Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:27, курсовая работа
Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.
Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и  значение подвижных игр для  физического совершенствования  школьников
1.2. Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших  классов
1.3. Особенности  воспитания физических качеств  у учащихся младших классов
1.4. Классификация  и содержание подвижных игр  применительно к задачам воспитания  двигательных качеств в программе по физической культуре
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и  задачи исследования
2.2. Методы  исследования
2.2.1. Анализ  научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование  физической подготовленности 
2.2.3. Педагогический  эксперимент
2.2.4. Методы  математической статистики
2.3.Организация  исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный  анализ развития физических качеств  и физической подготовленности  учащихся опытных групп в начале  исследования
3.2. Влияние  занятий подвижными играми на  развитие физических качеств  и динамику физической подготовленности  учащихся 5-х классов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и 1 контрольная (КГ) группы.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 5-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 5-х классов (Приложение 1).
Разработанная экспериментальная 
методика занятий подвижными играми 
различной направленности была применена 
в процессе уроков физической культуры 
учащихся экспериментальных групп 
(ЭГ-1 и ЭГ-2). В контрольной группе 
данная методика не проводилась с 
целью определения 
В конце 
педагогического эксперимента учащимся 
экспериментальной и 
Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.
На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.
Отбирая 
игры, мы стремились не использовать модели 
игр, описанные в различной 
 
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ 
развития физических качеств 
и физической подготовленности 
учащихся опытных групп в 
Предварительные результаты 
контрольных испытаний 
Проведя более детальный 
анализ достоверности межгрупповых 
различий в представленных в табл.3.1 
сочетаниях было выявлено, что по некоторым 
показателям физического 
Межгрупповые различия показателей физической подготовленности учащихся опытных групп
| 
   
 ПОКАЗАТЕЛИ | 
  СОЧЕТАНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ РАЗЛИЧИЙ  | |||||
ЭГ-1 : ЭГ-2 | 
  ЭГ-1 : КГ  | 
  ЭГ-2 : КГ  | ||||
t  | 
  p  | 
  t  | 
  p  | 
  t  | 
  p  | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м)  | 
  -0,80  | 
  
   
 
 
 
 
 
 >0,05  | 
  -0,48  | 
  
   
 
 
 
 
 
 >0,05  | 
  0,18  | 
  
   
 
 
 >0,05  | 
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)  | 
  -0,60  | 
  0,96  | 
  1,89  | |||
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)  | 
  -0,23  | 
  -1,84  | 
  -1,58  | |||
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)  | 
  -0,18  | 
  0,91  | 
  0,91  | |||
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)  | 
  1,25  | 
  -0,94  | 
  -2,60  | 
  <0,02  | ||
Активная гибкость (наклон вперед, см)  | 
  0,47  | 
  -0,99  | 
  -1,31  | 
  
   
 
 >0,05  | ||
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз)  | 
  0,55  | 
  -0,45  | 
  -1,07  | |||
Скоростные способности (бег 100 м, сек)  | 
  -0,02  | 
  0,78  | 
  0,96  | |||
Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ-2:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05), где превалировала КГ.
Следует отметить, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
Прирост представленных показателей 
физической подготовленности состояния 
за время проведения основного исследования 
следует рассмотреть в 
 
ТАБЛИЦА 3.2
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-1
| 
   
 ПОКАЗАТЕЛИ | 
  ДО ИССЛЕДОВАНИЯ  | 
  ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)  | 
  ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  | |||
M1  | 
  m  | 
  t  | 
  p  | 
  M2  | 
  m  | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м)  | 
  1214,67  | 
  40,13  | 
  -5,84  | 
  <0,001  | 
  1561,33  | 
  43,75  | 
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)  | 
  10,73  | 
  0,37  | 
  2,99  | 
  <0,01  | 
  9,45  | 
  0,21  | 
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)  | 
  154,92  | 
  3,26  | 
  -1,50  | 
  >0,15  | 
  167,42  | 
  2,87  | 
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)  | 
  8,58  | 
  0,22  | 
  -3,91  | 
  <0,001  | 
  10,35  | 
  0,40  | 
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)  | 
  6,42  | 
  0,58  | 
  -4,64  | 
  <0,001  | 
  10,75  | 
  0,73  | 
Активная гибкость (наклон вперед, см)  | 
  5,75  | 
  1,19  | 
  -1,40  | 
  >0,18  | 
  8,00  | 
  1,08  | 
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)  | 
  38,25  | 
  1,40  | 
  -3,51  | 
  <0,001  | 
  43,83  | 
  0,76  | 
Скоростные способности (бег 100 м, сек)  | 
  17,87  | 
  0,21  | 
  1,21  | 
  >0,24  | 
  16,51  | 
  0,21  | 
Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у мальчиков всех опытных групп (ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).
Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2).
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину сместа в экспериментальных и контрольной группах был не достоверен (р>0,05). Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до исследования имел очень высокий уровень для данного возраста. Поэтому увеличения все же наблюдались как в экспериментальных, так и в контрольной группе. Однако прирост за время исследования был более заметно выше в ЭГ-1 и ЭГ-2, нежели в КГ. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп в конце исследования к высокому уровню.
Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег 4х9 м) в ЭГ-1, где прирост по сравнению с ЭГ-2 и КГ (p>0,05) был достоверно значимым (p<0,01). По средним показателям к концу эксперимента явно превосходила ЭГ-1 (9,45±0,21 сек).
В показателе общей выносливости (бег 6 минут) значительные изменения наблюдались в ЭГ-1 (1561,33±43,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,18±38,60 м (р<0,001)), в то время как в КГ достоверно значимого прироста не произошло (р>0.05). Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.
За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого прироста ни в одной из опытных групп (р>0.05), в то время, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста. Следует также отметить и то, что в КГ данный среднее значение активной гибкости к концу исследования было значительно выше (11,18±0,39 см (p>0,05)) (табл.3.2,3,4 и рис.3.1).
ТАБЛИЦА 3.3
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-2
| 
   
 ПОКАЗАТЕЛИ | 
  ДО ИССЛЕДОВАНИЯ  | 
  ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)  | 
  ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  | |||
M1  | 
  m  | 
  t  | 
  p  | 
  M2  | 
  m  | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м)  | 
  1256,00  | 
  31,71  | 
  -3,61  | 
  <0,001  | 
  1436,18  | 
  38,60  | 
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)  | 
  11,00  | 
  0,24  | 
  0,83  | 
  >0,42  | 
  10,74  | 
  0,21  | 
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)  | 
  136,00  | 
  3,34  | 
  -1,90  | 
  >0,07  | 
  145,64  | 
  2,24  | 
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)  | 
  8,65  | 
  0,33  | 
  -1,85  | 
  >0,08  | 
  9,68  | 
  0,45  | 
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)  | 
  5,45  | 
  0,49  | 
  -3,34  | 
  <0,001  | 
  7,73  | 
  0,47  | 
Активная гибкость (наклон вперед, см)  | 
  4,82  | 
  1,64  | 
  -1,48  | 
  >0,15  | 
  8,09  | 
  1,48  | 
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)  | 
  37,36  | 
  0,72  | 
  -6,16  | 
  <0,001  | 
  44,64  | 
  0,94  | 
Скоростные способности (бег 100 м, сек)  | 
  17,87  | 
  0,15  | 
  1,60  | 
  >0,12  | 
  16,52  | 
  0,16  | 
ТАБЛИЦА 3.4
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей КГ
| 
   
 ПОКАЗАТЕЛИ | 
  ДО ИССЛЕДОВАНИЯ  | 
  ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)  | 
  ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  | |||
M1  | 
  m  | 
  t  | 
  p  | 
  M2  | 
  m  | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м)  | 
  1245,36  | 
  50,33  | 
  -0,72  | 
  >0,48  | 
  1298,55  | 
  54,25  | 
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)  | 
  10,26  | 
  0,31  | 
  0,45  | 
  >0,66  | 
  10,08  | 
  0,26  | 
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)  | 
  159,55  | 
  2,45  | 
  -1,15  | 
  >0,26  | 
  168,27  | 
  2,13  | 
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)  | 
  8,24  | 
  0,30  | 
  -0,60  | 
  >0,55  | 
  8,50  | 
  0,29  | 
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)  | 
  7,09  | 
  0,39  | 
  -2,52  | 
  <0,02  | 
  8,64  | 
  0,47  | 
Активная гибкость (наклон вперед, см)  | 
  7,09  | 
  0,56  | 
  -1,06  | 
  >0,30  | 
  19,18  | 
  11,39  | 
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)  | 
  39,18  | 
  1,55  | 
  -3,74  | 
  <0,001  | 
  46,91  | 
  1,37  | 
Скоростные способности (бег 100 м, сек)  | 
  17,65  | 
  0,17  | 
  1,34  | 
  >0,20  | 
  16,35  | 
  0,16  |