Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:19, дипломная работа
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Развитие  мышления рассматривались в теории зарубежных и отечественных ученых  Л.С. Выготского,
           
Детское экспериментирование 
              
Процесс мышления предполагает 
не только использование уже 
отработанных схем и готовых 
способов действия, но и построение 
новых (конечно, в пределах 
возможностей самого ребенка). Экспериментирование 
стимулирует ребенка к поискам 
новых действий и способствует 
смелости и гибкости детского 
мышления. Возможность самостоятельного 
экспериментирования дает 
            
В процессе 
             
Роль взрослого в этом 
Поскольку 
важнейшей особенностью психологического 
механизма человеческого 
1.3Особенности вариативности мышление у детей старшего дошкольного возраста
В работах советских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддьякова и других дана развернутая характеристика наглядно-действенного мышления, его специфических особенностей и связей с другими видами мышления. В исследованиях этих авторов убедительно показано, что для развития дошкольника решающее значение имеет практическая деятельность. Это важнейшее теоретическое положение определяет необходимость углубленного изучения наглядно-действенного мышления и поиска путей его формирования.
Вариативное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления - выступает наглядно - действенное - и наглядно - образное мышление - , где при уподоблении предметно - практических и чувственно - практических действий - свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия - . В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.
        
Мышление есть процесс, то 
                
Существуют чрезвычайно 
Первым способом решения задачи для маленького ребенка является практическое действие. Его значение состоит в том, что ребенок, непосредственно воздействуя на вещи, раскрывает их свойства, выявляет признаки и, главное, раскрывает невидимые ему ранее связи, существующие как между вещами и явлениями, так и внутри каждого предмета и явления. Эти связи из скрытых становятся видимыми. Такой путь познания особенно эффективен в младших классах в изучении математики, где может быть использовано практическое действие как начальный путь познания комбинаторной задачи.
                
При наглядно-образном 
                 
Иначе говоря, дети 4-7 лет мыслят 
лишь наглядными образами и 
еще не владеют понятиями (в 
строгом смысле). Наглядно-образное 
мышление детей 
               
Существенные сдвиги в 
В процессе 
решения более сложных 
                
Развитие абстрактного 
               
Исследования психологов() 1960-90 гг. внесли 
существенные поправки в 
               
Таким образом, логическое 
           
Под внутренним планом 
А.А. Зак [ ]считает, что под умственным действиями обычно понимают такие, которые выполняются во внутреннем, мысленном плане, без опоры на внешние средства. Однако в рассмотрении действии «в уме» нельзя полностью отказываться от внешних опор. В ряде психологических исследований было отмечено, что действие может быть «внутренним» в форме протекания (выполняется «про себя», «в уме»), но быть предметным по способу выполнения (опора на предметные действия). Действительно, при решении такой простой задачи: «Сколько различных пирамид из колечек красного, синего и зеленого цвета можно составить так, чтобы на каждой все колечки были разного цвета?» -дошкольников , знакомый с приемом системного перебора сначала определит для себя, что каждая пирамида будет состоять из трех элементов -колечек (их всего три цвета). Каждое колечко может побывать на первом, втором и третьем «этаже» 2 раза: если на первом «этаже» - красное, то на втором - синее или зеленое, на третьем опять же зеленое или синее. Таким образом, дошкольник мысленно осуществляет поиск решения, планирует, собирая пирамидку с опорой на предметные действия.
               
Для выявления различий в 
Глубина мышления - способность анализировать, сравнивать, находить существенное, проникать в сущность вопроса. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие, умение доходить во всяком до сути дела, не успокаиваясь на поверхностном объяснении.
Быстрота мышления - способность человека быстро обдумывать и принимать верное решение.
Критичность 
мышления - умение объективно оценивать 
свои и чужие мысли тщательно 
и всесторонне проверять все 
выдвигаемые положения и 
Гибкость мышления выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, находить новые пути решения задач, в умении отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделить новые свойства и отношения объектов. Эта способность перестраивать имеющиеся способы действия зависит от умения ребенка выделять в средствах мыслительных действий, которыми он уже владеет, новые средства и отношения, применять эти средства в новых ситуациях.
              
Вариативность мышления - направленность 
мыслительной деятельности на 
поиск различных решений 
            
В отечественной психологии 
Л.А.Венгер[ ] подчеркивает необходимость введения в дошкольное обучение таких действий детей, которые в максимальной степени способствовали бы развитию их умственных способностей. Основные из них - это действия создания различных модельных образов. Процессы моделирования являются составной частью решения мыслительных задач. Согласно данным исследования Богоявленской, 1969; Гуровой, 1976; Кудрявцева, 1975, для успешного решения той или иной задачи ребенок должен прежде всего построить в уме "модельное представление", отображающее взаимосвязь условий задачи, выделяющее в них основные значимые моменты, которые могут служить ориентирами в ходе решения. Если задача при этом не может быть решена, происходит уточнение или построение нового модельного представления, ведущего к отысканию и применению новых способов. Умение строить мыслительные модели и применять их при решении задач является основной общей интеллектуальной способностью.