Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:45, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.
Родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью. Они более успешно выдерживают стрессы, они могут легко преодолевать жизненные трудности, потому что они уже расставили приоритеты ценностей и сделали свой выбор в пользу самого дорогого - своих детей. Есть определенное мужество в том, чтобы поступить не так, как все, а принять самостоятельное решение, таким качеством и обладают обычно родители в многодетных семьях [28.C.92].
Воспитательные особенности родителей многодетных семей по мнению С.В. Ковалева следующие:
1) в многодетных семьях родители при воспитании детей в основном опираются на интуицию и стереотипы, в силу своего незнания взрослые не могут грамотно построить процесс взаимодействия с детьми разных порядковых позиций рождения;
2) многочисленность детей является препятствием проявления уникальных, присущих каждому ребенку многодетной семьи возможностей в зависимости от разной возрастной позиции;
3) главной причиной возникновения проблем воспитания детей в многодетной семье является «курс на единообразие», курс к которому сознательно или бессознательно следует большинство родителей. Он характеризуется стремлением рассматривать всех детей как единое целое и не замечать различий в личностных характеристиках между разновозрастными детьми в многодетной семье [14.C.170].
В большинстве своем, родителям из многодетных семей не хватает знаний, умений и навыков по выбору педагогической стратегии воспитания детей разных возрастных позиций. Не смотря на это дети в многодетных семьях вырастают более отзывчивыми и по отношению друг к другу, и по отношению к другим людям. По сравнению с малодетными семьями, в многодетных выше межличностная сплоченность. В психологии этот термин используют для определения, насколько сбалансированы и сонаправлены действия всех членов группы, в данном случае - семьи, насколько быстро и грамотно члены семьи могут принять общее решение. А из этого следует, что семьи, где несколько детей, всегда более дружны.
Вместе с тем, как отмечает Я.А. Арцимович безответственность и халатность родителей присущие родителям из многодетных семей, приводят к тому, что дети, часто брошенные на произвол судьбы, остаются без присмотра, самостоятельно гуляют на улице (родители не контролируют в какой компании находится ребёнок). Из-за халатного отношения родителей к таким ситуациям возникают проблемы в поведении детей, за которыми могут последовать травмы, непредвиденные ситуации, хулиганские выходки или употребление алкогольных напитков. Дети из многодетных семей в некоторых случаях боятся своих родителей, ищут отношения вне дома (убегают из дома, попадают в группы, где собираются неблагополучные дети и с различными отклонениями в поведении). Но взрослым необходимо помнить о том, что дети и улица - несовместимые понятия. Родители в ответе за своих детей всегда и везде. К вопросу планирования и создания семьи, воспитания не одного-двух, а больше детей, следует относиться серьезно и взвешенно [4.C.75].
Последствия для ребёнка дефицита внимания родителей. Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни. Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.
Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям [8.C.69].
К. Витек высказывает точку зрения, согласно которой дети из многодетных семей более успешны по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны. Это качество родителям в многодетной семье не нужно развивать специально – оно воспитывается само собой, потому что ребенку есть с кем общаться. Он с детства привыкает разговаривать с братьями и сестрами, играть в ролевые, а не компьютерные игры, а во взрослой жизни коммуникабельность чуть ли не главная составляющая успеха.
Дети сильнее объединяют супругов, они являются результатом их любви. Не удивительно, что разводов в многодетных семьях гораздо меньше. Рождение каждого следующего ребенка означает для родителей не только новые заботы, но и новый уровень взаимоотношений друг с другом. Чувства становятся крепче, ответственность друг за друга - больше. Такие супруги часто влюблены друг в друга до глубокой старости, им вместе есть что терять, они понимают, что развод прежде всего отразится на их детях, поэтому они умеют уступать и ценить друг друга [10.C.94].
Таким образом, к личным особенностям родителей многодетных семей относятся стремление к поддержанию своего родительского статуса, высокий уровень психологической устойчивости к стрессам, сплоченности членов семьи, воспитательные особенности (интуитивность и стереотипность воспитания), отсутствие уникальности воспитания по отношению к каждому ребенку, нехватка знаний воспитательного характера.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. В семейной психологии выделяются следующие основные ценности семьи:
1) ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения;
2) ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании;
3) ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально - интимные отношения супругов);
4) ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность;
5) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;
6) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [15.C.83].
В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми. Семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность. Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений предметов действительности с точки зрения их полезности необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений. Поэтому ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным, они прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивации деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей [16.C.38].
Исходя из определения Н.Г. Марковской выделяют три группы семейных ценностей в многодетных семьях:
1) ценности, связанные с супружеством;
2) ценности, связанные с родительством;
3) ценности, связанные с родством [18.C.7].
Л.И. Савинов указывает, что для родителей многодетных семей чаще присущи следующие ценности супружества:
1) ценность брака;
2) ценность равноправия супругов (ценность доминирования одного из них);
3) ценности различных половых ролей в семье;
4) ценность межличностных коммуникаций между супругами;
5) отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов [23.C.15].
К основным ценностям родительства в многодетных семьях относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства родителей в многодетных семьях можно отнести:
1) ценность наличия родственников (например, родителей);
2) ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками;
3) ценность расширенной или нуклеарной семьи.
Отношения супругов, детей и родителей многодетных семей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняет семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов. Однако по-прежнему в многодетных семьях создается коллектив и здесь есть с кого брать пример, за кого отвечать. В такой семье у супругов естественным образом воспитываются чувство товарищества и дружбы, сопереживания, любовь друг к другу и искореняются чувства эгоизма и жадности [24.C.59].
В многодетных семьях, по мнению Э. Эйдемиллера с самого раннего возраста в связи с ценностными установками родителей у детей воспитываются обобщенные представления о других людях. Родители многодетных семей, подчеркивают значение психологических характеристик, мотивов, чувств, они обращают внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности. Структура семейных ценностей многодетных родителей традиционна. В основе системы семейных ценностей многодетной семьи чаще лежат цели рождения и воспитания детей, создания и сохранения стабильного брака, общие взгляды на жизнь и теплая семейная атмосфера. В семейных отношениях многодетные родители ценят любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, семейное единство и сплоченность. Наиболее предпочтительными характеристиками супругов являются умение любить и заботиться о семье и детях, качества хорошего родителя и совпадающие жизненные ценности и установки. В основе семейного образа жизни лежат традиционные ценности рождения и воспитания детей, а доминирующим фактором структуры семейных ценностей являются ценности заботы [30.C.82].
Таким образом, жизненные ценности в семье связаны с самоутверждением, удовлетворением потребности в отцовстве и материнстве, интимных отношениях, стабильности защищенности, общении и материальной обеспеченности. В многодетной семье среди ценностей выделяются ценность супружества, родительства, родства.
Изучение психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы. Многодетной называется семья, воспитывающая трех и более детей, к которым относятся и усыновленные в возрасте не более восемнадцати лет. Многодетные семьи отличаются друг от друга обстоятельствам многодетности: семьи, осознанно принявшие решение иметь много детей, семьи, ставшие многодетными в результате отсутствия планирования семьи, семьи, ставшие многодетными в результате объединения двух неполных семей и семьи, многодетность которых связана с их неблагополучием. Развитие детей в многодетных семьях обусловлено факторами: параметры семьи, социально-бытовые условия, личные особенности родителей и детей. К проблемами многодетных семей относятся материально-бытовые, связанные с трудоустройством родителей, жилищные. Психологические проблемы связаны с дефицитом родительского внимания к детям, социальный возраст детей, сложный психологический климат, низкий уровень жизни и здоровья.
Родители многодетных семей отличаются стремлением к поддержанию своего родительского статуса, высоким уровнем психологической устойчивости к стрессам, сплоченностью, воспитательными качествами. Специфика жизненных ценностей человека в семье связана с возможностью самоутверждения в отцовстве и материнстве, удовлетворении потребностей в интимных отношениях и стабильности, а также общении и материальной обеспеченности. Для членов многодетной семьи ценности связаны с супружеством, родительством и родственными связями.
Цель исследования: особенности многодетных семей.
Объект исследования: отношение к семье родителей многодетной семьи.
Гипотеза исследования: жизненные ценности родителей из многодетных семей отличаются от жизненных ценностей родителей из малодетных семей.
Предмет исследования: психологические особенности многодетных семей.
Задачи исследования:
Информация о работе Психологические особенности многодетных семей