"Отделение" от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Краткое описание

В данной работе я ставлю своей целью рассмотреть проблемы формирования личности ребенка, происходящие в течение кризиса третьего года жизни. Кризис этого периода является одним из важнейших, некоторые исследователи даже считают возраст трех лет «серединой» развития личности. В данный период закладываются основы психического, эмоционального, интеллектуального развития, формируются речь и мышление. Однако, основная трудность здесь заключается в том, что зачастую кризис развития не воспринимается родителями как переломный момент, а как период ухудшения поведения.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие кризиса.Общая характеристика. 4
2. Основные новообразования периода раннего детства 7
3. Симптомы кризиса трехлетнего возраста. 11
4. Влияние кризиса трех лет на формирование личности. 13

Заключение. 14

Литература. 16

Вложенные файлы: 1 файл

кризис трех лет (2).docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)
 

Московский  гуманитарно – экономический институт 

Нижегородский филиал 
 
 

РЕФЕРАТ 

Студента  2   курса, гуманитарного факультета, специальность

«Психология»  группы     ПЗП - 09 

     Цеповой Светланы Анатольевны

 
 
 

Учебная дисциплина: Психология развития и возрастная психология

 

Тема: « Отделение» от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет.

 
 
 

                           Проверил:

                                                                                                  Коновальчук А. Н.,

 

                                                                      к.п.н.

 

   

 
 

                      Оценка

 
 

«____»_______________ 20___ г

«_________________»

 
 

Регистр. номер_______________

 
 

                                        Нижний Новгород  2011

 

Содержание

 

Введение. 3

 

1. Понятие кризиса.Общая характеристика. 4

2. Основные новообразования периода раннего детства 7

3. Симптомы кризиса трехлетнего возраста. 11

4. Влияние кризиса трех лет на формирование личности. 13

 

Заключение. 14

 

Литература. 16

 

 

 
     Введение.

 

     Развитие  личности человека не происходит равномерно, периоды стабильности сменяются  кризисными, когда отмирают наработки предыдущего периода и закладываются основы для следующего. В течение жизни человек переживает серию кризисов в разных возрастах, и все они вносят существенный вклад в развитие личности.

     В данной работе я ставлю своей целью  рассмотреть проблемы формирования личности ребенка, происходящие в течение  кризиса третьего года жизни. Кризис этого периода является одним  из важнейших, некоторые исследователи  даже считают возраст трех лет  «серединой» развития личности. В  данный период закладываются основы психического, эмоционального,  интеллектуального  развития, формируются речь и мышление. Однако, основная трудность здесь заключается в том, что зачастую кризис развития не воспринимается родителями как переломный момент, а как период ухудшения поведения. Сложность переживания кризиса усугубляется также сложностью взаимодействия между взрослым и ребенком, способность выражать себя у которого только формируется. Итогом кризиса этого периода является фундамент личности, и качество его напрямую зависит от того, как кризис был пережит и проработан ребенком и его родителями.  

 
1. Понятие кризиса.Общая  характеристика.

     Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Данное понятие означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

     Возраст – качественно специфическая  ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить степень психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход от этапа к этапу  происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса могут значительно отличаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

     В отечественной психологии термин «возрастной  кризис» был введен Л.С. Выготским  и определен как целостное  изменение личности ребенка, регулярно  возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Он  сравнивал развитие в период кризисов с революцией. Эти явления сравнимы как по количественной, так и по качественной характеристикам происходящих событий.

     Выготский выделяет три общих особенности таких периодов.

1. Границы,  определяющие начало и конец  кризиса, трудноопределяемы, но в середине периода наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса, состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Большинство  детей, переживающих критические периоды - трудновоспитуемы. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.

3. Развитие  в эти периоды, в отличие  от устойчивых возрастов, совершает  скорее разрушительную, чем созидательную  работу. Прогресс развития личности как бы затухает, а на первый план выходят процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующей ступени развития.

Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого.(2)

     Большинство исследователей считают возрастные кризисы необходимым элементом социализации и выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.(4)

     В возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей  и подростков. В эти периоды  развитие происходит очень быстро и  напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами.

     Содержание развития в критические периоды заключается в возникновении специфических, свойственных только кризисам, новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер и впоследствии не сохраняются в том виде, в каком возникают, а трансформируются новообразованиями нового латентного периода. Но они не отмирают совсем, а уходят как бы в андеграунд, чтобы продолжать свою вечную подземную работу.

 

 
2. Основные новообразования периода раннего детства

     Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще  длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого. Следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка возникают не только новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются зачатки самосознания.

     Раннее  детство - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.(3)

     Приблизительно  к трем годам происходит становление познавательной сферы: восприятия, мышления, воображения ребенка. Восприятие предметов складывается из соотнесения качеств такового с эталоном. Мышление носит наглядно – образный характер, его особенностью является сенкритизм ( нерасчлененность).Взрослые помогают проанализировать ситуацию, выделить детали, из которых потом ребенок выделяет главные и второстепенные. В данном возрасте ребенок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Ведущим видом деятельности в период раннего детства становится предметно – манипулятивная деятельность. Эльконин рассматривал развитие предметного действия по двум направлениям:

  1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного.
  2. Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления самого действия:

    -от  неспецифичного использования предметов  к специфичному;

    -употребление  действия к нестандартным ситуациям.(4)

     В период раннего детства речь ребенка  из автономной  переходить в активную, формируется понимание взрослой речи. Через речевое общение с взрослыми ребенок приобретает большее количество информации об окружающем его мире, чем с помощью данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми ребенок превращается в личность, появляются личные действия и сознание "Я сам", проявляется "Я" ребенка. Психическое развитие ребенка проявляется не только в усвоении разнообразных действий,  но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки. (3)

     По  мнению Э.Эриксона, для этого периода характерны  три линии развития:

  1. ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает  более широкий и, по существу, неограниченный для него радиус целей;
  2. его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и  вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;
  3. речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.

     В этот период формируются предпосылки  мужской и женской идентификации, некий половой образ себя.

     В то время как взрослый человек в своем поведении руководствуется осознанными мотивами, личностной системой ценностей, мотивы ребенка еще не осознаны и не имеют системы значимости, внутренний мир только начинает приобретать устойчивость и определенность.  В своих действиях малыш в основном опирается на чувства и желания, и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей.  Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Ребенок, стремясь заслужить положительную оценку,  прививает себе привычку делать  правильно и хорошо и получает признание со стороны взрослого и самого себя. Развитие  самоуважения, чувства гордости и стыда у ребенка в этом возрасте еще не означает способность сознательно управлять своими поступками, ему еще трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, а тем более выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого, но основные предпосылки сознательного управления рождаются именно здесь.

     Наряду  с этим,  важным фактором в развитии психики является идентификация с собственным именем. Можно сказать, что имя является основой личностного восприятия и заявления внешнему миру, недаром первым вопросом, обращенным к ребенку, обычно бывает: «Как тебя зовут?».  Постепенно появляется осознание себя как отдельного человека, выделение своего «Я». Сначала ребенок начинает говорить  о себе в третьем лице: «Ваня хочет!», однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Это и есть начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Нередко, в этот период ребенок беседует с собой, ругает, уговаривает, благодарит. Это происходит, как правило в период с двух  до трех лет.  К концу третьего года, под влиянием самостоятельности, происходит осознание присутствия у себя различных желаний и действий, отличных от тех, которые «навязаны» взрослыми. Ребенок начинает говорить: «Дай мне», «Я хочу», он научается отделять себя от других людей, осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению, он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желанием взрослых. Он чувствует, что способен управлять своими действиями и своим воображением, способен изменить мир. Именно в этот период и проявляется «кризис трех лет». (3)

Информация о работе "Отделение" от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет