Вариативность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:19, дипломная работа

Краткое описание

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Развитие мышления рассматривались в теории зарубежных и отечественных ученых Л.С. Выготского,

Вложенные файлы: 1 файл

дипломв Microsoft Office Word.docx

— 104.22 Кб (Скачать файл)

Первый  из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного  мышления, так как образ сам  по себе представляет некоторое абстрагирование  свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен  от непосредственного восприятия обозначаемого  им предмета. За значением детского слова в дошкольном детстве зачастую скрывается обобщенное, образное восприятие действительности.

Хронологически  начало формирования у детей наглядно-образного  мышления к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает  с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом  развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все  это достаточно развитым воображением ребенка. Сначала, когда ребенок  находится еще на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления - словесно-логической.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного  возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении  ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется  в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к  детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов -- свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

       Формирование мышления у детей    :                   

       Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного  мышления.

        Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала  простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые   взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

    Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего  формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

         Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

     Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на  решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п.

       Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление  наглядно-действенное.

       Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить  обобщённо.

Дальнейшее  развитие мышления выражается в изменении соотношения между  действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует  определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление  учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. – учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими  связями между ними.

В старшем  школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь  основам наук, школьники усваивают  системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности.

 

        На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления ребенка построена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным.

                На первом этапе ребенок использует  для решения задачи внешние  материальные действия. На втором - эти действия только представляются  и проговариваются ребенком (сначала  громко, а затем про себя).

Лишь  на последнем, третьем этапе внешнее  предметное действие «сворачивается»  и уходит во внутренний план. Для  каждого этапа превращения развернутого материального действия в его  свернутую умственную модель характерен определенный тип ориентировки ученика  в условиях и содержании предложенной ему задачи. На высшем уровне такими ориентирами становятся существенные для данного типа задач опознавательные  признаки обобщенного характера (они  выражены в законах, понятиях).

        Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Н.Н. Поддьяков исследования у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста . Эти этапы следующие.

1. Ребенок  еще не в состоянии действовать  в уме, но уже способен с  помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном  плане, преобразуя соответствующим  образом проблемную ситуацию.

2. В  процесс решения задачи ребенком  уже включена речь, но она используется  им только для называния предметов,  с которыми он манипулирует  в наглядно-действенном плане.  В основном же ребенок по-прежнему  решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им  уже может быть выражен и  сформулирован результат выполненного  практического действия.

3. Задача  решается в образном плане  через манипулирование представлениями  объектов. Здесь, вероятно, осознаются  и могут быть словесно обозначены  способы выполнения действий, направленных  на преобразование ситуации с  целью найти решение поставленной  задачи. Одновременно происходит  дифференциация во внутреннем  плане конечной (теоретической) и  промежуточных (практических) целей  действия. Возникает элементарная  форма рассуждения вслух, не  отделенного еще от выполнения  реального практического действия, но уже направленного на теоретическое  выяснение способа преобразования  ситуации или условий задачи.

4. Задача  решается ребенком по заранее  составленному, продуманному и  внутренне представленному плану.  В его основе--память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача  решается в плане действий  в уме с последующим выполнением  той же самой задачи в наглядно-действенном  плане с целью подкрепить найденный  в уме ответ и далее сформулировать  его словами.

6. Решение  задачи осуществляется только  во внутреннем плане с выдачей  готового словесного решения  без последующего обращения к  реальным, практическим действиям  с предметами.

             Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач» . При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

       В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

              Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2--7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной форме.

               Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию формирования и развития мышления ребенка. Он обнаружил, что многие дети дошкольного возраста не владеют способностью выполнения операций в уме. Ж.Пиаже определил ряд экспериментальных задач и пришел к выводу о том, что в своем развитии мышление детей проходит через следующие  стадии:

  1. Стадия сенсомоторного интеллекта.  Она охватывает период жизни от рождения до 2-х лет. На этой стадии в самых элементарных формах представлено наглядно-действенное мышление. Благодаря этому мышлению ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантах, устойчивых свойствах.

  2. Стадия операционного мышления. На данной стадии находятся дети от 2-х до 6 - 7 лет. В это время у детей формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же идет интериоризация внешних действий с предметами, то есть, превращение какого-либо процесса или явления из внешнего, по отношению к человеку, во внутреннее. Например – совместной, разделенной, между несколькими людьми, деятельности во внутренний, психологический процесс. Однако выполнять операции ребенок еще не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2 

           Изучение истории умственного  развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический  и практический интерес. Оно  является одним из основных  путей к углубленному познанию  природы мышления и закономерностей  его развития. Изучение путей  развития мышления ребенка представляет  и вполне понятный практический  педагогический интерес.

Детальное изучение мышления требует выделения  и специального анализа различных  его процессов, сторон, моментов - абстракции и обобщения, представлений и  понятий, суждений и умозаключений  и т.д. Но реальный процесс мышления включает единство и взаимосвязь  всех этих сторон и моментов. Подлинная  история развития мышления, особенно первых его шагов, его зарождения, должна быть раскрытой в ее существенных закономерностях историей того, как  маленький ребенок становится мыслящим существом, как в человеке развивается  мыслитель.

           В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности[8]. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.

      В начале XX века А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития Бине—Симона на основе умственного возраста[8].

Информация о работе Вариативность мышления