В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель – показать В. М. Бехтерева как основоположника отечественной научной психологии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть жизненный и научный путь В. М. Бехтерева.
2. Показать становление и достижения в области психологии.
3. Проанализировать объективную психологию.
Структура контрольной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный и научный путь В. М. Бехтерева 4
2. Становление и достижения в области психологии 7
3. Объективная психология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб._Бехтерев_В._М (2).doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Русская психологическая мысль в XIX веке развивалась вместе с общественной мыслью, в творческом освоении достижений мировой философии и психологии. Среди многих выдающихся отечественных ученых и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Он является невропатологом и психиатром, специалистом в области морфологии, анатомии, гистологии и физиологии мозга.

Сегодня в оценке научного наследия В. М. Бехтерева наметились тенденции, которые имеют критическую оценку вклада ученого в развитие психологии без должного внимания ко многим его идеям, ряда выдвинутых им теоретических положений, их роли в формировании отечественной и мировой психологии и решении практических задач. Многие его идеи и положения работ выходят за пределы точных направлений и проблем психологической науки, что в большей степени осложняет их анализ.

Цель – показать В. М. Бехтерева как основоположника отечественной научной психологии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть жизненный и научный путь В. М. Бехтерева.

2. Показать становление и достижения в области психологии.

3. Проанализировать объективную психологию.

Структура контрольной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Жизненный и научный путь В. М. Бехтерева

 

Владимир Михайлович Бехтерев родился в 1857 году в семье служащего. В детские и юношеские годы увлекался естественными науками, показывал свой интерес к натуралистическим наблюдениям природных явлений и к трудам передовых представителей отечественной мысли: Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, что не могло не повлиять на его мировоззрение.1

Поступив в Петербургскую медико-хирургическую академию и погрузившись в самую гущу общественной и политической жизни России конца ХIХ века, В. М. Бехтерев глубоко прочувствовал актуальность социальных противоречий. Непосредственно в атмосфере бурной общественной и научной жизни происходило становление В. М. Бехтерева как ученого. В студенческие годы проявились его личностные качества, как большая работоспособность и целеустремленность, пытливость, пространность интересов. В. М. Бехтерев с воодушевлением занимается акушерством, физиологией, теорией глазных болезней. 2

В 1879 году В. М. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. Так же он основал в Петербурге «Общество психоневрологов» и «Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда». Работал редактором в журналах: «Вопросы изучения труда», «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности». Был автором научных трудов (семь томов «Основы учения о функциях мозга»). В начале XX века издал три тома книги «Объективная психология». Он утверждал, что все психические процессы у человека сопровождаются вегетативными и рефлекторными двигательными реакциями, которые можно наблюдать и при этом регистрировать.

После окончания обучения Владимир Михайлович Бехтерев занимался изучением нервно-душевных болезней. Для наиболее плодотворной деятельности работал при клинике профессора И. П. Мержеевского. Наставником Владимира Михайловича, в избранной им профессии и стал И. П. Мержеевский, который руководил кафедрой и клиникой нервных и душевных болезней академии. С его именем, по мнению В. М. Бехтерева, связано организация клинико-патопсихологического направления в психиатрии. Он опирался в своих исследованиях на психические расстройства человека, на изучение органических патологоанатомических изменений в нервных тканях. Такой взгляд разрешил сделать значимый шаг в укреплении естественнонаучных основ в психиатрии России. Многогранный подход к изучению психических расстройств, проявляется в определении основных причин и предпосылок возникновения. Являясь сторонником материалистического взгляда на происхождение душевных процессов, В. М. Бехтерев считал, что болезни психического характера являются болезнями мозга, и поэтому главную свою задачу видел в исследовании их анатомических и физиологических основ. 3

В 1893 году В. М. Бехтереву было предложено принять главную в стране психиатрическую должность – это кафедру нервных и душевных болезней, которую оставил И. П. Мержеевский по выслуге лет. Описывая деятельность Владимира Михайловича Бехтерева в этой должности, нужно отметить, что еще в области психиатрии, в то время, почти не было врачей из России. Даже истории болезней пациентов писались на немецком языке. Но, он большую часть своих сил обратил на организацию и строительство нервной клиники. Обстановка и условия лечения в которой, соответствовали бы требованиям того времени.

 Умер Владимир Михайлович Бехтерев достаточно быстро и неожиданно. Он отравился консервами поздно вечером, а уже ночью его не стало. Существует даже легенда, что его отравили специально ради неразглашения тайны диагноза, поставленного им на приеме. Это случилось в Москве в 1927 году. Но до последнего В. М. Бехтерев имел множество идей и замыслов в области психологии. И после смерти В. М. Бехтерев оставил личную школу и сотни учеников, в том числе семьдесят профессоров.4

Таким образом, характеризуя взгляды и деятельность В. М. Бехтерева, как невропатолога и психиатра, можно подчеркнуть их единство. Главным объектом его изучения и воздействия был сам человек, который отличался специфической историей формирования, субъективным внутренним миром. Поэтому Владимир Михайлович Бехтерев считал необходимым получить о больном много объективных сведений, при этом наблюдая за протеканием клинической картины заболевания.

 

2. Становление и достижения в области психологии

 

В науку Владимир Михайлович пришел, имея большой опыт врачебной деятельности. Главными объектами его воздействия были настоящие люди, которые отличались определенными свойствами, психическими и соматическими характеристиками. Это определило естественнонаучную направленность его взглядов, определило выделение в качестве главного предмета исследования человека во всем его единстве. Человек у В. М. Бехтерева – это представитель определенного биологического вида, и носитель нервной и психической организации, и продукт внешней (в том числе и социальной) сферы. Причем стремление преодолеть дуализм социального и биологического, рассмотреть человека в разных его ракурсах вступало в противоречие с биологизаторскими тенденциями, выражающимися в доминировании в создаваемой В. М. Бехтеревым концепции личности природных основ при недооценке общественно-исторических и культурных факторов детерминации развития человека в онтогенезе. Но сама себе идея всестороннего изучения человека, выдвинутая и развитая ученым, представляла большой интерес и легла в основу развития комплексного человекознания в отечественной науке, заключающегося в интеграции усилий разных областей знания в разработке всех сторон человеческого бытия.5

Такое изначально целостное представление о человеке в свою очередь определяло ход и динамику научных интересов В. М. Бехтерева. Начиная с исследования психических нарушений, он углубляется затем в изучение анатомо-физиологических основ нервно-психических расстройств, делает предметом глубокого рассмотрения материальный субстрат психики – мозг и нервную систему (их строение, структура, функции, взаимосвязи и взаимодействия с разными отделами организма). И уже опираясь на данные, полученные им в данных научных областях, он снова, но уже на уровне масштабной постановки проблем обращается к анализу психических явлений. Объектом изучения В. М. Бехтерева становятся не только психически больные, но и так же здоровые люди. Он стремится рассмотреть место психики в общем эволюционном ряду развития живой материи, найти и исследовать формы ее связи с физическим миром. Таким образом, психический компонент в его научной концепции занял вполне определенное место, будучи надстроенным над другими уровнями и тесно взаимодействующим с ними. Это соответственно определяло и понимание В. Бехтеревым существа психических явлений как материально обусловленных (детерминированных процессами, происходящими в организме и нервной системе человека, а также различного рода внешними влияниями) и проявляющихся в поведенческих актах.6

Бесспорно, основным и преобладающим, начиная с ранних этапов его деятельности и на протяжении всей его жизни, в разработке всех направлений и вопросов человекознания, был неврологический подход. В этом и проявлялась научная суть кредо ученого, заключающегося в признании главной роли человеческого мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека, в регуляции его отношений с окружающей действительностью. Но славу В. М. Бехтерев приобрел как невропатолог. Он описал поразительные, ценные для невропатологов явления: неудержимый смех или плач при отдельных повреждениях мозга, ошибочное чувство движения парализованных конечностей, эпизоды неожиданных временных застываний, когда пациенту на миг не повиновалось его тело. Не существовало ни одного раздела в невропатологии, где не было бы опоры на идеи, факты, гипотезы В. М. Бехтерева. И даже одна болезнь получила его имя. 7

Проблема функциональной локализации головного мозга человека в конце ХIХ века, была предметом животрепещущих дискуссий. С одной стороны, отвергалось существование локализации функций в головном мозге человека, с другой стороны – развивались материалистические представления, которые проявились в попытке локализации в мозговых структурах сложных интегральных, индивидуальных образований, таких как добросердечие и враждебность. В цикле физиологических трудов В. М. Бехтерева на большом материале выявляются функциональные особенности материального субстрата сознательной деятельности. Используя метод формирования, раздражения и разрушения разных участков центральной нервной системы, ученый установил и исследовал корковые центры слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных ощущений. Так же он тщательно изучил анатомо-физиологические основы болевой чувствительности, корковые регуляторы мимических движений.

Изучение органов статической координации дает В. М. Бехтереву возможность для научной постановки проблемы пространственных ощущений. Значителен для науки его вывод о том, что анатомические нарушения мозга порождают в нем функциональное преобразование и приводят к возникновению компенсаторных механизмов. В единстве научного подхода ученого отражается попытка проанализировать нервные и психические явления в контексте общей системы жизни человеческого организма и изучить связи мозговых процессов с деятельностью вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции.8

Важной сферой исследований Владимира Михайловича Бехтерева были психиатрия и невропатология (включая как исследовательскую, так и практическую его деятельность в этой области). Всем известные научные достижения этого ученого в разработке проблем психической и нервной патологии имели в своей основе крепкие познания анатомических и физиологических закономерностей мозговой деятельности. Ему удалось преодолеть традицию чистого «психологизма» в анализе душевных расстройств, основы их генезиса и определить разработку данной проблемы на материалистическую основу. Это положение вещей, в первую очередь, снимало с психических процессов определенный мистицизм, и в большей степени расширяло возможности их постижения и эффективность влияния на больных, их диагностики и лечения, и профилактики психических заболеваний. В этом отношении Бехтерев стал преемником идей своих предшественников и учителей – И. М. Балинского и И. П. Мержеевского.9

В своей исследовательской деятельности ученый старался реализовать комплексный подход различными способами. Во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект то есть человек, выступал главным предметом изучения различных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии. Во-вторых - путем проведения анализа и осмысления на основе единой теоретической концепции разных областей и уровней взаимодействия человека с окружающей действительностью. А это, соответственно, требовало существенного расширения границ и объема.

Принципиально главное значение имело то, что В. М. Бехтерев не ограничивал свою деятельность анализом индивидуального поведения индивида. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением окружающих. Он точно поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, В. М. Бехтерев является одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, которая рассматривается им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми принципами, которые были выставлены и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда и берет название новое направление – это коллективная рефлексология.10

Заслугой ученого как одного из родоначальников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. В данном случае коллектив рассматривается им как целое, как «собирательная личность», которая имеет свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее индивидов. Владимир Михайлович Бехтерев ставит перед собой задачу по выделению общих законов, которые лежат в основе деятельности коллектива. Проявления собирательной личности подчиняются такой же закономерности, какая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности.11

Постановка проблемы совокупного или собирательного субъекта (субъекта коллективной деятельности) как предмета социально-психологического исследования в трудах ученого и деятеля заслуживает особого внимания как чрезвычайно актуальная и для социальной психологии сегодняшнего дня. Так как здесь находит отражение взгляд на социальные общности (группы и коллективы) не как на механическую сумму, а как на представления о природе сложноорганизованных объектов.

В. М. Бехтерев сформулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов». При этом он подчеркивал, что рассматривает коллективную рефлексологию как попытку построения части социологии (в то время этот термин еще использовался в общественных науках, позже он надолго ушел из языка советских обществоведов). В. М. Бехтерев разводил понятия организованного и неорганизованного коллектива и критиковал Тарда за смешение двух этих типов сообществ и распространение психологии толпы (неорганизованной группы) на все виды групп.12

В основном В. М. Бехтерев интересовался образованиями, которые в психологии современности называются малой группой. Так же известны его эксперименты по сравнительному анализу групповых и индивидуальных способов решения. Он исследовал конформные реакции индивида в группе, рассматривал основания образования группы.

Информация о работе В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии