Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы – раскрытие психологической сущности игры дошкольника.
Предметом – психологическая сущность, особенности игры дошкольника.
Объектом – дети дошкольного возраста.
Задачи – изучить сущность игры и определить её значение, проанализировать формирование игровой деятельности у дошкольников. Определить влияние на развитие дошкольника.
Введение………………………………………………………………………2
Психологические особенности игровой деятельности дошкольника…………………………………………………………...4
Эмоциональное развитие детей в игре………………………………4
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка……7
Сущность игры и её значение………………………………………..12
Этапы развития игровой деятельности. Виды игр…………………12
Научный анализ игровой деятельности…………………………….17
Формирование нравственных отношений в игре…………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………
Убедительный факт приводит К.К. Платонов, разбивающий настоятельность биологизаторской теории игр. На одном из островов Тихого океана ученым этнографом было обнаружено племя, оно вело изолированный образ жизни. И даже дети этого племени не знали, что такое игра в куклы. С этой игрой познакомил их сам ученый. В начале, игрой заинтересовались мальчики и девочки, но затем, интерес к игре исчез у девочек, а вот мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось это просто. Мужчины этого племени заботились о детях, а вот женщины заботились о добывании и приготовлении пищи.
У ребёнка в первых играх отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Можно сказать, что взрослые «обыгрывают» игрушку. Ребёнок, подражая им, начинает играть самостоятельно. Затем, к ребёнку переходит инициатива организации игры. Но и на этом этапе руководящая роль остается взрослым. С развитием ребёнка изменяется и игра. Ребёнок в первые два года жизни овладевает действиями и движениями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. Перед ребёнком в функциональной игре раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы с ними действия. Ребёнок впервые, открыв и закрыв дверь ключом, начинает многократно повторять это действие, пытаясь повернуть ключ при всяком удобном случае. И это действие переносится в игровую ситуацию. Дети играя, делают в воздухе движение напоминающие поворот ключа и сопровождают его характерным звуком.
Сложными являются конструктивные игры. Ребёнок в них что-то создаёт, например, печет пирожки, строит дом. Дети в конструктивных играх осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Конструктивные и функциональные игры относятся к разряду манипулятивных. Ребёнок в них осваивает окружающий мир и воссоздает его в доступные для него формы. В сюжетных играх осмысливаются отношения между людьми.
Когда ребёнок
играет, например, в «магазин» или
«дочки-матери», то он
Таким образом, сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения дошкольника. Ребёнок в игре привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые предъявляются к нему. Например: он-то капитан космического корабля, то – его пассажир, то – зритель, наблюдающий за полётом. Эти игры приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Воспитывают чувства коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре. В сюжетной игре использование подходящей стратегии и тактики с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения. А вот педагога желанным партнёром в игре. Педагог сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме.
Как мы уже знаем,
существуют разные виды игр, характерных
для детского возраста. Игра представляет
собой форму активного
Дети играя, вносят в свои игры, много собственных фантазий, выдумок, комбинирования. Скажем точнее, игра – оперирование знаниями, средство их обогащения и уточнения, путь упражнения, развития нравственных и познавательных способностей и сил ребенка. Игра в развернутой форме представляет коллективную деятельность. Все кто принимает участие в игре, находятся в отношениях сотрудничества.
В игре развиваются
не только дети, сама игра тоже изменяется
и развивается. Со стороны педагога
при систематическом
А) от первой к последующим играм той же группы детей
Б) от начала к концу
В) в играх наиболее существенные изменения происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.
Игра направлена на познание ребёнком окружающего мира путем активного соучастия в повседневной жизни и труде людей. Средствами игры являются:
А) способы действия в определенных обстоятельствах с определенными предметами.
Б) в действиях и переживаниях ребенка, знания о людях их взаимоотношениях, их действиях.
В) те нравственные чувства и оценки, которые выступают в суждениях о плохом и хорошем поступке, о вредных и полезных действиях людей.
При умелом педагогическом руководстве воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. В игре постепенно идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Д.Б. Эльконин выделил три стадии процесса:
Руководя игрой, педагог нацеливает детей на освоение нравственных норм. Это является основой гуманных человеческих отношений. Другой человек становится центром внимания. На благо других людей игровые действия выполняются в ситуации использования их результата. Другими словами, деятельность дошкольников приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания отношений к ним.
Чтобы обеспечить усвоение норм, которые регулируют нравственные отношения, но и одновременно сравнить творческий характер игры, возможно лишь при правильном педагогическом руководстве. Формируемые у детей нравственные отношения можно активизировать с помощью игровых обращений. Так же, пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами. Если педагог вступает с детьми в ролевые отношения, то он легко достигает требуемой цели. Предположения, вопросы, советы, напоминания взрослого должны адресоваться ребенку, так как, он является исполнителем определенной роли. Когда педагог руководит игрой, то он активизирует и совершенствует нравственный опыт дошкольника.
В итоге, в игре
самостоятельное общение
Таким образом, идет освоение детьми в игре нравственных норм. Растет ответственность за выполнение действий. Ребенок даже самые привлекательные предметные действия подчиняет игровой цели, определяемой самой игровой ролью.
Заключение
На протяжении всего жизненного пути различают три вида деятельности: труд, игру, учение. Различаются они по продукту деятельности (конечными результатами), по особенностям мотивации и по организации. Игра не имеет общественно-значимого продукта. В игре формирование человека начинаются как субъекта деятельности. В этом её огромное, непреходящее значение.
Прежде всего, в психическом развитии ребенка игра выступает, как средство овладения миром. На достигнутом уровне психического развития ребенка происходит освоение взрослых на объективный мир. Ситуация игры включает в себя упрощения (обыгрываются, например, внешняя сторона приема гостей), замещения (в место людей – кукла). Таким образом, в игре огрублено имитируется действительность. Она позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Разнообразные виды деятельности игры дополняют друг друга, взаимопроникают, взаимосуществуют. Дошкольник в детском саду не только играет, но и учится играть и рисовать.
Эффективным средством формирования личности ребенка является игра. Формирование его морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир. В игре развиваются физические и духовные силы ребёнка: воображение, ловкость, внимание, память, дисциплинированность. Можно сказать, что игра является наиболее доступный вид деятельности для детей. В игре проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его активность, эмоциональность, развивающиеся потребность в общении.
Дети играя, учатся применять свои умения и знания на практике. И пользоваться потом ими в разных условиях. Игра – самостоятельная деятельность, где дети вступают в общение со сверстниками или же другими детьми. Прежде всего, их объединяет общая цель, общие переживания, усилия к достижению этой цели. Глубокий след в сознании ребенка оставляют игровые переживания. Они способствуют формированию благородных стремлений, добрых чувств, навыков коллективной жизни.
Большое место игра занимает в системе трудового, физического, эстетического, нравственного воспитания. Для повышения жизненного тонуса ребенка нужна активная деятельность, удовлетворяющая его социальные потребности, интересы. Игра тесно связана с обучением на занятиях и с наблюдениями повседневной жизни. Дети самостоятельно учатся решать игровые задачи, пользоваться своими знаниями, находить способ осуществления задуманного.
Таким образом, ещё в дошкольном возрасте игра является важным средством создания направленности ребенка.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Ведущий вид деятельности |
Это такая деятельность, которая определяет характер ребенка и его психическое развитие на том или ином этапе в детстве |
2 |
Дошкольный возраст |
Это этап развития психике в возрасте от трех до шести или семи лет |
3 |
Игровые условия |
Дети дошкольники, которые участвуют в игре. Игра в куклы, другие игрушки или предметы |
4 |
Игра |
В условных ситуациях это форма деятельности, которая направлена на усвоение и воссоздание общественного опыта |
5 |
Наблюдение |
Это восприятие того или иного процесса, который имеет цель – выявление инвариантных признаков этого процесса без включения в сам процесс |
6 |
Сюжет |
Сфера деятельности, отражающаяся в игре дошкольника |
7 |
Содержание игры |
Моменты в деятельности и отношения взрослых, где воспроизводятся в игре |
8 |
Сюжетная ролевая игра |
Вид игры, где игра в роли взрослых дополняется отдельным сюжетом, отражающаяся в игре |
9 |
Творческая деятельность |
Воспроизведение опыта индивидуалиста, который представлен представлениями, мыслями, движениям и эмоциональными состояниями |
10 |
Творчество |
Продуктивная
форма самостоятельности |
Список использованных источников
1 |
Интернет – психология личности. |
2 |
Выготский Л.С. «Психология развития человека» Москва. 2005 год. |
3 |
Кандибург Г.Р. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет» Днепропетровск. 2003 год. |
4 |
Эльконин Д.Б. «Психология игры» Москва. 1987 год. |
5 |
Асмолов А.Г. «Психология личности. Принципы общепсихологического анализа» Москва. 2002 год. |
6 |
Зик К. «Ребёнок и его мир» Москва 1985 год. |
7 |
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающиеся игры» Москва 1990 год. |
8 |
Менджрицкая Д.В. «Воспитание детей в игре» Москва. 1982 год. |
9 |
Урунтаева Г. «Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников» Москва. 2007 год. |
10 |
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Москва. 2004 год. |
11 |
Новоселова С.Л. «Игра дошкольника» Москва. 2005 год. |
Список сокращений
Т.д. – так далее
Мн.др. – многое другое
Лат. – Латинский
Приложение
Информация о работе Психологическая сущность дошкольного возраста