В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель – показать В. М. Бехтерева как основоположника отечественной научной психологии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть жизненный и научный путь В. М. Бехтерева.
2. Показать становление и достижения в области психологии.
3. Проанализировать объективную психологию.
Структура контрольной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный и научный путь В. М. Бехтерева 4
2. Становление и достижения в области психологии 7
3. Объективная психология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб._Бехтерев_В._М (2).doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В. М. Бехтерев выделял три главные причины образования коллектива:

-социальный инстинкт, который есть у человека, и вынуждает его входить в различные сообщества;

- невозможность разрешения значительного числа задач в режиме индивидуальной деятельности;

- механизмы социального  отбора и поддержки регулируют персональное поведение с точки зрения интереса коллектива.13

Позиция В. М. Бехтерева предвосхитила многие вопросы современной психологии малой группы. Одним из итогов организаторской деятельности В. М. Бехтерева в области науки является создание психологической школы. На пути ее развития и становления происходили события, такие как:

- создание психофизиологической лаборатории в Казани (1885 год),

- психологической лаборатории в Военно-медицинской академии (1897 год),

- Психоневрологического института (1907 год),

- Института по изучению мозга и психической деятельности (1918 год). Благотворная работа В. М. Бехтерева как основателя одной из психологических школ включала в себя руководство работой разных обществ в области науки, конференций и различных собраний. На них обсуждались проблемы психологии, в том числе Русского общества патологической и естественной психологии. Так же он активно участвовал в организации и проведении первых всероссийских психологических съездов.

 

 

Создание научных журналов:

- «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» (1896 год),

- «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904 год),

- «Вопросы изучения и воспитания личности» (1919 год). 14

Талант организатора В. М. Бехтерева выражался в том, что осуществление и последующее развитие предпринятых им начинаний оказывалось вероятными благодаря совместной работе его последователей и сотрудников. Формирование и развитие психологической школы В. М. Бехтерева можно охарактеризовать такими особенностями. Она складывалась внутри наиболее обширной общности – научной школы В. М. Бехтерева, имеющая исследователей, которые работали в разных областях человекознания. Она постепенно структурировалась и формировалась по мере того, как организуемые ее главой учреждения приобретали все наиболее сформулированную психологическую направленность. 15

На самых ранних этапах творческой деятельности Владимира Михайловича Бехтерева, психологические проблемы занимали основное положение в области его научных интересов. Первые варианты исследовательских программ в области психологии относятся к 1902-1904 годам. До этого времени развитие его школы определялось, не столько постановкой конкретных задач и целей исследований, а как атмосферой пристального интереса к психологическим проблемам, к поискам вероятных путей их разрешения – как экспериментальных, так и теоретико-методологических.

В данный период исследования отдельных, более одаренных учеников, в частности А. Ф. Лазурского, в области методологии психологической науки опережали формирование и развитие психологической концепции учителя. Эта наметившаяся на начальных этапах становления психологической школы В. М. Бехтерева тенденция повлияла на ее следующее формирование. Внутри данной школы в 1907-1917 годах, образовалось направление А. Ф. Лазурского. Он полностью разделял стремление учителя, стремясь к идеалу объективного изучения психики.

В Петербургской школе В. М. Бехтерев выступал в роли генератора нетрадиционных идей, инициатором оценивания существовавших в то время традиций психологического познания. А. А. Ф. Лазурский осуществлял именно контроль за сохранение в развивающемся познании собственно психологического содержания, развивал и поддерживал традиции психологии субъективной (изучение глубинно-субъективного в человеке). 16

Таким образом, одним из важных итогов деятельности данной психологической школы, которую основал В. М. Бехтерев, является воссоздание многих взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые возникли и развиваются в едином пространстве и времени, в постоянно возобновляемом диалоге их создателей друг с другом психологических концепций высокого уровня обобщенности. При оценивании их влияния на развитие и формирование отечественной психологии нужно учитывать развернувшуюся с конца 20-х годов работу официальных идеологов по фильтрации психологического знания. Данная работа производилась в виде научных дискуссий, но с ярко выраженной идеологической направленностью.

Концепции В. М. Бехтерева, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева стали основным предметом для критики. Концепция А. Ф. Лазурского была причислена к педологическим и осуждена вместе с ним. В итоге, отобранными, исключенными из научного оборота оказались в первую очередь составляющие сущность каждой из описанных концепций методологические основания мировоззренческого плана. А сохраненными – вырванные из методологического контекста частные фрагменты, «отдельные верные наблюдения и мысли». Поэтому полноценная оценка данных систем в современном психологическом знании достаточно затруднена.

Говоря о Владимире Михайловиче Бехтереве как об ученом, следует иметь в виду, что основной отличительной особенностью его научной деятельности были ее системность и комплексность. По существу, комплексность стала тем основополагающим принципом, который являлся основой всего научного творчества ученого. Заложив основы интегрального и целостного исследования человека в системе наук, В. М. Бехтерев значительно опередил свое время и как никто из его современников. И в теории и на практике приблизился к воплощению идеи в основании Института человека.

 

3. Объективная психология

 

Довольно самый благотворный период научного творчества В. М. Бехтерева – это время активной работы над психологическими проблемами: им посвящено более двух с половиной десятков публикаций. Достаточно много сил ученый вложил в организацию и проведение первых всероссийских психологических съездов: он задумал (1904 году) и осуществил (1907 году) открытие Психоневрологического института. Первая работа В. М. Бехтерева, в названии которой вынесены слова «объективная психология», появилась в публикации в 1904 году. Обосновывая свой вариант новой психологии, исследователь ссылается не на свои личные публикации, а на изложение своей точки зрения в лекционных курсах по психологии, начиная с казанского периода.

Термин «объективная психология» восходит к Спенсеру, однако и до В. М. Бехтерева его пробовали применять. Проблема объективного исследования психических явлений, то есть определения связи наблюдаемых проявлений с душевной жизнью или душевными свойствами, также ставилась ранее. Он показывает ограниченность метода самостоятельного наблюдения, охватывающего лишь область открывающихся субъекту изнутри частных переживаний, не исчерпывающих психического. Он основывается на выдвинутом им прежде положении о двух формах существования психики: субъективных переживаний и объективных проявлений. Традиционной психологии доступна только первая из них, поэтому следует дополнить ее новой системой взглядов.17

В. М. Бехтерев убежден, что новую, объективную психологию можно построить как автономную, и совершенно независимую от традиционных воззрений. Следовательно, введение запрета на употребление психологических терминов и метода самонаблюдения, но только в новой системе, а не вообще. Он много раз подчеркивал, что считает формирование субъективной психологии «вполне законным» и признает существование субъективных переживаний и их важную роль во взаимодействии организма с окружающей средой: субъективное руководит отношением организма к внешним воздействиям, их внутренней переработкой, делает возможным самоопределение, то есть самостоятельную, независимую от актуальных влияний постановку цели и выработку целесообразных отношений к среде.18

В. М. Бехтерев существенно раздвигает те границы, которые устанавливает для изучаемой реальности субъективная психология; в них включаются не только открывающиеся сознанию, но и бессознательные психические явления, не только внутренние, субъективные переживания, но и их внешние проявления, не только само психологическое, но и его биологические основы. Будущее новой психологии ученый по-прежнему видит в ее тесной связи с естественными науками, как их молодой отрасли. Основным понятием объективной психологии становится понятие невропсихики (при изучении животных, лишенных нервной системы, биопсихики), предполагающее снятие психофизиологической проблемы, единство психических и физиологических процессов, следующее из единства их энергетического основания.19

Таким образом, главным отличием объективной психологии В. М. Бехтерева от традиционной субъективной является видение исследуемой действительности с позиции стороннего наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм – среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью между раздражителем и внешней реакцией. В данной системе «средний термин» - отношение – захватывает все формы взаимодействия организма с окружающей действительностью, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложнейших психических процессов. Психологическому изучению подлежат те виды отношения, которые характеризуются внутренней переработкой внешнего воздействия, основанной на участии прошлого индивидуального опыта. В этом случае внешнее проявление оказывается обусловленным в большей степени бывшим и в меньшей – актуальным раздражением. Поэтому можно сделать вывод, что деятельность Владимира Михайловича Бехтерева достаточно благотворно сказалась на такую область познания человека как научная психология. Его разработки значимы для мира науки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России в конце ХIХ века происходил процесс выделения, такой науки как психология, в достаточно самостоятельную науку. В российском гуманитарном знании сложилась довольно сложная, противоречивая, но содержательно перспективная ситуация для вычленения и формирования самостоятельной научной дисциплины - социальной психологии.

В русской психологической науке с именем В. М. Бехтерева связано точное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, которая основывается на достаточно объективном подходе к разъяснению природы психического и методов его изучения. При жизни многие поступающие проблемы, им рассматриваемые, не стояли достаточно остро, но обсуждались в некоторых его работах. К тому же те подходы, которые он новаторски начал применять, принялись интенсивно и систематично разрабатываться в психологической науке только с 30-х годы XX века, уже после его кончины.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. // Избранные работы по социальной психологии. - М., 2004. – 123 с.
  2. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник.– М., 2011. – 396 с.
  3. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: МГУ, 2004.-368 с.
  4. Каннабих Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528 с.
  5. Кольцова В. А., Ломов Б. В., Степанова Е. И. Очерк жизни и научной деятельности В. М. Бехтерева. Б.  – СПб.: Литера, 2002. – 144 с.
  6. Левченко Е. В. Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа. – М., 2009. – 39 с.
  7. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. – Издание 4. - 545 с.
  8. Никифоров А. С. Бехтерев В. М. — М.: Просвещение, 2006. – 246 с.
  9. Никонов А. А. В. М. Бехтерев. - М., 2010. - 120 с.
  10. Осипов В. П. Жизни и труды В. М. Бехтерева. - М., 2007. - 102 с.
  11. Петровский А. В. История психологии. - М., 2012. – 341 с.
  12. Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. - СПб.: Коло, 2011. – 570 с.
  13. Трубилина Т. Н.  Жизнь замечательных людей. – М., 2009, -Выпуск 2. – 361 с.
  14. Чудиновских А. Г. В. М. Бехтерев. Жизнеописание. – Киров: Триада-С, 2000. - 256 с.
  15. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 2010. – 330 с.

1Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник.– М., 2011. – 396 с.

2Марцинковская Т. Д. История психологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. – Издание 4. - 545 с.

3Трубилина Т. Н.  Жизнь замечательных людей. – М., 2009. -Выпуск 2. – 361 с.

4Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: МГУ, 2004.-368 с.

5Осипов В. П. Жизнь и труды В. М. Бехтерева. - М., 2007. - 102 с.

6Марцинковская Т. Д. История психологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. – Издание 4. - 545 с.

7Кольцова В. А., Ломов Б. В., Степанова Е. И. Очерк жизни и научной деятельности В. М. Бехтерева. Б.  – СПб.: Литера, 2002. – 144 с.

8Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. - СПб.: Коло, 2011. – 570 с.

9Никифоров А. С. Бехтерев В. М. — М.: Просвещение, 2006. – 246 с.

10Чудиновских А. Г. В. М. Бехтерев. Жизнеописание. – Киров: Триада-С, 2000. - 256 с.

11Никонов А. А. В. М. Бехтерев. - М., 2010. - 120 с.

12Чудиновских А. Г. В. М. Бехтерев. Жизнеописание. – Киров: Триада-С, 2000. - 256 с.

13Петровский А. В. История психологии. - М., 2012. – 341 с.

14Каннабих Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528 с.

15Левченко Е. В. Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа. – М., 2009. – 39 с.

16Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 2010. – 330 с.

17Петровский А. В. История психологии. - М., 2012. – 341 с.

18Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. // Избранные работы по социальной психологии. - М., 2004. – 123 с.

19Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 2010. – 330 с.

 


Информация о работе В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии