Психологическая сущность дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – раскрытие психологической сущности игры дошкольника.
Предметом – психологическая сущность, особенности игры дошкольника.
Объектом – дети дошкольного возраста.
Задачи – изучить сущность игры и определить её значение, проанализировать формирование игровой деятельности у дошкольников. Определить влияние на развитие дошкольника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Психологические особенности игровой деятельности дошкольника…………………………………………………………...4
Эмоциональное развитие детей в игре………………………………4
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка……7
Сущность игры и её значение………………………………………..12
Этапы развития игровой деятельности. Виды игр…………………12
Научный анализ игровой деятельности…………………………….17
Формирование нравственных отношений в игре…………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Дошкольники в  этих играх воспроизводят всё  то, что видят вокруг себя в жизни  и деятельности взрослых. Важным средством  воспитания является творческая игра, так как она наиболее полно формирует личность ребёнка. Игра является отражением жизни. Здесь всё «понарошку» или «как будто», в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка много настоящего. Например, действие  детей, которые играют, всегда реальны. А так же их чувства и переживания искренни и подлинные.

Ребёнок понимает и знает, что мишка и кукла  – это только игрушки, но он их любит  как живых. Он так же понимает, что  он не «взаправду» лётчик или космонавт, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. В игре подражание взрослым связано с работой воображения ребёнка. Он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом, но не копирует действительность. В замысле игры проявляется детское творчество и поиск средств в его реализации.

Чтобы решить в  какое путешествие отправится, как  соорудить самолёт или корабль, какое подготовить оборудование, сколько требуется выдумки! Дети в игре могут одновременно выступать как актёры, драматурги, декораторы, режиссёры. Однако дети не готовят длительное время к выполнению роли как актёры, не вынашивают свой замысел. Дети играют для себя, выражая чувства и мысли, собственные стремления и мечты, которые в настоящий момент ими владеют. Поэтому игру можно назвать импровизацией.

Игра – самостоятельная  деятельность, где впервые дети вступают в общение со сверстниками. Объединяет их единая цель, общие интересы и  переживания, совместные усилия к её достижению. Игру дети выбирают сами и  её организуют. Можно сказать, что  не в какой другой деятельности нет таких строгих правил как здесь. Поэтому детей игра приучает подчинять свои мысли и действия, определённые цели и помогает воспитывать целенаправленность.

 Ребёнок в игре начинает справедливо оценивать действие и поступки не только своих товарищей, но и свои собственные, так же начинает чувствовать себя членом коллектива. Задача воспитателя состоит в том, чтобы внимание играющих сосредотачивалось на таких целях, которые вызывали бы общность действий и чувств. А так же, чтобы способствовать установлению между отношением у детей, основанных на справедливости, дружбе и взаимной ответственности.

Первый опыт коллективного  мышления дети получают в игре –  это доказано. Учёные считают, что  детские игры закономерно возникли как отражение общественной и трудовой деятельности взрослых людей. Успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению зависит от того, какое будет складываться содержание взрослым в детские игры.

Следует подчеркнуть, что  в процессе деятельности ребёнка  плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности. Своей практической цели на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управление игрой не достигают, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта.

В каждом возрастном периоде  в игре успешно реализуются задачи всестороннего воспитания лишь при  условии психологической основы сформированной игровой деятельности. Это обусловлено тем, что в  психике ребёнка развитие игры связаны  существенные прогрессивные преобразования. Прежде всего, фундаментом для развития всех других сторон детской личности является в его интеллектуальной сфере. В игре происходит формирование речи, мышления, памяти, восприятия тех психических процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Развитие мышления у ребёнка определяет уровень его деятельности характера и интеллектуальный уровень её осуществления. В собственной деятельности ребёнок приобретает опыт. Он многое узнаёт от родителей и воспитателей. Отражение в игре находит разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир.

Таким образом, для ребёнка  игра это не только обучающий фактор, но и форма развлечения и отдыха. Ребёнок в игре развивает интеллект, самостоятельность, фантазию, формирует задатки к творчеству, память.

 

 

  1. Сущность игры и её значение
    1. Этапы развития игровой деятельности. Виды игр

В русском языке  слово «играть» и слово «игра» чрезвычайно многозначно. В значении развлечения употребляется слово «игра». В переносном смысле – «игра с огнём», чего-то необычного – «игра природы», или случайного – «игра судьбы». Так же в значении развлечения употребляется слово «играть». Исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, а в переносном значении притворства - «играть комедию» и мн. др. Трудно установить, по каким линиям первоначальное  значение этих слов насыщалось всё новыми и новыми значениями. Какие виды деятельности входили в первоначальное значение этих слов и как?

Ознакомительная игра является первым этапом развития игровой деятельности. Предметно-игровая деятельность представляет собой мотив заданной ребёнку взрослым человеком, с помощью предмета игрушки. В процессе обследования предмета её содержание составляют действия манипуляции. Эта деятельность младенца весьма быстро меняет своё содержание. Обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перестаёт в ориентированные действия-операции.

Название изобразительной  игры получил следующий этап игровой  деятельности. В этом этапе отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. С помощью данного предмета направленных на выявление специфических свойств этого предмета и на достижение определённого эффекта. Это кульминационный момент развития игры в раннем детстве имеющее психологическое содержание. Именно он, для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности, создаёт необходимую почву.

 Развитие игры и  предметной деятельности на рубеже  первого и второго годов жизни  ребёнка, смыкается и одновременно расходится. Теперь же, различия начинают проявляться и в способах действий. В развитие игры наступает следующий этап: она становится сюжетно - отобрази тельной. Меняется и психологическое содержание.

 Оставаясь предметно-опосредственными, действия ребёнка, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие игры на данном этапе дело и слово смыкаются, а вот ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений. Наступает этап собственно-ролевой игры. В игре, играющие моделируют знакомые, общественные или трудовые отношения людей. О поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать чёткие, систематизированные рекомендации в различных возрастных группах, по руководству игровой деятельности детей.

Педагогу, чтобы  добиться игры эмоционально насыщенной подлинной, необходимо комплексно руководить формированием. Именно целенаправленно обогащать опыт ребёнка, постепенно переводя его в условный игровой план. Побуждать дошкольника во время самостоятельных игр к творческому отражению действительности. Таким образом, хорошее игро-действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, которые воспитываются в неблагоприятных семьях.

Каждому ребёнку  необходимо его доля душевного комфорта, поэтому эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный  климат для взаимоотношений. В свою очередь, это становится условием восприимчивости дошкольника к педагогическим действиям и совместной деятельности со сверстниками.

 Руководство  направленно на поэтапное её  формирование и с учётом факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Поэтому игра считается динамичной. Здесь важно опираться на личный опыт ребёнка. Игровые действия, сформированные на его основе, приобретают особую эмоциональную окраску. Обучение игре, в противном случае, становится механическим. При работе с детьми раннего возраста важны все компоненты комплексного руководства формирования игры.

   

 

 По мере  взросления детей меняется и организация их практического опыта. Опыт направлен, в процессе совместной деятельности, на активное познание реальных взаимоотношений людей. В связи с этим обновляется условия предметно-игровой среды и содержания обучающих игр. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми. Общение становиться деловым, направленным на совместное достижение целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к обсуждениям, совместным высказываниям, беседам, спорам. Так же способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражаются общественно-трудовая деятельность людей.

 Итак, для  всестороннего развития ребёнка,  сформирование игровой деятельности  создаёт благоприятную почву  и необходимые психологические  условия. Всестороннее воспитание людей с учётом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр. Так же, требует установление связей между разными формами самостоятельной не игровой деятельности, которая протекает в игровой форме. Любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность будет направлена. В данном случае, деятельностью является игра, а мотив лежит в ней самой. Поэтому, ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-либо конкретного результата. Это типично для трудовой, бытовой и любой другой продуктивной деятельности.

В игре развитие ребёнка происходит за счет разнообразной  направленности и её содержания. Есть игры, которые прямо нацелены на эстетическое , умственное  и физическое воспитание. В то же время многие из них, нацелены на нравственное воспитание (игры – драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, музыкальные). В две большие группы можно объединить все виды игр. Они отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так же разными формами детской активности.

 

 

 

    1. Первая группа – игры, где косвенное участие в их подготовке и проведении принимает взрослый. При условии сформировании  определённого уровня игровых умений и действий, активность детей имеет творческий и инициативный характер. Ребята самостоятельно способны поставить игровую цель, развить замысел игры, найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для того, чтобы дети проявили инициативу. Она всегда свидетельствует об определённом уровне развития интеллекта. К игре этой группы можно отнести познавательные и сюжетные игры. Большое значение для общего психического развития каждого ребёнка, особенно ценны своей развивающей функцией.
    2. Вторая группа – различные обучающие игры. Здесь взрослый, для достижения определённого результата, сообщает ребёнку правила игры, объясняя конструкцию игрушки, и даёт фиксированную программу действий. В этих играх решаются конкретные задачи обучения и воспитания. Они направлены на усвоение правил и на усвоение определённого программного материала. И играющие должны им следовать. Так же, обучающие игры важны для нравственного эстетического воспитания дошкольников.

В обучении играм  активность детей носит репродуктивный характер. Решая игровые задачи с  данной программой действий, дети лишь воспроизводят способы их осуществления. Самостоятельные игры дети могут затевать на основе сформированности и умения, в которых будет больше элементов творчества. Подвижные относятся к группе игр с фиксированной программой действия. Так же к группе игр относятся дидактические, игры-развлечения, игры-драматизации.

Следует сказать, кроме игр о так называемой не игровой деятельности, протекающей  не в игровой форме. Это могут  быть некоторые виды изобразительной  деятельности, ознакомления с окружающим миром на прогулке, организованные начальные формы детского труда и т.д.

На возникшие  игровые проблемы поиск ответов  повышает познавательную активность детей  в реальной жизни. Процессы психического развития ребенка, достигнутые, в игре существенно влияют на его возможности систематического обучения, на занятиях. Так же, способствуют его совершенствованию реальной нравственно-эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

 Развивающие,  прогрессивное значение игры  состоит в реализации возможностей  всестороннего развития ребёнка. Она способствует расширению сферы их интересов. Так же, способствует возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности – учебной. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов психологической активности ребёнка к обучению в школе.

 От сюда  следует, прежде всего, развитие ребёнка в игре происходит за счет разнообразной направленности её содержания. Способствуют расширению сферы интересов и реализация возможностей всестороннего развития к учебной деятельности. Таким образом, когда ребёнок играет, то он познаёт творческое отображение действительности. Он развивает свою фантазию и умение комбинировать предметы, развивает нравственные и познавательные способности.

 Для детского  возраста существуют разные виды  игр: подвижные – игры с правилами, дидактические, конструктивные игры и игры-драматизации. Большое значение для развития детей в возрасте от двух до семи лет имеют ролевые и творческие игры.

 Моё мнение, прежде всего, развитие ребенка,  происходит благодаря, всё таки, разнообразной направленности содержания этой самой игры.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Научный анализ игровой деятельности

Научный анализ игровой деятельности показывает, что  игра – это путь познания окружающего  мира и отражение ребёнком мира взрослых. Прежде всего, следует, анализируя игру, как вид деятельности обозначить её природу. Широко распространены биологизаторские теории игры, в иностранной психологической литературе, согласно которым, игра ребёнка освобождает врождённую биологическую потребность в активности. В игре развитие ребёнка пытаются связать с соответствующими этапами развития общества человека. Интерес игры с животными – скотоводство, а так же интерес к игре в копание ям, песочек, этапы хлебопашества и т.д.

Информация о работе Психологическая сущность дошкольного возраста