Нарушение поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков.
Объект исследования - нарушения поведения у подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6
Психологические особенности подросткового возраста……………6
Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19
Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24
Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28

ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31
2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33
2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. нарушения поведения подростков.docx

— 154.41 Кб (Скачать файл)

21% - к членам семьи;

27% – к школьному психологу;

20% - к классному руководителю;

10% - справлюсь самостоятельно.

На вопрос «Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?» подростки ответили так:

37% - употребление наркотиков;

34% - употреблении алкоголя

27% -курение;

25% - раннее начало половой  жизни;

19% - побеги из дома;

16% - хулиганство;

10% - нарушение правил поведения  в школе;

6% - воровство.

На последний вопрос «Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение?» подростки ответили так:

41% - арест;

28% - наказание.

Таким образом, это исследование подтверждает, что подростки  девиантного поведения прекрасно понимают, что они нарушают те нормы, которые ставит перед ними общество.

При изучении самооценки личности подростка испытуемым был предложен тест-опросник, который включает 32 суждения. По ним возможны 5 вариантов ответов. Испытуемые должны были выбрать один ответ из каждого суждения и отметить его в нужной графе.

Результаты изучения самооценки личности подростка были следующими:


 

 

 

 

 

Следующей методикой психолого-педагогической программы изучения подростков девиантного поведения была методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюссона. испытуемым предполагалось рассмотреть 20 утверждений и оценить с точки зрения частоты и проявления применительно к их жизни, при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».

После обработки результатов мы получили следующие результаты:

Высокую степень одиночества имеют – 29% подростков.

Средний уровень одиночества имеют – 47% подростков.

Низкий уровень одиночества – 24%.

Таким образом, исследование позволило нам прийти к следующим выводам:

  1. формированию и развитию девиантности у подростков способствуют семейные условия (67% подростков интерната воспитываются в неполных или неблагополучных семьях);

  1. поэтому ценностным для подростков является счастье в семье и материальное благополучие;

  1. на девиантность подростков оказывает влияние и уровень их интересов и склонностей (59% подростков предпочитают смотреть боевики и лишь 9% увлекаются спортом);

  1. подростки имеют представления об отклоняющемся поведении и понимают, что является нормой, а что- отклонением, но при этом 36% подростков употребляют алкогольные напитки, 33% курят, 26% нарушают правила поведения в школе

  1. При этом 27% подростков испытывают высокую степень одиночества.

Однако полученные выводы нельзя считать объективными на 100%, поскольку ответы подростков субъективны, у них проявилось стремление желаемое выдавать за действительное. Но определенные тенденции нам удалось выявить для дальнейшей работы с подростками.

 

Заключение

Проблема нарушений поведения подростков (девиантного поведения) актуальна сегодня, т.к. эти подростки чаще всего имеют проблемы в социально-психологической адаптации. Не имея должных коммуникативных навыков, такие подростки обладают заниженной самооценкой, повышенной возбудимостью, стремлением добиться внимания, проявляют различного вида агрессию или отчуждение.

Отклонения в поведении таких подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучным психологическим микроклиматом в семье;

  • отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития;

  • не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых личностных целей и планов;

  • отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этом фоне социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Исследование психологических особенностей девиации подростков позволило нам прийти к следующим выводам:

  1. формированию и развитию девиантности у подростков способствуют семейные условия (67% подростков интерната воспитываются в неполных или неблагополучных семьях);

  1. поэтому ценностным для подростков является счастье в семье и материальное благополучие;

  1. на девиантность подростков оказывает влияние и уровень их интересов и склонностей (59% подростков предпочитают смотреть боевики и лишь 9% увлекаются спортом);

  1. подростки имеют представления об отклоняющемся поведении и понимают, что является нормой, а что - отклонением, но при этом 36% подростков употребляют алкогольные напитки, 33% курят, 26% нарушают правила поведения в школе

  1. При этом 27% подростков испытывают высокую степень одиночества, третьей части подростков наблюдается заниженная самооценка.

Однако полученные выводы нельзя считать объективными на 100%, т.к. имеет место быть субъективность ответов подростков, их желание скрыть отдельные факты, поскольку общее проживание накладывает отпечатки на общественное мнение. Тем не менее, определенные тенденции нам удалось выявить

В результате исследования  была подтверждена следующая гипотеза: девиация подростков школы-интерната обусловлена социальными факторами (семейными отношениями, материальным положением, влиянием СМИ, высокой степенью контакта с девиантными людьми, заболеваниями различного характера), проявляется в форме нарушения правил поведения в школе, употребления спиртных напитков, курения и сопровождается яркой выраженностью ощущения одиночества и тенденцией к заниженной самооценке. 

Цели и задачи, поставленные нами, были достигнуты.

С учетом полученных результатов были составлены общие рекомендации для родителей, учителей, воспитателей по коррекции девиантных проявлений у подростков, находящихся в условиях образовательного учреждения интернатного типа.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Байбуртянц Е.В. Нарушение поведения у детей и подростков Методические материалы к курсу «Специальная психология» - М,, РИЦ МГТУ им М А Шолохова, 2006.- С.26 (1,6 п л)
  2. Байбуртянц Е.В. Проблемы нарушения поведения у подростков в современной педагогике и психологии - М, Издательский дом «Образование плюс», Специальная психология 1(11),2007 - С 56-61 (0,38 п.л.)
  3. Байбуртянц Е. В. Психологическое изучение особенностей самооценки подростков с нарушениями поведения. М, Издательский дом «Образование плюс», Специальная психология № 3(21), 2007 - С 74-81 (0,5 п л)
  4. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1999
  5. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1996
  6. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1998
  7. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. Для учителя. – М., 2008
  8. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М., 1984
  9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988
  10. Василькова Ю.В. Лекции по специальной педагогике. М., 1988
  11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Академия, 2001
  12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /  Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001
  13. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1984
  14. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков // Психологическая наука и образование № 1, 1997
  15. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск, 1987
  16. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995.
  17. Гилинский Я. И др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб, 2001
  18. Дети с отклонениями поведения / Под общ. Ред. Мухиной В.С., М., 1991
  19. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003
  20. Караковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970
  21. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М., 1979
  22. Карягина О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование // Классный руководитель: Научно-методический журнал, 1997
  23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
  24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1999
  25. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков – Минск, 1988
  26. Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965
  27. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999
  28. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988
  29. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л., 1982
  30. Невский И.А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей. Курган, 1985
  31. Невский И.А. Учителю о детях  с отклонениями в поведении. М., 1990
  32. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
  33. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996
  34. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками. СПб., 1995
  35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: «Бахрах –М», 2003
  36. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения: Пособие для учителя / Под ред. В.А.Татенко, Г.М.Титаренко. Киев, 1989
  37. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б.Фоминой, М., 2003
  38. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987
  39. Селевко Г.С., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемых подростков. М., 1997
  40. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – М., 1986
  41. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. Татенко В.А. – Киев, 1985
  42. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
  43. Формирование личности  в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1987
  44. Щекочихин Ю.П. Трудный подросток. – М., 1979
  45. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков – М., 1967

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследования - выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».

Заранее благодарим Вас за участие!

 

1. Чем предпочитаете заниматься в свободное время

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями (подругами)

г) посещать досуговые учреждения;

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) другое

2. Какие фильмы предпочитаете смотреть?

а)боевики; б)триллеры;

в) детективы;

г) фильмы с элементами эротики;

д) комедии;

е) мелодрамы;

3. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) не курить;

б) не употреблять спиртные напитки;

в) заниматься спортом;

г) жить полноценной духовной жизнью;

д) другое.

4. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? 
(подчеркните то, что относится к вам)

Да Нет

-    курю

    • употребляю спиртные напитки

    • не занимаюсь спортом

Информация о работе Нарушение поведения подростков