Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:17, реферат
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
Введение………………………………………………………………………………...………..2
1. Эмоции…………………………………………………………………………...………..…..4
1.1. Возникновение эмоций……………………………………………………...………8
1.2. Развитие эмоций……………………………………………………………..………9
2. Мотивации…………………………………………………………………...……..……….12
2.1. Сущность мотивирования человека…………………………………………...….12
2.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении.……....14
2.3. Содержательные теории мотивации……………………………….……...…...…15
2.4. Процессуальные теории мотивации....…………………………….…………..….17
3. Мышление…………………………………………………………..……………………….22
3.1. Общее понятие о мышлении………………………………………………………22
3.2. Виды мышления…………………………………………………...……………….24
3.3. Индивидуальные различия в мышлении…………………………………………25
3.4. Формирование мышления у детей………………………………………..………26
Заключение………………………………………………………………………...…………..28
Список литературы…………………………………………………………….……………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Эмоции………………………………………………………………
1.1. Возникновение эмоций…………………………
1.2. Развитие эмоций………………………………………
2. Мотивации………………………………………………………
2.1. Сущность мотивирования
2.2. Классификация мотивационных
моделей, действующих в
2.3. Содержательные теории
мотивации……………………………….……...…..
2.4. Процессуальные теории
мотивации....…………………………….………….
3. Мышление…………………………………………………………
3.1. Общее понятие о мышлении………………………………………………………
3.2. Виды мышления…………………………………………………...
3.3. Индивидуальные различия в мышлении…………………………………………25
3.4. Формирование мышления у детей………………………………………..………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция – особая форма психического
отражения, которая в форме
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.
Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.
Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все субъективные переживания
относятся к эмоциям и по классификации
эмоциональных явлений А.Н.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
1. Эмоции
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. Об их влиянии на психическую жизнь В. И. Ленин сказал так: " Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины."
Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание- это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. Человек всегда занимает по отношению к событию определённую позицию, он не производит чисто рациональной оценки, его позиция всегда пристрастна, включая эмоциональное переживание. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребёнка избегать огня, которым он когда-то обжёгся. Эмоция может предвосхищать и благоприятные события.
Когда человек чувствует опасность
, он находится в состоянии
Когда человек эмоционально возбуждён, его состояние сопровождается определёнными физиологическими реакциями : давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряжённость мышц. В.Джемс и Г.Н. Ланге предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций. Однако в дальнейшем было экспериментально показано, что эмоции всегда остаются, даже если исключить все их физиологические проявления, т.е. всегда оставалось субъективное переживание. Значит, необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоции. Тогда остаётся неясным, зачем же нужны физиологические изменения? Впоследствии выяснили, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую организацию человека. Такое представление позволяет понять биологическую ценность врождённых эмоций. В одной из своих лекций И.П.Павлов пояснил причину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующим образом:" Если мы обратимся к нашим отдалённым прародителям, то увидим, что там всё было основано на мускулах…Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гневающегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование переходило в работу мышц. Например, когда гневается лев, то это выливается у него в форму драки, испуг зайца переходит в бег и т.д. И у наших предков всё выливалось так же непосредственно в какую-либо деятельность скелетной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего ребёнка."
П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения, т.е. при недостатке или существенном избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели. При этом степень эмоционального напряжения определяются потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Однако в особых случаях, в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свои действия по удовлетворению существующей потребности, нужна иная тактика реагирования, включающая побуждение к действиям в ответ на сигналы при малой вероятности их подкрепления.
Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все её движения и казались бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушечьих лап загустела, превратилась в комок масла, лягушка влезла на него и выпрыгнула из банки. Эта притча иллюстрирует роль эмоций с указанной позиции: даже бесполезные на первый взгляд действия могут оказаться спасительными.
Эмоциональный тон воедино собирает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов внешней среды, устойчиво сохраняющихся на протяжении длительного времени. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно- вредно.
Приведём в качестве примера данные эксперимента Лазаруса, которые свидетельствуют, что эмоции может рассматриваться как обобщённая оценка ситуации. Целью эксперимента было выяснение, от чего зависит волнение зрителей- от содержания, т.е. от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того, что показывают. Четырём группам здоровых взрослых испытуемых показали кинофильм о ритуальном обычае австралийских аборигенов- инициации –посвящении мальчиков в мужчины, при этом создали три разных версии музыкального сопровождения. Первая (с тревожной музыкой) подсказывала трактовку: нанесение ритуальных ран- опасное и вредное действие, и мальчики могут погибнуть. Вторая (с мажорной музыкой)- настраивала на восприятие происходящего как долгожданного и радостного события: подростки с нетерпением ждут посвящения в мужчины; это день радости и ликования. Третье сопровождение было нейтрально- повествовательным, как если бы учёный - антрополог беспристрастно рассказывал о не знакомых зрителю обычаях австралийских племён. И, наконец, ещё один вариант- контрольная группа смотрела фильм без музыки- немой. Во время демонстрации фильма велось наблюдение за всеми испытуемыми. В минуты тяжёлых сцен, изображавших саму ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса, электропроводимости кожи, гормональные сдвиги. Зрители были спокойнее, когда воспринимали немой вариант, а тяжелее всего им было при первой (тревожной) версии музыкального сопровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм может вызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: всё зависит от того, как зритель оценивает происходящую на экране ситуацию. В данном эксперименте оценка навязывалась стилем музыкального сопровождения. Эмоциональный тон может рассматриваться как обобщённая познавательная оценка. Так, ребёнок при виде человека в белом халате настораживается, воспринимая его белый халат как признак, с которым связана эмоция боли. Он распространил своё отношение к врачу на всё, что с ним связано и его окружает.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
Эмоции часто рассматриваются
как чувственное выражение
Вообще, определение эмоции
носит абстрактно- описательный характер
или требует дополнительных разъяснений.
Рассмотрим ряд таких определений.
Советские психологи
Эмоции- одна из важнейших
сторон психических процессов, характеризующая
переживание человеком
Эмоции влияют и на психику и на физиологию. Известный физиолог Анохин рассматривал связь эмоций с потребностями организма. Анохин писал: "… с т.з. физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счёте приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Из определения следует, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность, а положительные- при удовлетворении."[7]
Платонов К.К. писал, что эмоция- это особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе (тот путь, который прошла психика) психика и формируемая в её онтогенезе, форма коих отражения, свойственно не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях, она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений с нуждами организма. Эмоции делятся на астенические, ослабляющие жизнедеятельность организма, и стенические, повышающие её, причём большинство (страх, гнев) могут проявляться в обеих формах. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компоненты чувств.