Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:53, реферат
Подобные обстоятельства обусловлены ситуацией самого учителя, который работает с группой, не им отобранной, существует в атмосфере жесточайшей формализованной отчетности, работает в изнашивающем режиме реального времени.
Экономические, политические и социальные изменения общества принесли изменения и в образование. В него хлынул поток различных инноваций, которые пытались реформировать содержание и технологии образования. Можно было бы предполагать, что ситуация в школах кардинально поменялась, но для таких суждений нужен объективный инструмент анализа.
Введение
1. Педагогическая направленность личности учителя
2. Знания учителя
3. Умения учителя
4. Профессионально важные личностные качества учителя
Заключение
Список литературы
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
При этом нужно иметь в силу, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». С.С. Голъдентрихт отмечает, что «природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку».
Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры « общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
- наличие противоречия
проблемной ситуации или
- социальная и личная
значимость и прогрессивность.
которая вносит вклад в
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных
качеств - знании, умений, особенно
положительной мотивации,
- новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Педагогическая деятельность
- процесс постоянного
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.
Однако творчество творчеству
рознь. Оно обусловлено творческим
потенциалом личности, который, если
вести речь о педагоге, формируется
на основе накопленного им социального
опыта, психолого-педагогических и
предметных знаний, новых идеи, умении
и навыков, позволяющих находить
и применять оригинальные решения,
новаторские формы и методы и
тем самым совершенствовать исполнение
своих профессиональных функций. С
другой стороны, опыт убеждает, что
творчество приходит только тогда и
только к тем, для кого характерно
ценностное отношение к труду, кто
стремится к повышению
Нередко творческую природу
труда педагога выводят из умозаключения:
педагогический труд по преимуществу
умственный, а умственный - значит творческий.
Но умственный труд нельзя прямо отождествлять
с творческим. Без специальной
подготовки, знаний, представляющих собой
отражение обобщенного
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят
к признакам творческой личности
легкость ассоциирования (способность
к быстрому и свободному переключению
мыслей, способность вызывать в сознании
образы и создавать из них новые
комбинации); способность к оценочным
суждениям и критичность
Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.
Теоретик-логик - это тип
творческой личности, для которого
характерна способность к логическим
широким обобщениям, к классификации
и систематике информации. Люди этого
типа четко планируют свою творческую
работу, широко используют уже известные
методы научных исследований. Для
этого типа творческой личности характерна
большая осведомленность и
Теоретик-интуитивист
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой
личности обладает высоким уровнем
развития способностей к организации
других, коллектива для разработки
и выполнения новых идей. Под руководством
таких людей создаются
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Творческая деятельность
учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется
в двух основных формах: применение
известных средств в новых
сочетаниях к возникающим в
Область проявления педагогического
творчества определяется структурой педагогической
деятельности и охватывает все ее
стороны: конструктивную, организаторскую,
коммуникативную и
- временная спрессованность
творчества, когда между задачами
и способами их разрешения
нет больших промежутков
- сопряженность творчества
педагога с творчеством
- отсроченность результата
и необходимость его
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного
соотнесения стандартных
В современной литературе
педагогическое творчество понимается
как процесс решения
Следовательно, опыт творческой
педагогической деятельности - возникновение
замысла, его проработка и преобразование
в идею (гипотезу), обнаружение способа
воплощения замысла и идеи -приобретается
при условии систематических
упражнений в решении специально
подобранных задач, отражающих педагогическую
действительность, и организации
как учебной, так и реальной профессионально-
Однако творческий характер
педагогической деятельности нельзя свести
только к решению педагогических
задач, ибо в творческой деятельности
в единстве проявляются познавательный,
эмоционально-волевой и
Классификация задач, адекватных
формированию такого потенциала личности,
целесообразно осуществить, выделив
наиболее яркие черты творческой
деятельности. Это могут быть задачи
на перенос знаний и умений в новую
ситуацию, на (явление новых проблем
в знакомых (типичных) ситуациях, (выделение
новых функций методов и
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субьективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д.).