Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:21, реферат

Краткое описание

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социально-психологическая природа общения……………………..4
2. Диалог как форма психологического воздействия……………….…7
3. Психологические барьеры в общении и пути их преодоления……14
4. Правила поощрения и порицания в общении……….……………... 24
5. Влияние цвета в общении………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………...…31
Список литературы…………………………………………………..………33

Вложенные файлы: 1 файл

Ком.тех.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

  

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Коммуникативные технологии»

по теме: «Психология общения» Вариант №6

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

І курса

Специальность Производственный менеджмент

Группа ПМ-12 Нев

Ф.И.О Тасакова Эльвира Валентиновна

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

                                             

 

СОДЕЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Социально-психологическая природа общения……………………..4
  2. Диалог как форма психологического воздействия……………….…7
  3. Психологические барьеры в общении и пути их преодоления……14
  4. Правила поощрения и порицания в общении……….……………... 24
  5. Влияние цвета в общении………………………………………….…25

Заключение………………………………………………………………...…31

Список литературы…………………………………………………..………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства. Например, самое простое – быть вежливым. Об этом приходится слышать с первых лет жизни и остается только удивляться, почему до сих пор вежливость не стала законом человеческого общения. И вот что удивительно – каждому в отдельности вежливое отношение к себе нравится, а все вместе мы страдаем от его недостатка.

  Самоуважение – основа культуры общения. И не только потому, что уважающий себя человек не допустит пренебрежительного отношения к своей личности. Без самоуважения не может быть полноценного общения, основанного на взаимном уважении, признании права каждого отстаивать свои взгляды и мнения при условии, что они не противоречат основополагающим принципам человеческой морали.

       Психологи обнаружили, что в конфликте сторонние наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет выдержку и не отвечает грубостью на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с хамством. B споре или конфликте она является средством утверждения своей правоты. Именно поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ

 

       Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

  Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

  Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

  Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

       В процессе  общения: 

  • передаётся и усваивается социальный опыт;
  • происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;
  • формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;
  • происходит социализация личности.

  Общение существует  не только в силу общественной  необходимости, но и личной  необходимости индивидов друг  для друга. В общении индивид  получает не только рациональную  информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность. Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

  • Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.
  • Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.
  • Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.
  • Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.
  • Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

 Социальная природа общения

      Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:

  • историческая связь актов общения друг с другом;
  • способность общения быть выразителем общественного сознания;
  • способность общения формировать и использовать культуру.

      Всякий акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и по содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность. 
       Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка. 
Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения. 
С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества.

      Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными. 
Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

       Социальный аспект речевого общения включает:

  • статутные и ролевые различия между людьми;
  • общественные стандарты и требования, предъявляемые к тем или иным формам речевого поведения;
  • социальные различия между говорящими в их отношении к собственным и чужим моделям речевого поведения;
  • социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств;
  • социальную значимость речевых актов.

Психологическая природа общения

 Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

      Общение как психологический феномен определяется:

  • общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
  • этнопсихическими особенностями нации;
  • социально-психологическими особенностями социальной группы;
  • индивидуальными психологическими особенностями личности.

       Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что общение является формой психической деятельности, формой поведения человека, представляет собой межличностное взаимодействие индивидов. В общении проявляются психологические свойства личности, её темперамент и другие психолого-типологические характеристики, а так же личность человека формируется в процессе общения.

 

 

  1. ДИАЛОГ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

       Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.

      Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога – это управление или поиск содействия, ответные стратегии – подчинения, содействия или противодействия. Цели общения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбранной стратегии.

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно  еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

  Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя – это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

  Общение характеризует  – взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами, и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников.

  Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.

  Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею.

  Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже – свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

   Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности – в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в третьих индивидуально-психологической – не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.

  Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фактическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий – то, о чем идет речь, предмет речи.

  Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога - это управление или поиск содействия; ответные стратегии - подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбранной стратегии.

Информация о работе Психология общения