Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель - определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
- Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы. Для получения необходимых теоретических данных необходимо ознакомиться с литературой, посвященной изучению конфликтности.
Определение сущности и основных аспектов понятий конфликта и социально-психологического климата коллектива.
Изучение природы конфликтной личности и факторов, ее формирующих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
Глава I. КОНФЛИКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………….............................................................................

7
Понятие «конфликтность» и ее основные компоненты …………….
7
1.2. Конфликтность как интегративно-личностное свойство …………….
10
1.3. Основные причины и личностные предпосылки возникновения
конфликтов в организации ………………………………………...........
18
1.4. Типология и особенности поведения конфликтных личностей ………
24
1.5. Роль конфликтности в формировании социально-психологического климата трудового коллектива ………………………………………………
35
1.6. Особенности управления межличностными конфликтами в коллективе и пути их разрешения …………………………………………..
37
ВЫВОДЫ по Главе I ………………………………………………………..
46
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА………………………

2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования…………….

2.2. Описание используемых методов и методик…………………………..

2.3. Результаты……………………………………………………………….

2.3.1. Результаты изучения конфликтности …………………………..

2.3.2. Результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта ………………………………………………………………..

2.3.3. Результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности……………………………………………………………

2.3.4. Результаты изучения стратегий реагирования в конфликтах…..

2.3.5. Сравнительный анализ результатов конфликтности, особенностей поведения в конфликтах и благоприятности психологического климата в коллективе ………………………………

2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации…………………….

ВЫВОДЫ по Главе II ………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 199.53 Кб (Скачать файл)

Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий  вид[7, с.29]:

- эмоциональный компонент  (состояние личности в ситуации  межличностного взаимодействия, неумение  управлять своим эмоциональным  состоянием в предконфликтных  и конфликтных ситуациях);

- волевой компонент (неспособность  личности к сознательной мобилизации  сил и самоконтролю);

- познавательный компонент  (включает уровень восприятия  провокационных действий оппонента,  субъективность, неумение анализировать  и прогнозировать ситуацию);

- мотивационный компонент  (отражает состояние внутренних  побуждающих сил, которые не  благоприятствуют адекватному поведению  в конфликте и решению проблемы);

- психомоторный компонент  (неумение владеть своим телом,  управлять жестикуляцией и мимикой).

Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами  которой выступают природные  задатки и социальный опыт, можно  допустить, что есть три вида психологических  детерминант конфликтности[47, с.20]:

- детерминанты, связанные  с психофизиологическими особенностями  развития (перенесенные травмы мозга  или инфекции, наследственные болезни,  отставание умственного развития, особенности нервной системы,  в частности, процессов возбуждения  и торможения);

- психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные  особенности, ситуация внутрисемейного  развития, уровень самооценки, акцентуации  характера);

- социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия  «конфликтность» эти детерминанты  включают социальный опыт личности: социальную компетентность (уровень  способов социального реагирования), педагогический менеджмент.

Данные психологические  детерминанты в различной степени  обуславливают конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.

 

1.2. Конфликтность как  интегративно-личностное свойство

Решающее влияние на поведение  личности в конфликте оказывает  она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения  проблем и модели поведения. Все  это — существенный фактор, позволяющий  предупредить развитие конфликтов, переход  их в экстремальные и крайне эмоциональные  формы, а также снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.

Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и  их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся частотой возникновения конфликтов и вступления в них человека[49, с.80].

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).

Каждый человек имеет  собственный, уникальный жизненный опыт, а также сложившуюся и закрепившуюся на основе этого опыта манеру поведения. В каком-то смысле люди настроены на определенные условия; иногда условия могут измениться, а настрой остаться прежним. Люди вырабатывают определенный взгляд на вещи, собственную точку зрения на окружающую жизнь. Поэтому можно составить неправильную картину новой ситуации, видя в основном то, что соответствует традиционной настроенности, тому пейзажу, на который люди привыкли смотреть. Отсюда — несоответствие поведения ситуациям, недоразумения, споры и конфликты[46, с.67]. Именно предварительная настроенность определяет восприимчивость к конфликтам. Но проявляется это у каждой личности по-своему, как и обстоятельства, определяющие предрасположенность личности к конфликтам. В конфликты с окружающими вступают прежде всего люди с неподдающимся, негибким, ригидным характером, те, кто не способен переносить поведение, противоречащее их принципам и ценностным критериям. Как правило, такие люди инертны, медленно привыкают к новой обстановке, необщительны, крайне эгоцентричны и не приемлют компромиссы.

Люди существенно различаются  также реакцией на поведение других. Одни "управляются изнутри", всегда отталкиваются только от собственных представлений и не обращают внимания на чувства и мнения окружающих, в случае конфликта прекращают контакты. Другие "управляются извне", всегда считаются с окружающими, пытаются подобрать к ним ключ, вникнуть в психологию других, умеют согласовывать собственные интересы с интересами других[29, с.72]. Конфликты легко возникают тогда, когда люди не знают, чего ожидать друг от друга. Сочувственное отношение возникает тогда, когда один человек понимает, что другой не мог поступить иначе, что на его месте любой поступил бы так же.

Установлено, что эмпатичные люди, умеющие считаться с другими, приветливы, оптимистичны, сердечны, эмоциональны. И наоборот, люди с низкой эмпатичностью жестоки, эгоистичны, легко вступают в конфликт.

Еще одной причиной конфликтного поведения может быть стойкое стремление завоевать признание и уважение окружающих, занять более престижное и влиятельное положение в группе. Такой человек считает себя сведущим во всем, чаще всего не считается с окружающими[29, с.72].

Возникновению конфликта  может способствовать также неспособность осознать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций. В этом случае человек не умеет взвешивать возможные варианты поведения. Ему не нравится собирать дополнительные сведения, анализировать их, вместо этого он быстро выносит свое решение, зачастую максималистское.

Следует отметить, что конфликты  в равной мере могут быть обусловлены  как излишним конформизмом, так и его противоположностью — негативизмом. При излишнем конформизме наблюдается беспринципное поведение, подверженное влиянию случайных обстоятельств, когда собственное мнение, позицию, поступки стараются во что бы то ни стало приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению. При негативизме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, в частности в молодом возрасте это проявляется в строптивости, направленной против взрослых.

Благоприятная почва для  продуцирования конфликтов возникает  также тогда, когда общее представление человека о том, каким он должен быть (идеальный образ), не совпадает с его действительной самооценкой. Видимо, недостаточная адаптивность и проницательность в общении непосредственно связаны с крайне заниженной самооценкой, для компенсации которой и создается сверхсовершенный идеальный образ[33, с.298]. Человек, пытаясь привести себя в соответствие с этим представлением, рассматривает собственные недостатки как добродетели. Это несложно сделать, поскольку одни и те же качества можно толковать по-разному (агрессивность, например, принимать за силу). В дальнейшем такой человек может отчаянно ухватиться за собственный идеальный образ и стать негибким в общении, потому что у него уже не остается времени и энергии для самопознания и выбора целесообразной манеры поведения. Стараясь жить в соответствии с нереальным идеалом или предъявляя к окружающим нереальные требования, исходящие из идеального "Я", человек попадает в затруднительное положение.

Когда самооценка с самого начала завышена, вновь возникают  конфликты, потому что в первую очередь  этому будут сопротивляться близкие люди, затем могут появиться расхождения с реальными возможностями. Тот, кто игнорирует разрыв между идеальным "Я" и собственными неудачами, часто капризничает, обижается, ведет себя недостойно, становится злым и подозрительным ко всем. Объективная и адекватная самооценка — важное условие не только успешных и конструктивных человеческих взаимоотношений, но и работоспособности, душевного покоя личности и благоприятной психологической атмосферы[34, с.52].

И наконец, особенно благоприятную  почву для конфликтов создают неуверенность в принятии решений и осуществлении действий, необдуманность, рискованность в действиях, принятие решений под влиянием настроения.

Мимика — мгновенная визитная карточка состояния человека. Она может обернуться длительной напряженностью во взаимоотношениях.

Манера поведения — фактор не наследственный, это результат жизненного опыта. Умение помочь другим выбрать наиболее подходящую манеру поведения очень существенно для организации нормальных взаимоотношений в любом коллективе[24, с.19].

Люди имеют неодинаковый предел поведенческой активности, могут  на некоторое время становиться  неуправляемыми. В таком состоянии  человек может инициировать возбуждение  других и нарушать психологическую  атмосферу коллектива. Степень активности индивида зависит от него самого. А, Журавлев выделяет два крайних психологических типа:

- тип агрессивного поведения,  свойственный людям с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, компенсирующим это демонстрацией решительности, смелости, невосприимчивости к угрозам. Личности, относящиеся к этому типу, не обладают умением воспринимать другую точку зрения, учитывать нюансы во взаимоотношениях. Для них характерны быстрая агрессивная реакция, бесцеремонность, амбициозность;

- тип жертвенного поведения, характеризующийся комплексом психологических качеств, которые провоцируют преимущественно агрессивные формы поведения и отношения,

Существуют также промежуточные  формы личности, играющие позитивную роль в разрешений конфликтных ситуаций. Встречая препятствия, трудности в  отношении с представителями  различных общественных институтов, индивид, представляющий явно выраженный первый или второй тип личности, будет и реагировать соответствующим  образом[25, с.340].

Рассматривая конфликтность  через призму авторитарной личности, Т. Адорно описывает ее как результат излишне строгого семейного воспитания, когда чувства агрессии, обиды по отношению к родителям, жестоко подавлялись, вследствие чего сформировалось идеализированное отношение к родителям, а чувство враждебности к ним перешло на уровень бессознательного.

Перечислим основные характеристики авторитарной личности, тесно связанные  с конфликтностью ее поведения:

- косность, ригидность, стереотипность  мышления;

- соблюдение условностей  и преследование тех, кто их  нарушает;

- мистическая предрасположенность;

- преувеличенный интерес  к проблемам власти, силы, насилия;

- опасение и страх перед  дурным влиянием, опасение попасть  под влияние "чужих";

- цинизм, уверенность в  том, что все средства хороши  для немедленного достижения "высоких и справедливых" целей собственной группы;

- преувеличенный конформизм  в сфере сексуальных отношений;

- вера в моральную чистоту  собственной группы, клана и отказ  в этом другим группам;

- приверженность ценностям  "среднего класса".

В общих чертах авторитарная личность является подавленной, "разорванной", несущей в себе опасность из-за подверженности сильному влиянию[17, с.40]. Причинами формирования такой личности являются отсутствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, формальные отношения в семье.

Определяющая черта авторитарной личности — амбивалентность, которая характеризуется:

- строгими, жесткими, ригидными  системами социальных установок;

- нетерпимостью к двойственности  и противоречиям;

- предпочтением ясной  и четкой определенности и  алгоритмов;

- тягой к социальным  рангам и статусам;

- двойственностью в отношении  к власти, соотносимой с двойственным отношением к родителям;

- ригидностью в построении  межличностных отношений, поэтому  близость в личных отношениях  представляет сложность и часто  неприемлема.

Процесс социализации личности в раннем возрасте и заложенная в  его основу амбивалентность эмоциональных  отношений и конфликтов в семье, согласно 3. Фрейду и Т. Адорно, создают  модель поведения и отношения личности к другим. Сформировавшаяся авторитарность и, как следствие, повышенная конфликтность определяют поведение в межличностном общении с преобладанием настороженности, враждебности, скованности в проявлении чувств, теплоты, подчинением власти и силе, наличием чувства постоянного страха. Внешне авторитарная личность с уважением и признанием относится к власти, однако внутренне, на бессознательном уровне, сохраняет к ней глубокую враждебность и агрессивность. Путем замещения эта враждебность может переноситься на конкретные социальные слои, этнические меньшинства, политические движения, которые будут выступать в "образе врага".

В процессе удовлетворения потребностей индивид может встретить  значительное противодействие со стороны  других индивидов либо социальные ограничения. В подобных условиях он испытывает фрустрацию, возникают фрустрирующие конфликты[5, с.90].

Информация о работе Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе