Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:50, контрольная работа
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Мышление как понятие в психологии………………………………………..4
1.1 Виды мышления…………………………………………...…………….……6
1.2 Базовые мыслительные операции………………….……………...…….....10
1.3 Формы мышления………………………………………...……………........11
2. Решение мыслительных задач…………………………………………...…...13
2.1 Интеллект…………………..………………………………………….…......15
2.2 Мышление и интеллект…………………………………………………......18
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………....22
Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект – это способность к мышлению. а мышление – это процесс реализации интеллекта.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин – человек разумный.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.
Заключение
Таким образом, процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая революция постоянно изменяет структуру современного сознания, упрощая мыслительные операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Совокупность всего перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания мира и исследования возможностей человеческого сознания.
Глоссарий
Абстракция – это процесс мыслительного отвлечения от некоторых признаков, выделение стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.
Гнерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Дедукция – движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Деятельность –
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
Индукция – движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
Интеллект – достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.
Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов.
Мышление практическое – один из видов мышления, связан с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что часто делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении и понимании субъектом объектов и предметов окружающего мира.
Психические процессы – отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования – П.п. ощущения, восприятия, мышления, памяти и т.д.
Психология – наука о закономерностях, развития и проявлении психики и сознания человека как конкретной исторической личности.
Синтез – обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности.
Список литературы