Лекция
2
Психология
общения.
Общение – это
процесс взаимодействия между людьми
с целью обмена информации. Участников
общения называют коммуникантами передающей
информации - коммуникатор, воспринимающий
- реципиент.
Структура общения:
- Коммуникативная
сторона общения (обмен информации)
- Интерактивная
сторона общения (обмен действиями)
- Проприорецептивная
сторона (процесс восприятия и познание
партнерами друг друга)
- Барьеры
общения:
- Барьер
понимания:
- Фонетический
барьер (возникает, когда люди говорят
на разных языках из за дефекты речи
- Семантический
барьер (возникает из за различий системах
значений жаргонных и сленговых слов)
- Стилистический
барьер (возникает, когда стиль речи говорящего
не соответствует ситуации)
- Логический
барьер (возникает, когда логика
говорящего либо очень сложна для восприятия,
либо противоречит логики реципиента).
- Барьеры
социо-культурных различий (возникают
из за различие по национальным, религиозным,
политическим и т. д.)
- Психологический
барьер
Невербальным
средством общениям относят 4 группы средств:
- Оптико-кинетические
средства (жесты, мимика, пантомима)
- Просимика
– это организация пространства общения.
Американский психолог Эдвард Хол определил
4 дистанции общения. 1ая дистанция
интимная от 0 до 45 см. 2ая дистанция это
межличностное дистанция от 45 до 120
см. 3я дистанция официально деловая от
1,2 до 3,5 м. 4ая публичная дистанция более
3,5 м.
- Визуалика
(глаза)
- Паралингвистическая
и экстралингвистическая система знаков.
Пара. Система вокализации (качество голоса,
тембр, громкость). Экстралингвистические
Около речевые добавки.
- Интерактивная
сторона общения – различает 2 формы взаимодействия:
- Кооперация
- конкуренция
- Персептивная
сторона общение – восприятие партнерами
друг с другом. При первом восприятии парнера
часто совершаются ошибки первого впечатления:
1 ошибка
– фактор превосходства
2 ошибка
– фактор отношения
Лекция №3
Предмет изучении психологии.
Психология существует
единственный феномен доступный непосредственно
наблюдению – это поведение. В отечественной
психологии ложилось представление о
предмете психологии как о систем трех
классов психических явлений:
1)Психические
процессы
2)Психические
состояния
3)Индивидуальные
психологические свойства
Психические
процессы- крайне неустойчивы и быстро
текущие феномены. Основная функция которых,
это информационный обмен между окружающее
средой психики и организмом. Всего психических
процессов 7:
- Ощущение
– это простейших психический процесс
состоящий в отражении отдельных
свойств предметов или времени, действующий
в данный момент на человека.
Виды
ощущений:
- Экстерорецептивные
ощущения –ощущения из вне (зрительные,
слуховые….)
- Интерорецептивные
ощущения – внутреннего состояния.
- Пропререцептивные
ощущения – ощущение движения и положениятела.
- Контактный
и дистанционный
Закономерности (свойство ощущений):
- Чувствительность
– способность чувствовать ощущения.
*Минимальное раздражение - способное
вызвать раздражение называется нижним
порогом чувствительности. Максимальное
раздражение – способно вызвать адекватное
чувствительность, называется верхним
порогом чувствительности. Минимальная
величина раздражения способная вызвать
изменения ощущения называется порогом
различения.
- Адаптация
– способность органов чувств, приспосабливаться
к существующим условиям.
- Последовательные
образы – иногда после прекращения воздействия
раздражителя он некоторое время продолжает
ощущаться.
- Взаимодействие
ощущений – иногда при воздействии раздражителя
одной модальности мы получаем ощущения
абсолютно другой модальности.
Расстройство ощущения.
Явление
отсутствия ощущения называется анестезия.
Отсутствие боли анезтезия.
- Восприятие
– это способность воспринимать окружающий
мир, не просто чувственно виде разрозненных
ощущений, а виде законченных образов.
Закономерности
восприятия:
- Константность,
то есть постоянство величины формы и
цвета.
- Предметность
– объекты воспринимаются не как набор
разрозненных ощущений, а составляют образы
отдельных предметов.
- Категориальность
- все воспринимаемые объекты сознания
соотносят с уже имеющимися категориями
предмета
- Апперцепция
– восприятие зависит, от имеющего опыта
и состояния человека. При восприятии
одного или иного предмета, мы опираемся
на что то. В зависимости от настроения
и опыта, мы можем изменить мнение.
Расстройство восприятия:
- Галлюцинация
– расстройство заключающаяся восприятия
не существующих обьектов. Иллюзии это
ошибочное восприятие реально существующих
явлений. Не стоит путать с галлюцинациями.
- Мышление
– это способность воспринимать мир, не
просто чувствен .е. непосредственно, это
способность понимать причины наследственно
связи между явлениями окружающей действительности.
Виды мышления:
- Наглядно
действенное мышление
- Наглядно
образное
- Словесно
логическое (абстрактное)
Д/3: 8 треугольников
из 6 спичек, 4 из 6, 6..
1
11
21
1211
111221
Расстройство
мышления носит качественный и количественный
характер. Количественным мышлением
проявляется снижение скорости и продуктивности
мышления. Качественные нарушения э то
умозаключение не соответствующее действительности.
- Речь
– это главное средство человеческого
общении. Главная функция человеческой
речи заключается в том, что она является
инструментом мышления.
Виды
речи:
- Внутренняя
- Внешняя
- Монологическую
- Диалогическую
Расстройство речи:
Афазия
Лекция
№4
Индивидуальные психологические свойства.
ИПС
- Крайне устойчивые, во много врожденные
и сохраняющиеся на протяжении всей жизни
особенности течения психических процессов
и психического состояния.
Индивидуальность
– (див - целое, ин – не, те. Неделимый) –
это совокупность абсолютно всех свойств
особи.
Характер
– (с греч. Чеканка – отпечаток, т.е. отличительная
черта)- это система относительно устойчивых
качеств личности определяющая линию
поведения человека и выражающейся в его
отношении к окружающему миру, деятельности,
другим людям и самому себе. Существует
2 типа ориентации характера:
- Экстраверсия – т.е. устремленность
человека к внешнем обстоятельствам
- Интерверсия – направленность
человека в себя.
Дополнение:
Экстраверты делают больше пауз при выполнении
какой либо работы.
Темперамент – существует несколько
подходов к понятию темперамент:
Конституциональный
- (конституция – это функциональные, морфологические
особенности организма, сложившиеся на
базе наследственности или окружающей
среды и определяющие реактивность организма
на различные воздействия.
Типология Кречмера
- Астеники – люд худые с плоской
грудной клеткой, вытянутыми конечностями,
удлиненным лицом и слабой мускулатурой.
Тип темперамента: шизатиники (малоэмоциональные,
замкнутые, не склонные смене эмоции, склонны
шизофрении)
- Пикники – среднего роста,
склонны к полноте, с короткой шеей, большой
головой с широким лицом и как правило
мелкие черты лица. Тип темперамента: циклотиники
(склонны к перемене эмоции), общительные
контактные, легко приспосабливаются
к новым условиям. Склонны к маниакальным
депрессивным психозу.
- Атлетики – люди высокие, спортивные,
с развитой мускулотурой, и правильно
сформированной жировой прослойкой. Тип
характера: они иксатимники, спокойные,
сдержанные, практичные, властные, не любя
перемен, и плохо к ним приспосабливаются.
Склонны эпилепсии.
Гуморальная теория – предложена
Гиппократом. Который говорил, что
тип темперамента можно определить
по преобладании определенного сока в
организме.
Темперамент
- это врожденное и низменное свойство
человеческой психики, определяющая реакцию
человека на других людей и обстоятельства.
Темперамент начиная с Павлова И.П. считается,
что темперамент зависит от свойств нервной
системы, а именно от силы уравновешенности
и подвижности.
Сильный
(1) слабый
Уравновешенный
– (3) подвижный
- (4) инертный
(2)
Не уравновешенный
1
меланхолик
2
холерик
3
сангвиник
4
флегматик