Мышление как понятие в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Мышление как понятие в психологии………………………………………..4
1.1 Виды мышления…………………………………………...…………….……6
1.2 Базовые мыслительные операции………………….……………...…….....10
1.3 Формы мышления………………………………………...……………........11
2. Решение мыслительных задач…………………………………………...…...13
2.1 Интеллект…………………..………………………………………….…......15
2.2 Мышление и интеллект…………………………………………………......18
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

- на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач.

 

1.2 Базовые мыслительные операции

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение  разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция –  это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ – мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного понятия на части, так и исходным материалом может являться часть какого-либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи.

Синтез – обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.

Обобщение или гнерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

 

1.3 Формы мышления

Познание реальности, и  объективное её отражение, это сложный  многоуровневый процесс, одной из структурных  единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Ещё одной формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в  них выражают то, что воспринимается;

опосредствованно - путем  умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть:

истинными;

ложными;

общими;

частными;

единичными.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая  для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

 

2. Решение мыслительных задач

Познавая мир, человек  обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для  познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь  является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек  решает конкретные познавательные задачи. Благодаря мышлению человек правильно  ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения  в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной  действительности. В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему. Установление общих  свойств, выделение обобщённого  критерия оценки, перенос признаков  одной группы на другую – это  и есть основная функция мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются  на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Каждый человек трактует понятия  со своей точки зрения, опирается  на личные предрассудки и устоявшиеся  стереотипы, но в то же время все  понимают друг друга и находят  компромисс. В процессе генезиса человеку необходимо постоянное общение и  свобода принятия решений, при этом каждый учитывает свою точку зрения и применяет свой оценочный критерий, но, тем не менее, понимает невозможность  своего существования без учёта  общепринятых норм, понятий и идеалов. На наш взгляд на процессы мышления каждого индивида в новом времени влияют такие аспекты повседневной жизни и исторически сложившиеся стереотипы как:

Национальные традиции и  ментальность. Этот критерий действует на уровне исторически заложенных принципов, сформированных в таких науках как: история, политология, религия.

Общественно-политические нормы. Данный критерий продиктован существующим политическим строем, идеологией и направленностью к развитию. Следует учесть, что критерий зависит от формы правления в государстве, и его лидеров. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Два вышеуказанных пункта более широко раскрывают отдельные  науки – политология, социальная психология.

Личностные потребности  и интересы каждого. Самый обобщенный критерий, определённую трактовку дать невозможно, поскольку невозможно учесть интересы каждого в конкретной ситуации.

Таким образом, процесс мышления, так или иначе, связан с операциями анализа и синтеза. Человек выделяет для себя какие-либо черты или  обобщает полученную информацию в соответствии с вышеперечисленной классификацией.

Психология в классическом её понимании рассматривает личностный критерий, поскольку он наиболее связан с конкретными, ориентированными на данный субъект потребностями, возникающими независимо и разносторонне, в соответствии с ситуацией.

 

 

 

 

 

 

2.1 Интеллект

Совокупность всех критериев  оценки мыслительного процесса порождает  такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

1)Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2) Интеллект – достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект  является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие  является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности  человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие  основания:

  1. опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  2. конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  3. дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
  4. контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  5. конкретные предметы или их изображения;
  6. поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  7. единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  8. классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  9. трансформация и преобразование заданного материала;
  10. прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

Интеллект рассматривается  в психологии как: система психологических  механизмов, которые обуславливают  возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень  обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление с составом  будущего действия в практическом  плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать.  Является ориентировочной основой  будущего действия.

2. Выполнение заданного  действия во внешней форме  в практическом плане с реальными  предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия  идёт по всем основным параметрам  с определённым типом ориентировки  в каждом.

3. Выполнение действия  без непосредственной опоры на  внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего  плана в план громкой речи. Речь – субъективное представление  о действии в виде речи. Является  как бы беспредметным выполнением  действия.

4. Перенесение речевого  действия во внутренний план. Особенностью внутренней речи  является ее краткость, конспективность,  свернутость. Но при возникновении  мыслительных затруднений внутренняя  речь принимает развернутую форму  и нередко переходит в шепотную  или громкую речь. Это позволяет  лучше анализировать и закреплять  абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством  абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием  мышления является значение слова.

5. Выполнение действия  в плане внутренней речи с  соответствующими его преобразованиями  и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения  из сферы сознательного контроля  и переходом на уровень интеллектуальных  умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мышление и интеллект 

Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину мышление мы можем поставить в соответствие слово обдумывание. Слово ум выражает свойство, способность, обдумывание процесс. Таким образом оба термина выражают различные стороны одного явления.

Информация о работе Мышление как понятие в психологии