Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования - разработка системы диагностики и коррекции нарушения поведения у подростков. Объект исследования - нарушения поведения у подростков. Предмет исследования - личностные особенности подростков, имеющих нарушения поведения. Гипотеза исследования: подростки с нарушением поведения испытывают трудности в адаптации к условиям социальной среды, отличаются от своих сверстников по уровню личностной тревожности, по уровню адекватности самооценки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………2 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………. ……………………………………6 Психологические особенности подросткового возраста……………6 Проблема нарушений поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………….……………………………… 19 Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков……………………………………………………………..24 Виды нарушений поведения в подростковом возрасте…………….28
ГЛАВА 2. ИУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ........………………….31 2.1. Ход проведения диагностического этапа……………………………..33 2.2. Описание и анализ результатов диагностики………………………. 41
На вопрос «Какие виды отклоняющегося
от нормы поведения, с вашей точки зрения,
требуют вмешательства взрослых?» подростки
ответили так:
37% - употребление наркотиков;
34% - употреблении алкоголя
27% -курение;
25% - раннее начало половой
жизни;
19% - побеги из дома;
16% - хулиганство;
10% - нарушение правил поведения
в школе;
6% - воровство.
На последний вопрос «Как вы
считаете, к каким последствиям может
привести отклоняющееся от общепринятых
норм поведение?» подростки ответили так:
41% - арест;
28% - наказание.
Таким образом, это исследование
подтверждает, что подростки девиантного
поведения прекрасно понимают, что они
нарушают те нормы, которые ставит перед
ними общество.
При изучении самооценки личности
подростка испытуемым был предложен тест-опросник,
который включает 32 суждения. По ним возможны
5 вариантов ответов. Испытуемые должны
были выбрать один ответ из каждого суждения
и отметить его в нужной графе.
Результаты изучения самооценки
личности подростка были следующими:
Следующей методикой психолого-педагогической
программы изучения подростков девиантного
поведения была методика диагностики
уровня субъективного ощущения одиночества
Д.Рассела и М.Фергюссона. испытуемым предполагалось
рассмотреть 20 утверждений и оценить с
точки зрения частоты и проявления применительно
к их жизни, при помощи четырех вариантов
ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».
После обработки результатов
мы получили следующие результаты:
Высокую степень одиночества
имеют – 29% подростков.
Средний уровень одиночества
имеют – 47% подростков.
Низкий уровень одиночества
– 24%.
Таким образом, исследование
позволило нам прийти к следующим выводам:
формированию и развитию девиантности у подростков способствуют семейные условия (67% подростков интерната воспитываются в неполных или неблагополучных семьях);
поэтому ценностным для подростков
является счастье в семье и материальное
благополучие;
на девиантность подростков оказывает влияние и уровень их интересов и склонностей (59% подростков предпочитают смотреть боевики и лишь 9% увлекаются спортом);
подростки имеют представления
об отклоняющемся поведении и понимают,
что является нормой, а что- отклонением, но при этом 36% подростков употребляют алкогольные напитки, 33% курят, 26% нарушают правила поведения в школе
При этом 27% подростков испытывают
высокую степень одиночества.
Однако полученные выводы нельзя
считать объективными на 100%, поскольку
ответы подростков субъективны, у них
проявилось стремление желаемое выдавать
за действительное. Но определенные тенденции
нам удалось выявить для дальнейшей работы
с подростками.
Заключение
Проблема нарушений
поведения подростков (девиантного поведения)
актуальна сегодня, т.к. эти подростки
чаще всего имеют проблемы в социально-психологической
адаптации. Не имея должных коммуникативных
навыков, такие подростки обладают заниженной
самооценкой, повышенной возбудимостью,
стремлением добиться внимания, проявляют
различного вида агрессию или отчуждение.
Отклонения в поведении таких
подростков могут быть обусловлены следующими
причинами:
социально-педагогической запущенностью;
глубоким психологическим дискомфортом,
вызванным неблагополучным психологическим
микроклиматом в семье;
отклонениями в состоянии психического
и физического здоровья и развития;
не занятостью полезными видами
деятельности, отсутствием позитивных
и значимых личностных целей и планов;
отрицательным влиянием окружающей
среды и развивающейся на этом фоне социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Исследование психологических
особенностей девиации подростков позволило
нам прийти к следующим
выводам:
формированию и развитию девиантности у подростков способствуют семейные условия (67% подростков интерната воспитываются в неполных или неблагополучных семьях);
поэтому ценностным для подростков
является счастье в семье и материальное
благополучие;
на девиантность подростков оказывает влияние и уровень их интересов и склонностей (59% подростков предпочитают смотреть боевики и лишь 9% увлекаются спортом);
подростки имеют представления
об отклоняющемся поведении и понимают,
что является нормой, а что - отклонением,
но при этом 36% подростков употребляют
алкогольные напитки, 33% курят, 26% нарушают
правила поведения в школе
При этом 27% подростков испытывают
высокую степень одиночества, третьей
части подростков наблюдается заниженная
самооценка.
Однако полученные выводы нельзя
считать объективными на 100%, т.к. имеет
место быть субъективность ответов подростков,
их желание скрыть отдельные факты, поскольку
общее проживание накладывает отпечатки
на общественное мнение. Тем не менее,
определенные тенденции нам удалось выявить
В результате исследования
была подтверждена следующая гипотеза:
девиация подростков школы-интерната
обусловлена социальными факторами (семейными
отношениями, материальным положением,
влиянием СМИ, высокой степенью контакта
с девиантными людьми, заболеваниями различного
характера), проявляется в форме нарушения
правил поведения в школе, употребления
спиртных напитков, курения и сопровождается
яркой выраженностью ощущения одиночества
и тенденцией к заниженной самооценке.
Цели и задачи, поставленные
нами, были достигнуты.
С учетом полученных результатов
были составлены общие рекомендации для
родителей, учителей, воспитателей по
коррекции девиантных проявлений у подростков,
находящихся в условиях образовательного
учреждения интернатного типа.
ЛИТЕРАТУРА
Байбуртянц Е.В. Нарушение поведения у детей
и подростков Методические материалы
к курсу «Специальная психология» - М,, РИЦ МГТУ им М А Шолохова, 2006.- С.26
(1,6 п л)
Байбуртянц Е.В. Проблемы нарушения поведения
у подростков в современной педагогике
и психологии - М, Издательский дом «Образование
плюс», Специальная психология 1(11),2007 -
С 56-61 (0,38 п.л.)
Байбуртянц Е. В. Психологическое изучение особенностей самооценки подростков с нарушениями поведения. М, Издательский дом «Образование плюс», Специальная психология № 3(21), 2007 - С 74-81 (0,5 п л)
Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1999
Ранняя профилактика отклоняющегося
поведения: Пособие для учителя / Под ред. В.А.Татенко, Г.М.Титаренко. Киев, 1989
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б.Фоминой, М., 2003
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987
Селевко Г.С., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемых подростков. М., 1997
Степанов В.Г. Психология трудного
школьника. – М., 1986
Трудный подросток: причины
и следствия / Под ред. Татенко В.А. – Киев, 1985
Филонов Л.Б. Детерминация возникновения
и развития отрицательных черт характера
у лиц с отклоняющимся поведением // Психология
формирования и развития личности. М.,
1981
Формирование личности в
переходный период от подросткового к
юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В. – М.,
1987
Щекочихин Ю.П. Трудный подросток.
– М., 1979
Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков – М., 1967
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
АНКЕТА
Убедительно просим
Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты
которого будут использованы в научных интересах. Ваше
участие имеет для нас большое значение,
но оно будет полезно только
в том случае, если вы отнесетесь к делу
серьезно, искренне и личностно. Цель данного
исследования - выявить спектр интересов, потребностей,
жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому
из которых предлагается выбрать один
(2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете
наиболее подходящими для себя. В случае, если
в анкете нет того ответа на вопрос, который
Вы считаете правильным, Вы сможете написать
свой собственный вариант ответа в пункте
«другое».
Заранее
благодарим Вас за участие!
1. Чем предпочитаете
заниматься в свободное время
а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями
(подругами)
г) посещать досуговые
учреждения;
д) посещать дискотеки,
ночные клубы;
е) другое
2. Какие фильмы предпочитаете
смотреть?
а)боевики; б)триллеры;
в) детективы;
г) фильмы с элементами
эротики;
д) комедии;
е) мелодрамы;
3. Что такое, на твой
взгляд, здоровый образ жизни?
а) не курить;
б) не употреблять
спиртные напитки;
в) заниматься спортом;
г) жить полноценной
духовной жизнью;
д) другое.
4. Ведешь ли ты здоровый
образ жизни?
(подчеркните то,
что относится к вам)