Личность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Подобные обстоятельства обусловлены ситуацией самого учителя, который работает с группой, не им отобранной, существует в атмосфере жесточайшей формализованной отчетности, работает в изнашивающем режиме реального времени.
Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных инноваций, которые пытались реформировать содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный инструмент анализа.

Содержание

Введение
1. Педагогическая направленность личности учителя
2. Знания учителя
3. Умения учителя
4. Профессионально важные личностные качества учителя
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Личность учителя.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

В сфере личности педагогическое творчество проявляется бак самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как  определение индивидуальных путей  своего профессионального роста  и построение программы самосовершенствования.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными  уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никавдров (1990) выделяют следующие уровни педагогического  творчества:

- уровень элементарного  взаимодействия с классом:

Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия  по ее результатам, но он действует  «по методичке», по шаблону», по опыту  других учителей;

- уровень оптимизации  деятельности на уроке, начиная  с его планирования, когда творчество  проявляется в умелом выборе  и целесообразном сочетании уже  известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

- эвристический, когда  педагог использует творческие  возможности живого общения с  учениками;

- высший уровень творчества  педагога, который характеризуется  его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов,  но в которые вкладывается  личностное начало, поэтому они  соответствуют его творческой  индивидуальности, особенностям личности  воспитанника, конкретному уровню  развития класса.

Данные уровни условно  можно назвать как уровни воспроизведения  готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе -- это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение  знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

В связи с уровневой  характеристикой педагогического  творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального  опыта. Ответы начинающих и будущих  учителей в отличии от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем  больший стае однозначны: творить  может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в  этом случае нередко отождествляется  с путем проб и ошибок. Тем не менее утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и  отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь. и другой: каково соотношение педагогического  опыта и творчества, педагогического  творчества и мастерства?

Педагогический опыт может  быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования  и отдельного педагога, который характеризует  достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней  достижений педагогической науки. Слова  «передовой педагогический опыт» употребляются  в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под  передовым опытом понимают высокое  мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще  не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более  узком и строгом смысле относят  только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе  называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной  практике и педагогической науке. Поэтому  именно угорский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению  в первую очередь.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто  трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается  на достигнутом. Находя и используя  все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая  старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство  является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения  разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные  трансформации в содержании образования  и педагогических технологиях, так  и глобальные изменения в сфере  образования.

М.М. Князева (1995) отмечает, что  педагогические инновации - это такие  актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными  для эволюции образования и позитивно  влияют на развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:

- создание творческой  атмосферы в образовательных  учреждениях, культивирование интереса  в педагогическом, сообществе к  инициативам и новшествам;

- создание социокультурных  и материальных (экономических) условий  для принятия и действия разнообразных  нововведений;

- инициирование экспериментальных  образовательных учреждений и  механизмов их всесторонней поддержки;

- интеграция наиболее  перспективных нововведений продуктивных  проектов в реально действующие  образовательные системы и перевод  накопленных инновации в режим  постоянно действующих экспериментальных  образовательных учреждений. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Педагог всегда творит в соавторстве  с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать  варианты сотворчества педагога с учащимися:

- педагог не соотносит  свой творческий процесс с  деятельностью учащихся, творит  для себя и от себя (педагог-«премьер»);

- педагог соотносит свое  творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом  (педагог-«дирижер»);

- педагог учитывает нюансы  деятельности отдельных учащихся (педагог-«зеркало»);

- педагог создает общую  концепцию урока, учитывает особенности  отдельных учеников.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных  в методических разработках и  рекомендациях. Мастерство педагога прямо  не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение  педагогом вариативных нестандартных  способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных  приемов, перестраивающих известный  педагогический опыт).

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе  преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется  за кардинальные преобразования и сам  в этом деле является наглядным примером.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1. Асмолов А.Г. Принципы  организации памяти человека: Системно -деятельностный подход к изучению  познавтельных процессов. М., 1985

2. Братусь Б.С. Аномалии  личности. М., 1988

3. Колпачников В.В. Психологическая  концепция образа мира личности  и возможности ее применения  при анализе и решении педагогических  проблем. // Сб. Психологи - школе.  Выпуск II. Екатеринбург, 1993

4. Леонтьев А.Н. Психология  образа. // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. 1979. №2

5. Лобашов В.Д. Лаврушина  С.М. Педагогические технологии. Право на эксперимент // Школьные  технологии. 1998 N 4

6. Орлов А.Б. Проблемы  перестройки психолого - педагогической  подготовки учителя. // Вопросы психологии 1988 N 1

7. Орлов А.Б. Перспективы  гуманизации обучения // Вопросы  психологии. 1988 N 6

8. Петухов В.В. Образ  мира и психологическое значение  мышления. //Вестник МГУ. сер. 14. Психология. 1984 N 4

9. Плотникова Е.В. К проблеме  построения синтетической концепции  развития личности. // Сб. Психологи  - школе. Выпуск II. Екатеринбург, 1993

10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы.  Екатеринбург, 1992

11. Столин В.В. Самосознание  личности. М., 1983

12. Франкл В. Человек  в поисках смысла. М., 1990 

 


Информация о работе Личность учителя