Усваивая названия предметов и их отдельных 
частей, дети учатся обобщать и дифференцировать 
предметы по наиболее важным признакам. 
В большой степени восприятия детей зависят 
от их предшествующего опыта. Чем чаще 
ребенок сталкивается с различными предметами, 
чем больше он узнает о них, тем полнее 
он может воспринять и в дальнейшем правильнее 
отражать связи и отношения между ними.
Неполнотой детского опыта, в частности, 
объясняется и то, что при восприятии малоизвестных 
вещей или рисунков маленькие дети часто 
ограничиваются перечислением и описанием 
отдельных предметов или их частей и затрудняются 
объяснить их значение в целом.
Первые годы жизни детей — это период 
выработки основных межанализаторных 
условно-рефлекторных связей (например, 
зрительно-двигательных, зрительно-осязательных 
и др.), образование которых требует непосредственных 
движений и действий с предметами.6
В этом возрасте дети, рассматривая предметы, 
в то же время ощупывают и осязают их. В 
дальнейшем, когда указанные связи становятся 
более прочными и дифференцированными, 
непосредственные действия с предметами 
бывают менее необходимы, и зрительное 
восприятие делается относительно самостоятельным 
процессом, в котором двигательный компонент 
участвует в скрытой форме (производятся 
главным образом движения глаз).
Важное 
значение для развития восприятия и наблюдательности 
в дошкольном и младшем школьном возрасте 
имеет игра. В игре дети дифференцируют различные 
свойства предметов — их цвет, форму, величину, 
вес, а так как все это связывается с действиями 
и движениями детей, то тем самым в игре 
создаются благоприятные условия для 
взаимодействия различных анализаторов 
и для создания многостороннего представления 
о предметах.
Большое значение для развития восприятия 
и наблюдательности имеет рисование и 
лепка, в процессе которых дети учатся 
правильно передавать контуры предметов, 
различать оттенки цветов и т. д. В процессе 
игры, рисования и выполнения других заданий 
дети приучаются самостоятельно ставить 
перед собой задачу наблюдения. Тем самым 
уже в старшем дошкольном возрасте восприятие 
делается более организованным и управляемым.
В раннем возрасте в процессе действий 
с предметами ребенок накопил определенный 
опыт, словарный запас, понимает обращенную 
к нему речь.
Благодаря этим достижениям младший 
дошкольник начинает активно осваивать 
окружающий мир и в процессе этого освоения 
формируется восприятие.
Восприятие младших дошкольников (3-4 
года) носит предметный характер, т.е. все 
свойства предмета, например, цвет, форма, 
вкус, величина и другие, не отделяются 
у ребенка от предмета. Дети видят их слитно 
с предметом, считают их нераздельно принадлежащими 
предмету.
При восприятии дети видят не все свойства 
предмета, а только наиболее яркие, а иногда 
и одно свойство, и по нему отличают предмет 
от других предметов. Например, трава зеленная, 
лимон кислый. Действуя с предметами, дети 
начинают обнаруживать их отдельные свойства, 
разнообразие свойств в предмете. Это 
развивает их способность отделять свойства 
от самого предмета замечать похожие свойства 
в разных предметах и разные в одном предмете.7
На развивающих занятиях этот принцип 
взаимодействия с предметами и их свойствами 
учитывался. В связи, с чем к каждому занятию 
подбирался и изготавливался наглядный, 
демонстрационный и раздаточный материал.
 
 
 
1.3 Характеристика детей 
с нарушениями речевого развития и 
особенности развития у них восприятия
Существует множество доказательств 
того, что без речевого общения, т.е. без 
социальной (общественной) среды, человеческое 
существо не может стать полноценным человеком. 
Истории известны случаи, когда в силу 
каких-то трагических обстоятельств дети 
младенческого возраста попадали в логово 
животных (волков, пантеры, собак) и были 
ими вскормлены. Когда люди обнаруживали 
этих детей в возрасте после трех лет и 
возвращали их в человеческое общество, 
то всегда оказывалось, что они имеют повадки 
вскормившего их животного и совершенно 
не обладают теми элементами психики, 
которые отличают человека от животного: 
у них не был сформирован мыслительный 
аппарат, не было высших эмоций, их невозможно 
было научить речи (Сохин Ф.А.) [9].
Известны многочисленные случаи, 
менее трагические, но столь же печальные, 
происшедшие по невежеству взрослых: дети 
оказывались психически недоразвитыми, 
плохо усваивали речь (с трудом учились 
в школе), потому что родители не занимались 
их речевым развитием, когда они были в 
младенческом, раннем детском и в дошкольном 
возрасте.
Так, В.А. Сухомлинский описывает 
случай из своей практики директора школы. 
Ученик этой школы, родившийся в семье 
железнодорожника, жившего на железнодорожном 
разъезде и воспитывавшийся в дошкольные 
годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, 
которая в силу своего недуга не могла 
реагировать на речевые действия внука, 
оказался почти немым. Усилия учительницы 
начальных классов развить его речь не 
дали результата, нельзя было обучить 
его и грамоте. Хотя этот мальчик родился 
с предпосылками для нормального развития, 
но отсутствие речевого общения оказалось 
причиной того, что интеллект ребенка 
не развился.
Воспитатель обязан помнить, 
что речь - инструмент развития высших 
отделов психики растущего человека. Обучая 
ребенка родной речи, одновременно способствуют 
развитию его интеллекта и высших эмоций, 
готовят почву для успешного его учения 
в школе, для творческого поведения его 
в трудовой деятельности. Задержка речевого 
развития на первых возрастных ступенях 
не может быть компенсирована впоследствии.
Своевременное и полноценное 
овладение речью является первым важнейшим 
условием становления (появления) у ребенка 
полноценной психики и дальнейшего правильного 
развития ее. Своевременное - значит начатое 
с первых же дней после рождения ребенка; 
полноценное – значит достаточное по 
объему языкового материала и побуждающее 
ребенка к овладению речью в полную меру 
его возможностей на каждой возрастной 
ступени.8
Внимание к развитию речи ребенка 
на первых возрастных ступенях особенно 
важно потому, что в это время интенсивно 
растет мозг ребенка и формируются его 
функции. Физиологам известно, что функции 
центральной нервной системы именно в 
период их естественного формирования 
легко поддаются тренировке. Без тренировки 
развитие этих функций задерживается 
и даже может остановиться навсегда.
Воспитатель должен помнить 
и об обратной зависимости: мозг развивается 
(совершенствуются механизмы интеллекта), 
если в процессе речевого общения ребенок 
тренирует мышцы своего речевого аппарата, 
т. е. если с ребенком говорят, выслушивают 
его. Чем раньше научится ребенок энергично 
и правильно артикулировать звуки (и модулировать 
интонацию), тем раньше он окажется способным 
к внутренней, более высокой форме владения 
речью, поскольку внутренняя речь - это 
тоже речедвижения, работа мышц органов 
речи.
Таким образом, есть прямая 
связь между развитием речи и, следовательно, 
интеллекта ребенка и развитием мускулатуры 
органов речи, или, как принято говорить, 
развитием артикуляционных, произносительных, 
навыков.
Наблюдая развитие восприятия 
у детей дошкольного возраста с ОНР, ученые 
выявляют еще более четко, чем у детей 
раннего возраста, сложность этой формы 
чувственного познания действительности.
Споры о том, какой признак предмета 
является основным для его восприятия, 
продолжаются среди психологов и при обсуждении 
особенностей чувственного познания предметов 
детьми дошкольного возраста.
Спорным в детской психологии 
является вопрос о том, на что опирается 
ребёнок с ОНР в своем восприятии предмета: 
на его целостное отражение или на узнавание 
отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд, 
Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что 
и здесь нет однозначного и единственно 
правильного ответа. С одной стороны, в 
восприятии целого незнакомого предмета 
ребёнок с ОНР, по утверждению Г. Фолькельта, 
передает лишь свое общее «впечатление 
от целого»: «нечто дырявое» (решетка) 
или «нечто колющее» (конус). Находясь 
«во власти целого» (Зейферт), дети с ОНР 
якобы не умеют выделять составляющие 
его части. На эту же «власть целого» указывают 
и многие авторы, изучавшие детские рисунки. 
Они объясняют такие факты якобы неспособностью 
ребенка-дошкольника к познавательной 
аналитической деятельности из-за его 
слишком ярко выраженной эмоциональности.9
Осмысливание предмета по одной 
несущественной его части называется 
синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие 
целого, не основанное на его анализе.
В продуктивности восприятия 
ребенком предмета огромное значение 
имеет действие, которым пользуется ребёнок 
с ОНР при восприятии. Так в процессе восприятия, 
ребёнок с ОНР приобретает свой личный 
опыт, усваивая одновременно опыт общественный. 
Развитие восприятия характеризуется, 
таким образом, не только изменением его 
точности, объема, осмысленности, но и 
перестройкой самого способа восприятия. 
Этот процесс чувственного познания становится 
все более совершенным.
Детям-дошкольникам с ОНР трудно 
правильно воспринимать картинку.
Намеченные А. Бинэ и В. Штерном 
стадии позволили раскрыть эволюцию процесса 
восприятия ребенком сложного объекта 
- картины и увидеть, что дети с ОНР в процессе 
умственного развития переходят от фрагментарного 
восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, 
никак между собой не связанных, к выявлению 
сначала их функциональных связей (что 
человек и делает), а затем и к раскрытию 
более глубоких отношений между предметами 
и явлениями: причин, связей, обстоятельств, 
целей (Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина 
Г.В.) [4].
На самом высшем уровне дети 
с ОНР истолковывают картинку, привнося 
свой опыт, свои суждения в то, что изображено. 
Они раскрывают внутренние связи между 
предметами путем осмысления всей изображенной 
на картинке ситуации. Однако переход 
к этому высшему уровню понимания никак 
нельзя объяснить возрастным созреванием, 
как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Исследования 
(Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева, 
А.А. Люблинская, Т.А. Кондратович) показали, 
что особенности описания ребенком картинки 
зависят, прежде всего, от ее содержания, 
знакомого или мало знакомого ребёнку 
с ОНР, от структуры картины, динамичности 
или статичности сюжета.10
Огромное значение имеет сам 
вопрос, с которым взрослый обращается 
к ребёнку с ОНР. Спрашивая детей с ОНР 
о том, что они видят на картинке, воспитатель 
ориентирует ребенка на перечисление 
любых предметов (важных и второстепенных) 
и в любом порядке. Вопрос: «Что делают 
здесь на картинке?» - побуждает ребенка 
к раскрытию связей функциональных, т.е. 
действия. Когда детей с ОНР просят рассказать 
о событиях, изображенных на картинке, 
ребёнок с ОНР пытается понять изображенное. 
Он поднимается на уровень истолкования. 
Таким образом, один и тот же ребёнок с 
ОНР во время эксперимента может в один 
день показать все три стадии восприятия 
картинки (Обухова Л.Ф.) [3].
Восприятие детьми картины 
нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового 
содержания. Л.С. Выготский экспериментальным 
путем установил, что стадии восприятия, 
выявленные В. Штерном, характеризуют 
не развитие восприятия картин, а соотношение 
между восприятием и речью на определенных 
ступенях развития. Большое значение в 
художественном восприятии, в понимании 
смысла изображенного имеет композиция 
произведения, степень совпадения смыслового 
и структурного центров картины.
Оценочные суждения детей с 
ОНР дошкольного возраста еще примитивны, 
но они свидетельствуют о зарождении умения 
не только почувствовать красивое, но 
и оценить.
При восприятии художественных 
произведений имеет значение не только 
общее отношение ко всему произведению, 
но и характер отношения, оценка ребенком 
отдельных героев.
Имеет значение в художественном 
восприятии и степень близости, доступности 
образа. Так, например, младшие дошкольники 
с ОНР в ролях находчивых, юмористических 
персонажей чаще всего предпочитают видеть 
животных с антропоморфическими признаками, 
проявивших себя положительно в знакомых 
им сказках; средние дошкольники - животных, 
сказочных человечков, детей ровесников; 
старшие - чаще просто наиболее занимательного 
и находчивого, наиболее веселого персонажа 
(Филичева Т.Н. Чиркина Г.В.) [3].
Дети с ОНР старшего дошкольного 
возраста значительно чаще младших оказываются 
способными воспринять в художественном 
произведении не только внешний, но и внутренний 
комизм, юмор, иронию. В процессе развития 
художественного восприятия у детей с 
ОНР появляется понимание выразительных 
средств произведения искусства, что ведет 
к более адекватному, полному, глубокому 
его восприятию.
Умелое применение музыки, художественного 
слова положительно сказывается на понимании 
дошкольниками картин, помогая глубже 
воспринять художественные образы, воплощенные 
в них. Интересные приемы, развивающие 
эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, 
пробуждающие художественный вкус.
Важно сформировать у детей-дошкольников 
с ОНР правильную оценку героев художественного 
произведения. Эффективную помощь в этом 
могут оказать беседы, особенно с использованием 
вопросов проблемного характера. Они подводят 
ребенка к пониманию ранее скрытого от 
них «второго», истинного лица персонажей, 
мотивов их поведения, к самостоятельной 
переоценке их (в случае первоначальной 
неадекватной оценки).
Восприятие ребенком человека 
является необходимым актом проявления 
и удовлетворения важнейшей социальной 
потребности -потребности в общении. В 
то же время именно в процессе общения 
с взрослыми особенно интенсивно развивается 
восприятие его ребенком. Развитие общения 
с взрослым, изменение его содержания 
дает возможность ребёнку с ОНР не только 
тоньше дифференцировать внешний облик 
окружающих людей, но и воспринимать их 
с разных сторон, вычленять их существенные 
функции. Так уже в процессе делового общения 
взрослый выступает для ребенка не только 
как человек, способный удовлетворить 
его органические потребности, но и как 
организатор знакомства с общественным 
опытом действий с предметами, как руководитель 
ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно 
важно, что в этот период сензитивный для 
развития речи, взрослый выступает для 
ребенка и как носитель речевых форм общения. 
Овладение речью оказывает значительное 
влияние на процесс формирования у ребенка 
восприятия человека. Именно благодаря 
этому человек начинает выступать в восприятии 
ребенка как лицо, обладающее не только 
непосредственными чувственно данными 
свойствами, но и сигнализируемыми ими 
психическими свойствами.