Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

1. Психология как наука
2. Основные отрасли психологии
3. Методы психологии
4. История психологической мысли
5. Основные психологические теории
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 368.33 Кб (Скачать файл)

 Тесты.  Проективные методики ( Нарисуй несуществующее  животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества.

Проективные тесты в основном используются для  изучения особенностей людей. С помощью  этой методики психолог вводит испытуемого  в ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Кто эти люди? Что  они делают? Почему они так расположены? Испытуемый отвечает на вопросы, проецируя  на них свои чувства. Так, если девушку  бросил парень и на картинке изображен  человек на скамейке, она скажет, что этого парня бросила девушка.

 Эксперимент.  Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.

Методы социальной психологии

 

Основные  методы социальной психологии:

  • Наблюдение
  • Опросы, анкетирование
  • Эксперимент
  • Тестирование
  • Социометрия
  • Метод анализа документов
  • Анализ результатов деятельности
  • Обобщение независимых характеристик

 

Наблюдение  самый распространенный метод.

Эксперимент предполагает активное вмешательство  психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий  для изучения социальных явлений  и процессов.

Может быть констатирующим. В этом случае изучаются  необходимые социально-психологические  явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые  качества испытуемых.

Метод анализа  документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных  исследований, архивных материалов, документах).

Метод обобщения  независимых характеристик выявление  и анализ мнений о социально-психологических  явлениях и процессах.

Анализ результатов  деятельности в этом случае социально-психологические  явления изучаются опосредовано.

Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).

Тестирование  в этом случае испытуемые выполняют  конкретные действия по специальному заданию исследователя.

Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.

Математические  методы в психологии

Математические  методы в психологии применяются  при обработке сложных тестов, методик с многократными способами  вычисления. Можно использовать как  вычисления на бумаге, так и с  помощью компьютерных программ. Использование  последних становится весьма популярным.

Теперь, например, угловое преобразование Фишера не нужно  высчитывать вручную, а можно  занести все данные в программу  и получить готовый результат. Причем он может быть в виде таблиц, графиков, диаграмм, гистаграмм кому как удобнее и целесообразнее. Количественные, порядковые и качественные данные измеряются по-разному.

Методы  возрастной психологии

В возрастной психологии используются все методы, применяемые и в общей психологии. Опросники, проективные тесты, анкеты и прочие методы адаптированы к каждому возрасту.

Метод срезов в больших группах изучается  определенный процесс или аспект развития.

Сравнительный метод все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу.

Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени.

Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога  попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы.

Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии:

Констатирующий  определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.

Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции.

Также могут  использоваться и другие методы из классификации Б.Г.Ананьева.

Методы педагогической психологии

Педагогическая  психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.

Но есть еще  и методы специальные.

Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей  целью, помогает выявить эффективность  педагогических воздействий на ученика.

Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень  воспитанности и обученности ребенка.

 Вообще, методы педагогической психологии  подразделяются на организационные,  процедурные, оценочные, методы  сбора и обработки данных.

Также еще  есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику  в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.

Коррекция непосредственное воздействие психолога через  тренинги, методы психотерапии.

Метод наблюдения в психологии

Метод наблюдения в психологии - это организованное, целенаправленное и фиксируемое  восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться как в  открытую, так и скрытно.

Непосредственное  и опосредованное.

Внешнее и  внутренее

Включенное  и невключенное

Прямое и  косвенное

Полевое и  лабораторное

Систематическое и несистематическое

Сплошное  и выборочное

 

При использовании  метода наблюдения необходимо соблюдать  следующие пункты:

Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения.

Выбор вида и способа наблюдения, а также  регистрации данных.

Определение плана наблюдения.

Выбор требуемого метода обработки полученных результатов.

Наблюдение.

Обработка и  интерпретация данных

Наблюдение  позволяет фиксировать результаты по нескольким параметрам, не требует  особых затрат, позволяет зафиксировать  акты поведения.

Биографический  метод в психологии

Особенность биографического метода в психологии заключается в том, что личность изучается в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей  может стать причиной повышенной тревожности или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод  не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и  психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину  развития личности.

 

Основные  психологические теории личности:

 

Личностью становится любой индивид в той мере, в  какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью  общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Уровень  личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством.

 

Психоанализ: З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное  ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть  личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная.

 

Индивидуальная  психология, А.Адлер: люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое испытывали в детстве. Для достижения своих  фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении  трех задач: работа, дружба и любовь).

 

Аналитическая психология, К.Г.Юнг: личность состоит  из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное  и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых  заключен весь опыт человечества).

 

Неофрейдизм: Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

 

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер): предметом психологии является поведение, его анализ ограничивается внешне наблюдаемыми реакциями (мысли, сознание, все, что не поддается объективной  регистрации не изучается); личность – совокупность поведенческих реакций (возникающих на определенный стимул), присущих данному человеку.

 

Когнитивный подход (Д. Келли, Брунер): подчеркивается влияние интеллектуальных (мыслительных) процессов на поведение человека, человек – личность понимающая, анализирующая, поскольку находится в мире информации, которую надо понять.

 

Гуманистические теории: изучают здоровые, гармоничный личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

История психологии.

Античность  – проблемы природы человека, души, разума; классификация темпераментов  Гиппократа, философские основы представления  о психике идеи Платона, трактат  «о душе» Аристотель анализ предмета психологического исследования.

 

Средние века – вера, разум; Фома Аквинский, Ибн  Син

 

Новое время  – 1590 Рудольф Гоклениус использует термин «психология» наука о душе, Оттон Касман первый употребил термин «психология» в современном научном смысле.

 

18в – Фридрих  Беззел систематическое изучение времени реакции, индивидуальные различия, «ментальная хронометрия», как критерии когнитивных процессов. Декарт – душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу»

 

19в – зарождение  психологии как научной дисциплины, выделение областей из философии,  медицины и точных наук. Вебер  зависимость интенсивности ощущений  от интенсивности вызывающих  их стимулов. Гельмгольц исследует  нервную систему как основу  психики, формулирует представления  об «автоматических умозаключениях»,  лежащих в основе восприятия  пространства. Вильгельм Вундт –  первая в мире психологическая  лаборатория, исследования феноменов  сознания методом интроспекции. 1879 – год зарождения психологии  как науки.

 

20в: первые  десятилетия (психоанализ Фрейда, Адлер, Юнг, бихевиоризм Уотсона,  гештальтпсихология, психодиагностика, тесты интеллекта), 30-40 гг (социальная психология, радикальный бихевиоризм, теория оперантного научения, Пиаже исследования мышления сходных типов ошибок у детей одного возраста), психологическая и психотерапевтическая практика, Выготский основные принципы культурно-исторической психологии, марксизм, теория деятельности, ликвидация педологии в СССР, вторая мировая война – социальная психология и эргонимика), 50-60 гг (расцвет психологической науки, когнитивная психология, гуманистическая психология и психотерапия, трансперсональная психология, инженерная психология), 70-80 гг (рост когнитивной психологии, психолингвистика)


Информация о работе Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы