Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической  базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность  влияния сюжетно-ролевой игры  на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего  дошкольного возраста.
Руководство игрой должно строиться 
на основе результатов наблюдения за 
самостоятельной сюжетно-
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
 
Заключение
Пяти - шестилетний ребенок нуждается 
в сверстниках, товарищах. В общении 
с ними в детском саду он проводит 
50— 70% времени. Ежедневно помногу 
раз он вступает в контакты, свободно 
выбирая партнера. Выбор этот зависит 
от характера деятельности. Для совместного 
труда дети стараются выбирать партнеров 
организованных («Он хорошо дежурит»), 
для игр и занятий — тех, 
кто «много знает, хорошо рисует, считает». 
Нередко ребенок ориентируется 
и на нравственные качества сверстника 
(«Мы дружим. Мы всегда вместе играем, 
он меня защищает. Он добрый, справедливый, 
не дерется. Я бы с Валей хотел 
сидеть на занятии, а то Саша мне 
мешает» и т.д.). Перечисленные 
мотивы свидетельствуют о стремлении 
детей к нравственному и 
По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.
В освоении ребенком правил поведения 
наблюдается определенная последовательность. 
Установлено, например, что правила 
взаимоотношений в дошкольном возрасте 
детям освоить труднее, чем правила 
бытовые, потому что выполнение первых 
требует волевых усилий, и применять 
их нужно гибко, сообразуясь с 
часто меняющейся ситуацией. Исследования 
показали, что для усвоения правил 
поведения благоприятен младший 
и средний дошкольный возраст. Но 
только в старшем возрасте дети осваивают 
их значение и потому выполняют сознательно. 
Однако понимание это еще 
Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.
Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.
Работу с дошкольниками по овладению 
правилами культуры общения целесообразно 
осуществлять в двух направлениях: 
формирование представлений о нравственных 
нормах поведения и накопление практического 
опыта. Задача педагога не только в 
том, чтобы дать детям определенную 
сумму знаний, но и научить руководствоваться 
ими в повседневной жизни, создать 
условия для превращения 
Прежде чем планировать 
Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.
В данной исследовательской работе 
сюжетно-ролевая игра послужила 
главным инструментом формирования 
взаимоотношений старших 
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
 
Список используемой литературы
1.Зворыгина Е.В. «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3)
2.Смоленцева 
А.А. «Сюжетно-дидактические 
3.Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2000г. (стр.49 )
4.Петерина 
С.В. «Воспитание культуры 
5.Бойченко 
Н.А. « Сюжетно ролевые игры 
дошкольников», Киев «
6.Швайко 
Г.С. «Игры и игровых 
7.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58)
8.Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 1980 г. (стр.12-14)
Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 95 – 101)
9.Салахетдинова 
В.А.»Дидактические игры и 
10.Козлова А.В. « Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2005 г. (стр.61)
11.Богуславская 
З.М. «Развивающие игры для 
детей младшего дошкольного 
12.Ядэшко В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335)
13.Гербова 
В.В. «Методические 
14.Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 54-70)
15.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1985 г. (стр. 3-16)
16.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)
17.Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 18-25)
18.Лямина 
Г.М. «Воспитание детей в 
19.Логинова 
В.И. Дошкольная педагогика», 
20.Венгер 
Л.А., Мухина В.С. «Возрастная 
21. Г.К. 
Селевко «Современные 
22.Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)
23.Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)
24.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)
25.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005
26. Захарова 
Е.И. Исследование 
27.Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М., АО "Столетие", 1996.
28.Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М., Владос, 2001.
29. Психология. 
Словарь / Под общ. ред. А.В. 
Петровского, М.Г. Ярошевского.
 
Приложение №1
Список оппонентов, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании
№  | 
  Ф.И. ребенка  | 
  Дата рождения  | 
  Полных лет  | 
Андреева Екатерина  | 
  04.09.2003  | 
  4  | |
Глухова Елена  | 
  03.10.2002  | 
  5  | |
Колесников Олег  | 
  19.02.2003  | 
  5  | |
Кузнецова Лолита  | 
  27.01.2002  | 
  6  | |
Ляпунов Денис  | 
  21.05.2002  | 
  6  | |
Мальцева Надежда  | 
  08.10.2003  | 
  4  | |
Мосунов Михаил  | 
  20.05.2002  | 
  6  | |
Нечаев Никита  | 
  22.06.2004  | 
  4  | |
Печерских Елена  | 
  26.07.2003  | 
  5  | |
Пивоварова Диана  | 
  18.12.2001  | 
  6  | |
Пищиков Данил  | 
  02.07.2004  | 
  4  | |
Полутин Данил  | 
  19.05.2004  | 
  4  | |
Портнова Анастасия  | 
  04.06.2004  | 
  4  | |
Решетников Михаил  | 
  17.01.2003  | 
  5  | |
Сапаров Максим  | 
  29.10.2003  | 
  4  | |
Скопина Альбина  | 
  05.01.2003  | 
  5  | |
Тепляков Илья  | 
  27.07.2004  | 
  4  | |
Угринова Кристина  | 
  04.12.2003  | 
  4  | |
Хабибов Семен  | 
  10.12.2001  | 
  6  | |
Хамматулин Ильнур  | 
  10.04.2003  | 
  5  |