Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

1. Психология как наука
2. Основные отрасли психологии
3. Методы психологии
4. История психологической мысли
5. Основные психологические теории
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 368.33 Кб (Скачать файл)

Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. 1 час

  1. Психология как наука
  2. Основные отрасли психологии
  3. Методы психологии
  4. История психологической мысли
  5. Основные психологические теории

 

Глоссарий

Психология  как наука

Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном  употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая  занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека'.

В XX столетии психологические исследования вышли  за рамки тех явлений, вокруг которых  они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно  относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и  переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся  веками традиции за этой наукой сохраняется  ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью  своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает  определенные поступки. Для того чтобы  понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь  психические процессы, состояния  и свойства человека, особенно в  их высших проявлениях, вряд ли могут  быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связаны  друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в  биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей—в законах, на основе. которых строится и по которым функционирует общество. В последнем Случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлении, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

 

ОСНОВНЫЕ  ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее  время психология представляет собой  весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления  научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином "общая психология".

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для  познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим  некоторые фундаментальные и  прикладные, общие и специальные  отрасли психологии, связанные с  образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя  в нем познавательные процессы и  личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью  этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это —  эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и  воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно  связанные с теорией и практикой  обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая  психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает  индивидуальные различия людей, их предпосылки  и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в  другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

 

Рисунок 2. Структура  общей психологии

Рисунок 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

Социальная  психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей  друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в  ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая  психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов  обучения и воспитания людей разного  возраста.

Три следующие  отрасли психологии — медицинская  и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении  человека. Задача этих отраслей психологической  науки — объяснить причины  возможных психических нарушений  и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с  так называемыми трудными, в том  числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в  психологической помощи. Юридическая  психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для  воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической  оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение  психологических наук начинается с  общей психологии, так как без  достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей  психологии, невозможно будет разобраться  в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге  учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих  значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

 

Методы  психологии

Метод это  способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога  аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные  методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

 

Классификаций методов психологии существует великое  множество. Здесь приведены самые  распространенные.

 

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

 

Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

 

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

 

По его  классификации, все методы делятся  на 4 группы:

  1. Организационные
  2. Эмпирические
  3. Методы по сбору обработки данных
  4. Интрепретационные методы.

 

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

 

Эмпирические  методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

 

По способу  обработки данных:

  • Методы качественного описания
  • Методы математико-статистического анализа данных

 

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

 

Методы  исследования в психологии

Существуют  следующие методы наблюдения в психологии.

 Наблюдение. Бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение), свободное (без правил), включенное (когда исследователь включен в ситуацию). Внешнее наблюдение менее субъективно в сравнении с самонаблюдением.

Свободное используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю. Включенное набюдение может привнести субъективизм со стороны исследователя засчет непосредственного участия в процессе.

 Опрос,  анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей. Но глядя, как испытуемые отвечают на вопросы анкеты, у исследователя нет возможности уловить интонацию, многозначительную паузу.

Информация о работе Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы