"Отделение" от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Краткое описание

В данной работе я ставлю своей целью рассмотреть проблемы формирования личности ребенка, происходящие в течение кризиса третьего года жизни. Кризис этого периода является одним из важнейших, некоторые исследователи даже считают возраст трех лет «серединой» развития личности. В данный период закладываются основы психического, эмоционального, интеллектуального развития, формируются речь и мышление. Однако, основная трудность здесь заключается в том, что зачастую кризис развития не воспринимается родителями как переломный момент, а как период ухудшения поведения.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие кризиса.Общая характеристика. 4
2. Основные новообразования периода раннего детства 7
3. Симптомы кризиса трехлетнего возраста. 11
4. Влияние кризиса трех лет на формирование личности. 13

Заключение. 14

Литература. 16

Вложенные файлы: 1 файл

кризис трех лет (2).docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

 

 
3. Симптомы кризиса трехлетнего возраста.

     Кризис  трех лет возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения  ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием.  Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он  отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям.

     Важные симптомы кризиса трех лет (Э. Келер):

- негативизм - отказ подчиняться требованиям взрослых: такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;

- упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.

- строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве. Установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.

- своеволие - тенденция к самостоятельности. Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого;

- обесценивание взрослых: мама – «дура».

- протест-бунт - Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.

- стремление к деспотизму встречается в семьях с единственным ребенком.

     Все эти симптомы  развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в  рамках сложившихся до этого отношений  могут привести к поддержанию  противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном  случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко  переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем,  ребенок  не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует  своим дурным поведением, или своей  волей.

     (4)

     Данный  период становится решающим для  установления соотношения между доброй волей  и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность   ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.

 

 
4. Влияние кризиса трех лет на формирование личности.

 

     Кризис  играет ключевую роль в развитии и  становлении личности. Особое значение имеют кризисы раннего возраста, и один из основных - кризис 3-х летнего  возраста. Все исследователи, изучавшие  процессы, отмечают, что период с  двух до четырех лет является одним  из самых важных, переломных и ярких в жизни человека. Кризис - это неизбежный процесс, жизненно важный и закономерный этап в развитии личности, приводящий к изменениям и в мировоззрении, поведении. Это своеобразная ступенька, позволяющая перейти на новый жизненный этап, начало нового отрезка жизненного пути.

     Кризис  трех лет - один из самых ключевых кризисов в развитии ребенка. Именно к этому периоду он начинает отчетливо понимать, что он отдельная, самостоятельная личность, он начинает индивидуализировать себя.

     На  протяжении раннего возраста жизненное  пространство ребенка расширяется  по двум основным направлениям: по линии  общения и по линии предметно-познавательной деятельности. В линии общения  большую роль начинают играть мотивы сотрудничества. Главной стороной жизни становится предметно-познавательная манипулятивная деятельность. Ребенок живет наглядными ситуациями, его мотивы ситуативны. Тесная переплетенность предметно-манипулятивной деятельности и общения определяет решающую роль последнего в жизни ребенка.

     Кризис 3 лет, кризис "выделения своего "Я" протекает под знаком пересмотра отношений ребенка со взрослыми. Резкие проявления негативизма, упрямства, строптивости, своеволия и других негативных моментов данного кризиса являются показателем как неблагополучия в этих отношениях, так и значимости трудности внешнего мира.

     Основной  причиной регрессивной линии развития в раннем возрасте  вызывается излишней требовательностью, дефицитом общения  и его неполноценностью, недостатком требовательности, вседозволенностью, исключительностью положения в семье и т.д. В результате, кроме неуверенности нередко появляются капризность, агрессивность, доминантность, лень и другие негативные черты характера. При этом одни и те же неблагоприятные моменты воспитания, общения в зависимости от наследственных особенностей ребенка могут привести к различным отрицательным чертам характера. Например, та же чрезмерная требовательность у одних детей может сформировать неуверенность, а у других — агрессивность.

     Основным  завоеванием раннего возраста является доверие к деятельности, иными  словами, доверие к жизни. Самостоятельность, уверенность в себе формируются  уже на основе этого доверия. На данном возрастном этапе закладывается (или не закладывается) трудолюбие.(1)

     Главный позитивный результат развития ребенка  на этой стадии – достижение чувства  независимости. Взрослые во многом ограничивают детскую активность, обеспечивая  со своей точки зрения безопасность ребенка, а также руководствуясь соображениями порядка и целесообразности. Сопротивление ребенка требованиям взрослых приводит к конфликтам, которые, как считает Э. Эриксон, могут привести к появлению у малыша чувства неуверенности, как в собственных силах, так и в своей независимости. Эта дилемма является ключевой проблемой данного периода детства. То, как разрешается данный кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности. (6)

     В этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.

 
Заключение.

 

В процессе личностного развития на основе новообразований раннего детства происходит формирование личности ребенка через отделение его от взрослого (мамы) и формирование самосознания. Ребенок учится основам самостоятельной деятельности, взаимодействия с окружающим миром через осознание себя и своего места в нем. Формирующаяся личность требует самоутверждения, что приводит к симптомам упрямства, негативизма,   протеста, своеволия, что может порождать конфликты и напряженность в семье. Основной задачей воспитания на данном этапе становится учет особенностей ребенка таким образом, чтобы не заложить негативных сторон личности, завоевание доверия, на основе которого будет в будущем строиться самостоятельная жизнь ребенка. 

 

 

 
Литература.

 
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учеб.пособие для студ. вузов /Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

 
2.Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст]. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268

 
3.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

 
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 200. – 448 с.

 
5. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - издание 2-е, доп. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

 
6.Психология детства [Текст]:учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

Информация о работе "Отделение" от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет