Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:17, реферат
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
Введение………………………………………………………………………………...………..2
1. Эмоции…………………………………………………………………………...………..…..4
1.1. Возникновение эмоций……………………………………………………...………8
1.2. Развитие эмоций……………………………………………………………..………9
2. Мотивации…………………………………………………………………...……..……….12
2.1. Сущность мотивирования человека…………………………………………...….12
2.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении.……....14
2.3. Содержательные теории мотивации……………………………….……...…...…15
2.4. Процессуальные теории мотивации....…………………………….…………..….17
3. Мышление…………………………………………………………..……………………….22
3.1. Общее понятие о мышлении………………………………………………………22
3.2. Виды мышления…………………………………………………...……………….24
3.3. Индивидуальные различия в мышлении…………………………………………25
3.4. Формирование мышления у детей………………………………………..………26
Заключение………………………………………………………………………...…………..28
Список литературы…………………………………………………………….……………..29
Об эмоциях можно говорить много и долго, но, по- моему, самое главное заключается в том, что эмоция- это переживание. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Например с восприятием у эмоций связь прямая, т.к. эмоции- это выражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек настроении, эмоциональном состоянии, так он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Также эмоции связаны с ощущением, только в этом случае ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность, человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая шероховатую- человеку неприятно.
1.1. Возникновение эмоций
Почему возникли эмоции, почему природа " не могла обойтись " мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции. Действительно, необходимым условием для выделения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация – способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения. В эмоции человек ещё сохраняет нить связи своей позиции только с самим собой, он ещё не способен выделять объективные отношения между предметами, но уже способен выделять субъективное к какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно говорить, что эмоция- важнейший шаг на пути развития мышления.
В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции- эмоциональный тон- непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие их к сохранению или устранению.
Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта. Эмоции человека- продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.
Я думаю, что простейшие эмоции (страх, ярость) имеют природное происхождение, т.к. они довольно-таки тесно связаны с жизненными процессами. Эту связь видно даже из обычного примера, когда любое живое существо умирает, в нём не обнаруживаются внешние, эмоциональные проявления. Допустим даже физически больной человек становится безразличным к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Он теряет способность эмоционально отвлекаться на внешние воздействия.
У всех высших животных и
у человека есть в мозге структуры,
тесно связанные с
Среди эмоций человека и животных несмотря на всё их разнообразие можно выделить 2 категории:
Для их возникновения необходимо сочетание двух факторов:
Для их возникновения достаточно семантического рассогласования между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из внешней среды. Именно такое рассогласование наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар электрического тока. Таким образом положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата.
Подводя итоги по этой части можно сделать следующие выводы. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которое оно способно переживать. Наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.
1.2. Развитие эмоций
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития- от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы- интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности. Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности:
-самосохранение (страх)
-свобода движений (гнев)
-получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удовольствия.
Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врождённым страхом, являясь социальной формой этой эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2-3 года у ребёнка развиваются ревность и зависть- социальные формы гнева. Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием- убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.
Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.
Развитие отрицательных
эмоций тесно связано с фрустрацией-
эмоциональной реакцией на помеху к
достижению осознанной цели. Фрустрация
протекает по-разному в
Ребёнок, которому не хватает
любви и ласки, вырастает холодным
и не отзывчивым. Но кроме любви
для возникновения
Ребёнок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, т.к. это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости у детей.
Человек судит об эмоциональном
состоянии другого по особым выразительным
движениям, мимике, изменению голоса
и т.п. Получены доказательства врождённости
некоторых проявлений эмоций. В каждом
обществе
Эмоции являются результатом деятельности Н.С.
Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
Вывод: у малышей эмоции идут на неосознанном уровне. С возрастом человек может управлять ими как внешне, так и внутренне. А у детей эмоции выплёскиваются наружу. Взрослый может контролировать выражение своих эмоций, а ребёнок нет. Чем человек становится старше, тем лучше он научается управлять эмоциями.
2. Мотивации
2.1. Сущность мотивирования
Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом, как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации человека, – значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые он воспроизводит, а это значит, что здесь будет отражено только частное, что само по себе не выделит существенные черты мотивации как таковой. Не намного сужает эту проблему ограничение всей многогранности мотивационного процесса мотивацией лишь трудовой деятельности.
Для того, чтобы составить достаточно полное общее представление о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики процесса мотивации.
Одно из самых простых
и распространенных определений
мотивации: мотив – это внутренняя
ценность выполняемой деятельности.
В самом приблизительном
Исходя из этого, можно предположить, что процесс мотивации человека подвержен как внутренней, так и внешней детерминации. Отсюда выделяется понятие мотивирования. Мотивирование это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членам. Различие этих двух типов мотивации нашли свое отражение в теории экстринсивной и интринсивной мотивации Хеккаузена.
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.