 
ребята стали себя чувствовать более уверенно 
и быстрее адаптировались к школьной жизни.
Занятия проводятся с учащимися 
первых классов на начальных этапах обучения. 
Проведение занятий не требует специального 
материального оснащения помещения. Дидактический 
материал готовит психолог.    Данная программа 
используется для адаптации учащихся 
к школьной жизни. При ее использовании 
необходимо иметь сведения об участниках, 
т. е. должна быть проведена первичная 
диагностика (разработки занятий см. в 
приложении 3).
 
          Работа по вышеуказанной 
программе проводилась в течении 
6 недель ( по 2 занятия в неделю, время 
занятий – по 40 минут). На завершающем 
этапе групповой работы  проводилась 
контрольная диагностика уровня школьной 
тревожности у участников группы, позволяющая 
оценить эффективность работы. Контрольная 
диагностика проводилась по прошествии 
одной недели с момента окончания работы 
группы. Для ее проведения нами были использованы 
следующие психодиагностические методики 
(все эти методики описаны выше).
1.                             Тест на эмоциональное отношение 
к школе.
2.                             Проективная методика (А.М.Прихожан).
3.                             Беседа с родителями и учителями.
 
       Итог контрольной диагностики 
таков: Утех ребят, у которых ранее 
было отрицательное отношение 
к школе,  сменилось на пограничное между 
положительным и отрицательным (6% учащихся 
– пограничное отношение, 94% - положительное 
отношение к школе).
 
 
 
          Беседы с родителями 
и учителями показали, что признаков 
проявления тревожности у учащихся 
стало значительно меньше.                                
 
           Следует отметить, что помимо 
работы с учениками была проведена работа 
с педагогами и родителями. С учителями, 
работающими в параллели первых классов, 
был проведен семинар в начале учебного 
года по проблеме школьной адаптации, 
на котором педагоги были информированы 
о психологических особенностях адаптации 
учащихся к обучению в школе, обучены навыкам 
распознавания тревожных детей и оказания 
им поддержки.
Также педагогам было предложено 
проводить психопрофилактические классные 
часы для первоклассников. Цель этих классных 
часов заключается в содействии школьной 
адаптации  учащихся посредством переработки 
потенциально проблемных сфер школьной 
жизни (А.В.Микляева, П.В.Румянцева Школьная 
тревожность).
 
       Для родителей первоклассников 
организованы родительские собрания, 
на которых рассказывалось о 
возрастных особенностях первоклассников, 
об уровне тревожности, характерном 
для их класса «в среднем». 
Также на родительских собраниях 
родители информированы о возможных 
проявлениях школьной тревожности 
как симптома нарушения школьной 
адаптации и далее сформулированы 
конкретные рекомендации по содействию 
школьной адаптации ребенка.
 
       
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
      Проблема тревожности 
является одной из наиболее 
актуальных проблем в современной 
психологии. Среди негативных переживаний 
человека тревожность       занимает особое 
место, часто она приводит к снижению работоспособности,       
продуктивности деятельности, к трудностям 
в обще-нии. В состоянии тревоги мы, как 
правило,      переживаем не одну эмоцию, а 
некоторую комбинацию различных эмоций, 
каждая       из которых оказывает влияние на 
наши социальные взаимоотношения, на наше       
соматическое состояние, на восприятие, 
мышление, поведение. При этом       следует 
учиты-вать, что состояние тревоги у разных 
людей может вызываться       разными эмоциями
 
      Тревожность - индивидуальная 
психологическая особенность, состоящая 
в    повышенной склонности испытывать беспокойство 
в различных жизненных       ситуациях, в том 
числе и тех, объективные характеристики 
которых к этому       не предрасполагают.
 
      Тревожность может 
порождаться как реальным неблагополучием 
личности в наиболее значимых 
областях деятельности и общения, 
так и существовать вопреки 
объективно благополучному положению, 
являясь следствием определенных 
личностных конфликтов, нарушений 
в развитии самооценки и т.п.
 
      Тревожность как свойство 
личности во многом обуславливает 
поведение       субъекта. Определенный уровень 
тревожности - естественная и обязательная       
особенность активной деятельной личности. 
У каждого чело-века существует       свой оптимальный 
или желательный уровень тревож-ности 
- это так называемая       полезная тревожность. 
Оценка человеком сво-его состояния в 
этом отношении       является для него существенным 
компо-нентом самоконтроля и самовоспитания.
 
      Однако повышенный 
уровень тревожности является 
субъективным проявление       неблагополучия 
личности.
 
      Тревожность оказывает 
существенное влияние и на 
самооценку ребенка.
 
      Повышенный уровень 
тревожности у ребенка может 
свидетельствовать о его       недостаточной 
эмоциональной приспособленности к тем 
или иным социальным       ситуациям. Это порождает 
общую установку на неуверен-ность в себе.
 
      Таким образом, вопросы 
изучения детской и подростковой 
тревожности       занимают значительное место 
в современной психологии. Среди наиболее       
злободневных вопросов - выявление причин 
возникновения и способов       коррекции тревожного 
поведения.
Анализ проделанной работы 
позволяет говорить о необходимости проведения 
коррекционно-развивающей работы с младшими 
школьниками с целью формирования у них 
эмоциональной стабильности и коммуникативных 
навыков (такая работа была проведена). 
Важна работа с учителями и родителями: 
разработаны рекомендации для родителей 
первоклассников, памятка педагогам «Правила 
работы с тревожными детьми».