Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:45, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.
Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости
1.64 2.31 φ*эмп. = 3,7
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована посвященность семье как наиболее значимая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Сформулирована гипотеза:
H1: доля лиц, у которых диагностирована семья как преобладающая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 4)
Таблица 4
Расчет углового преобразования для результатов тестирования наиболее значимых жизненных ценностей
Группы |
«Есть эффект»: задача решена |
«Нет эффекта»: задача не решена |
Суммы |
кол-во испытуемых |
кол-во испытуемых | ||
многодетные |
14 (56%) |
11 (44%) |
50 (100%) |
малодетные |
3 (12%) |
22 (88%) |
50 (100%) |
Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости
1.64 2.31 φ*эмп. = 3,4
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована семья как преобладающая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.
Таким образом, проведенные тестирование и анкетирование показало, что количество испытуемых, выбравших семью как наиболее значимую и преобладающую жизненную ценность среди многодетных и малодетных родителей значительно отличается. Математико-статистическая обработка данных показала преобладание доли имеющих семью жизненной ценностью среди многодетных родителей.
Практическое исследование психологических особенностей многодетных семей по выбранным методикам позволило диагностировать имеющиеся ценности, наиболее значимые жизненные ценности и преобладающие ценности жизни родителей многодетных и малодетных семей.
Проведение диагностики по тесту «Ценностные ориентации» среди многодетных родителей показало, что им более свойственны такие семейные ценности как теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие, а также социальное положение. Большинство малодетных родителей выбрали в качестве ценностей своей жизни социальное положение и беззаботную жизнь.
Диагностика наиболее значимых ценностей с помощью анкеты «Семейные ценности» показала, что для многодетных родителей наиболее значимыми являются такие ценности как посвященность семье и супруг (супруга) как спутник по отдыху. Для малодетных родителей наиболее значимыми оказались финснсовая поддержка и работа по дому.
Тестирование по методике «Иерархия жизненных ценностей» позволила диагностировать у многодетных родителей преобладание семьи и здоровья как жизненных ценностей. В малодетных семьях иерархию жизненных ценностей возглавили обеспеченность и карьера.
Проведение математико-
Таким образом, проведенные тестирование, анкетирование родителей, анализ и математико-статистическая обработка данных исследования дают основание утверждать, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из малодетных семей.
Исследования проблемы психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы. Изучение психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы.
Многодетная семья – это семья, которая воспитывает трех и более детей, включая усыновленных не достигших восемнадцати лет. Многодетные семьи различаются по условиям многодетности, они могут быть семьями которые решили быть многодетными сознательно, семьями, многодетность которых является результатом отсутствия планирования семьи, объединявшиеся неполные семьи, многодетные неблагополучные семьи. На развитие детей в многодетных семьях влияют такие факторы как численность, условия проживания, личностные качества членов семьи. Проблемы многодетных семей могут быть связаны недостатками материально-бытовой ситуацией, невозможностью трудоустройства, отсутствием жилья. Психологическими трудностями многодетной семьи могут быть дефицит родительского внимания к детям, превышение социального возраста старших детей, сложности связанные с психологическим климатом и невысокий жизненный уровень. Родителям многодетных семей свойственны такие психологические отличия как стремление к определенному родительскому статусу, психологическая устойчивость к стрессам, высокий уровень сплоченности, невысокий уровень воспитательных качеств. Жизненные ценности многодетных родителей связаны с проявлением самоутверждения в роли отца и матери, потребностью в интимных отношениях и высокой значимости стабильности, а также общении и материальной обеспеченности.
Исследование психологических особенностей многодетных семей было организовано на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Альметьевск, среди родителей детей, посещающих школу в количестве 50 человек, 25 из которых являются родителями из многодетных семей, 25 – из семей где число детей не превышает 2 человек. Методиками исследования были выбраны тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной, анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой, тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова.
Проведение методики «Ценностные ориентации» показало, что в многодетных семьях саморазвитие личности является жизненной ценностью у 1 человека (4%), уважение и помощь людям, отзывчивость – у 2 человек (8%), физическая привлекательность, внешность – у 1 человека (4%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие – у 15 человек (60%), высокое социальное положение имеют жизненной ценостью 3 человека (12%), творчество - 1 человек (4%), беззаботная жизнь – 2 человека (8%).
В малодетных семьях были диагностированы следующие жизненные ценности: саморазвитие личности – 1 человек (4%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие – 2 человека (8%), высокое социальное положение – 13 человек (52%), творчество - 1 человек (4%), беззаботная жизнь – 8 человек (32%).
С помощью анкетирования были выявлены следующие значимые ценности родителей в многодетных семьях сексуальные отношения для 2 человек (8%), общение – 1 человека (4%), супруг (супруга) как спутник по отдыху – для 3 человек (12%); финансовая поддержка – для 2 человек (8%); искренность и открытость – для 1 человека (4%), посвященность семье – для 15 человек (60%), одобрение – для 1 человека (4%).
В малодетных семьях родители имеют следующие значимые ценности: сексуальные отношения – 5 человек (20%); финансовая поддержка – 10 человек (40%); посвященность семье – 3 человека (12%); работа по дому – 6 человек (24%); одобрение – 1 человек (4%).
Диагностика преобладающих жизненных ценностей показала, что в многодетных семьях у родителей преобладающими являются ценности: здоровье - 7 человек (28%), семья - 14 человек (56%), служение - 3 человека (12%), отдых – 1 человек (4%). В малодетных семьях были диагностированы следующие преобладающие жизненные ценности: здоровье – 5 человек (20%), материальная обеспеченность – 11 человек (44%), семья – 3 человека (12%), карьера – 6 человек (24%).
Математико-статистическая обработка полученных результатов тестирования и анкетирования показала преобладание доли многодетных родителей, для которых ценностью является семья, над долей родителей из малодетных семей, также имеющих семью жизненной ценностью.
На основании результатов диагностики жизненных ценностей, анализа и математико-статистической обработки данных исследования был сделан вывод о том, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из малодетных семей.
Приложение 1
Методика «Ценностные ориентации»
Инструкция
Оцените, пожалуйста, значимость ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:
1 2 3 4 5________
Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Сначала Вы оцениваете значимость ценности, зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков.
Бланк методики
Ценности |
Шкала «Значимость» от 1 до 5 баллов | ||||
Хорошее материальное положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Саморазвитие личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Известность, популярность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уважение и помощь людям, отзывчивость |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Физическая привлекательность, внешность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокое социальное положение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Творчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Беззаботная, спокойная жизнь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Любовь к природе и бережное отношение к ней |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Информация о работе Психологические особенности многодетных семей