Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы – раскрытие психологической сущности игры дошкольника.
Предметом – психологическая сущность, особенности игры дошкольника.
Объектом – дети дошкольного возраста.
Задачи – изучить сущность игры и определить её значение, проанализировать формирование игровой деятельности у дошкольников. Определить влияние на развитие дошкольника.
Введение………………………………………………………………………2
Психологические особенности игровой деятельности дошкольника…………………………………………………………...4
Эмоциональное развитие детей в игре………………………………4
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка……7
Сущность игры и её значение………………………………………..12
Этапы развития игровой деятельности. Виды игр…………………12
Научный анализ игровой деятельности…………………………….17
Формирование нравственных отношений в игре…………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………
Дошкольники в этих играх воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Важным средством воспитания является творческая игра, так как она наиболее полно формирует личность ребёнка. Игра является отражением жизни. Здесь всё «понарошку» или «как будто», в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка много настоящего. Например, действие детей, которые играют, всегда реальны. А так же их чувства и переживания искренни и подлинные.
Ребёнок понимает и знает, что мишка и кукла – это только игрушки, но он их любит как живых. Он так же понимает, что он не «взаправду» лётчик или космонавт, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. В игре подражание взрослым связано с работой воображения ребёнка. Он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом, но не копирует действительность. В замысле игры проявляется детское творчество и поиск средств в его реализации.
Чтобы решить в
какое путешествие отправится, как
соорудить самолёт или корабль,
какое подготовить оборудование
Игра – самостоятельная деятельность, где впервые дети вступают в общение со сверстниками. Объединяет их единая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия к её достижению. Игру дети выбирают сами и её организуют. Можно сказать, что не в какой другой деятельности нет таких строгих правил как здесь. Поэтому детей игра приучает подчинять свои мысли и действия, определённые цели и помогает воспитывать целенаправленность.
Ребёнок в игре начинает справедливо оценивать действие и поступки не только своих товарищей, но и свои собственные, так же начинает чувствовать себя членом коллектива. Задача воспитателя состоит в том, чтобы внимание играющих сосредотачивалось на таких целях, которые вызывали бы общность действий и чувств. А так же, чтобы способствовать установлению между отношением у детей, основанных на справедливости, дружбе и взаимной ответственности.
Первый опыт коллективного мышления дети получают в игре – это доказано. Учёные считают, что детские игры закономерно возникли как отражение общественной и трудовой деятельности взрослых людей. Успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению зависит от того, какое будет складываться содержание взрослым в детские игры.
Следует подчеркнуть, что в процессе деятельности ребёнка плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности. Своей практической цели на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управление игрой не достигают, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта.
В каждом возрастном периоде в игре успешно реализуются задачи всестороннего воспитания лишь при условии психологической основы сформированной игровой деятельности. Это обусловлено тем, что в психике ребёнка развитие игры связаны существенные прогрессивные преобразования. Прежде всего, фундаментом для развития всех других сторон детской личности является в его интеллектуальной сфере. В игре происходит формирование речи, мышления, памяти, восприятия тех психических процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Развитие мышления у ребёнка определяет уровень его деятельности характера и интеллектуальный уровень её осуществления. В собственной деятельности ребёнок приобретает опыт. Он многое узнаёт от родителей и воспитателей. Отражение в игре находит разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир.
Таким образом, для ребёнка игра это не только обучающий фактор, но и форма развлечения и отдыха. Ребёнок в игре развивает интеллект, самостоятельность, фантазию, формирует задатки к творчеству, память.
В русском языке
слово «играть» и слово «игра»
чрезвычайно многозначно. В значении
развлечения употребляется
Ознакомительная игра является первым этапом развития игровой деятельности. Предметно-игровая деятельность представляет собой мотив заданной ребёнку взрослым человеком, с помощью предмета игрушки. В процессе обследования предмета её содержание составляют действия манипуляции. Эта деятельность младенца весьма быстро меняет своё содержание. Обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перестаёт в ориентированные действия-операции.
Название изобразительной игры получил следующий этап игровой деятельности. В этом этапе отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. С помощью данного предмета направленных на выявление специфических свойств этого предмета и на достижение определённого эффекта. Это кульминационный момент развития игры в раннем детстве имеющее психологическое содержание. Именно он, для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности, создаёт необходимую почву.
Развитие игры и
предметной деятельности на
Оставаясь предметно-опосредственными, действия ребёнка, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие игры на данном этапе дело и слово смыкаются, а вот ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений. Наступает этап собственно-ролевой игры. В игре, играющие моделируют знакомые, общественные или трудовые отношения людей. О поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать чёткие, систематизированные рекомендации в различных возрастных группах, по руководству игровой деятельности детей.
Педагогу, чтобы добиться игры эмоционально насыщенной подлинной, необходимо комплексно руководить формированием. Именно целенаправленно обогащать опыт ребёнка, постепенно переводя его в условный игровой план. Побуждать дошкольника во время самостоятельных игр к творческому отражению действительности. Таким образом, хорошее игро-действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, которые воспитываются в неблагоприятных семьях.
Каждому ребёнку необходимо его доля душевного комфорта, поэтому эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений. В свою очередь, это становится условием восприимчивости дошкольника к педагогическим действиям и совместной деятельности со сверстниками.
Руководство
направленно на поэтапное её
формирование и с учётом
По мере
взросления детей меняется и ор
Итак, для
всестороннего развития
В игре развитие ребёнка происходит за счет разнообразной направленности и её содержания. Есть игры, которые прямо нацелены на эстетическое , умственное и физическое воспитание. В то же время многие из них, нацелены на нравственное воспитание (игры – драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, музыкальные). В две большие группы можно объединить все виды игр. Они отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так же разными формами детской активности.
В обучении играм активность детей носит репродуктивный характер. Решая игровые задачи с данной программой действий, дети лишь воспроизводят способы их осуществления. Самостоятельные игры дети могут затевать на основе сформированности и умения, в которых будет больше элементов творчества. Подвижные относятся к группе игр с фиксированной программой действия. Так же к группе игр относятся дидактические, игры-развлечения, игры-драматизации.
Следует сказать, кроме игр о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром на прогулке, организованные начальные формы детского труда и т.д.
На возникшие игровые проблемы поиск ответов повышает познавательную активность детей в реальной жизни. Процессы психического развития ребенка, достигнутые, в игре существенно влияют на его возможности систематического обучения, на занятиях. Так же, способствуют его совершенствованию реальной нравственно-эстетической позиции среди сверстников и взрослых.
Развивающие,
прогрессивное значение игры
состоит в реализации
От сюда следует, прежде всего, развитие ребёнка в игре происходит за счет разнообразной направленности её содержания. Способствуют расширению сферы интересов и реализация возможностей всестороннего развития к учебной деятельности. Таким образом, когда ребёнок играет, то он познаёт творческое отображение действительности. Он развивает свою фантазию и умение комбинировать предметы, развивает нравственные и познавательные способности.
Для детского
возраста существуют разные
Моё мнение,
прежде всего, развитие
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра – это путь познания окружающего мира и отражение ребёнком мира взрослых. Прежде всего, следует, анализируя игру, как вид деятельности обозначить её природу. Широко распространены биологизаторские теории игры, в иностранной психологической литературе, согласно которым, игра ребёнка освобождает врождённую биологическую потребность в активности. В игре развитие ребёнка пытаются связать с соответствующими этапами развития общества человека. Интерес игры с животными – скотоводство, а так же интерес к игре в копание ям, песочек, этапы хлебопашества и т.д.
Информация о работе Психологическая сущность дошкольного возраста