Борьба с эпидемиями в западной Европе в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:41, реферат

Краткое описание

Наибольшую известность получили эпидемии, распространявшиеся в средневековой Европе (чума, оспа), вошедшие в историю как «чёрная смерть».
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика эпидемий в средневековой Европе и их причин, в том числе не только медицинских, но и экономических и политических (так, например, объявление 1350 года «юбилейным» было осуществлено исключительно в интересах доходов папской казны и способствовало распространению эпидемий паломниками);
2. Анализ организации медицины и противоэпидемических мероприятий в средневековой Европе. Особое внимание будет уделено вкладу в теорию эпидемий, сделанному представителем медицинской науки позднего Средневековья Джироламо Фракасторо.

Содержание

Введение 3
1. Эпидемии в средневековой Европе 5
2. Организация медицины в средневековой Европе 14
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального

Образования

 

«Пензенский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра «Неврология и нейрохирургия»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Психология, педагогика»

на тему:

«Борьба с эпидемиями в западной Европе в средние века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 12ВЛС5

Похвалеев А.А.

Проверила:

к.п.н., доцент Серебрякова Е.А.

 

 

 

 

 

 

Пенза 2013 г

Содержание

 

          Введение                                                                                                         3

1. Эпидемии в средневековой Европе                                                         5

2. Организация медицины в средневековой  Европе                                14

Заключение                                                                                                  23

Список использованной литературы                                                         24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны под названием "испанка", поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. - больше, чем от военных действий! А ведь это было уже наше время - 20-й век.

Но самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

История человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших на планете Земля, а число их жертв порой значительно превышало все потери во время военных действий.

Род человеческий на протяжении всего своего существования преследовали всевозможные моры и эпидемии различных болезней. Одной из ведущих тенденций в мировом развитии сегодня являются процессы глобализации, которые вызывают чрезвычайно неравное распределение богатства между развитыми и развивающимися странами, а также внутри этих стран по социальным группам. Такое распределение богатств ведет к очевидному неравенству в качестве и условий жизни населения, в состоянии здоровья людей даже на территории одного города (региона) страны.

Очевидно, что худшие условия жизни и плохое состояние здоровья некоторых групп населения, как в самых бедных, так и небедных странах создают условия для появления, становления и распространения инфекционных заболеваний.

Наибольшую известность получили эпидемии, распространявшиеся в средневековой Европе (чума, оспа), вошедшие в историю как «чёрная смерть».

В работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Характеристика эпидемий в  средневековой Европе и их  причин, в том числе не только  медицинских, но и экономических  и политических (так, например, объявление 1350 года «юбилейным» было осуществлено  исключительно в интересах доходов папской казны и способствовало распространению эпидемий паломниками);

2. Анализ организации медицины  и противоэпидемических мероприятий  в средневековой Европе. Особое  внимание будет уделено вкладу  в теорию эпидемий, сделанному  представителем медицинской науки позднего Средневековья Джироламо Фракасторо.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эпидемии в средневековой Европе

 

Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру в подобных размерах, - крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяжелую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века - чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других документов утверждают, что многие крупные города опустели.

Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни.

Развитию эпидемий способствовал ряд условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей - т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военно-колонизационное движение в обратном направлении - так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по 1291 г.).

Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, описываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очередь сыпной), оспу, дизентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии Ганин, В.С. Война с «чёрной смертью»: от обороны к наступлению.

Средневековый запад терзал страх голода и часто сам голод. Воображение средневекового человека неотступно преследовали библейские чудеса, связанные с едой, начиная с манны небесной в пустыне и кончая насыщением тысяч людей несколькими хлебами. Оно воспроизводило их в житиях почти каждого святого. Например, чудо св. Бенедикта: «Великий голод свирепствовал во всей Кампаньи, когда однажды в монастыре святого Бенедикта братья обнаружили, что у них осталось лишь пять хлебов. Но святой Бенедикт, видя, как они удручены, мягко упрекнул их за малодушие, после чего сказал в утешение: «Как можете вы пребывать в горести из-за столь ничтожной вещи? Да, сегодня хлеба не достает, но ничто не доказывает, что завтра вы не будете иметь его в изобилии». И действительно, на завтра у дверей кельи святого нашли двести мешков муки. Но и поныне никто не знает, кого послал для этого Господь».

Во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали нелечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать.

Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им зыдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.  
В одной только Франции времен Людовика VIII (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев.  
В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

 

В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах заносились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» - срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые портовые надзиратели - «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила - регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, Нюрнбергские правила.

Эпидемии в средние века напрямую были связаны с тогдашними антисанитарными условиями (состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома были не более чем протекающими трущобами, а улицы - клоаками) и голодом, с употреблением скверной пищи.

В Париже, в «прекраснейшем из городов», горожане хоронили покойников на равнине Шампо: кладбище не было огорожено, прохожие пересекали его во всех направлениях, и на нём же устраивались базары. В дождливое время место упокоения становилось смердящим болотом. Лишь в 1187 г. король Филипп II Август окружил его каменной стеной, да и то больше из уважения к мёртвым, нежели ради общественного здоровья. Двумя годами ранее король решился на попытку мощения дорог, но лишь больших, ведущих к городским воротам. Остальное же оставалось трясиной, благодатной почвой для распространения эпидемий.

Наибольшую опасность представляли массовые эпидемические заболевания. Прежде всего, это эпидемии «горячки», которую как нынче считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком спорыньи - эта болезнь появилась в стране в Европе в конце X в.

Представление об этой страшной болезни может дать «Хроника» Сигеберта Жамблузского, в которой говорилось, что «1090 год был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились чёрными как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на ещё более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами», от которых исходило зловоние».

Именно горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привёл к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов - госпитальеров. Движение отшельничества XI в. ввело почитание св. Антония. Отшельники Дофине (область Франции) заявили в 1070г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого.

В Дофине в это время свирепствовала горячка. Возникло убеждение, что мощи святого могут её излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-Вьеннуа, а его филиалы были даже в Венгрии и Святой земле.

На рубеже XI - XII вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности - с увеличением периода продовольственного предвидения и снижением опасности употребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление климата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.

Однако на смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.

Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных - лепрозориев, организованных специально учреждённым католической церковью для призрения прокажённых орденом св. Лазаря (отсюда - лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Отношение к увечным, прокажённым, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства - от ужаса до восхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.

Средневековое общество нуждалось в этих людях: «их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все, то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от неё. Таким образом, к этим отверженным общество испытывало те же чувства, что и к Христу - влечение и страх.

«Безумие прокажённых» особенно охватило Францию в 1320-е годы, имели место отравления колодцев по всей стране. Жертвой этого «безумия» пал, как свидетельствуют хронисты, и король Филипп V, напившийся во время охоты из отравленного колодца.

В середине XIV века, в Европу пришла ещё более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, - чума. Эпидемия 1348 г., например, по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения (около 50 млн. человек). Европа обезлюдела, прекратились войны, так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон, Париж, Марсель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения.

Очаг «черной смерти» вспыхнул в 1320 г. в пустыне Гоби. Путь чумы - это путь караванов, вместе с ними она шла на Запад. Эпидемия вызвала ряд известных восстаний - Уота Тайлера в Великобритании, Жакерию - во Франции, восстания горожан во Флоренции и т. д. К сожалению и по прошествии более 600 лет чума не побеждена полностью. Только в XX в. в мире от этой болезни умерли свыше 13 млн. человек. Известны многочисленные случаи, когда войска, осаждавшие города, применяли своего рода бактериологическое оружие. В города-крепости, с помощью катапульты осаждавшие забрасывали разного рода нечистоты, в результате чего там распространялись болезни.

История сохранила много примеров этого. В 1346 г. монгольские войска осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В ходе осады в лагере монголов началась эпидемия чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду, но предварительно они начали забрасывать трупы умерших от чумы за крепостные стены, и эпидемия распространилась внутри города.

В том, что «черная смерть» принесла столько бедствий, виновата не только сама болезнь. Другие факторы, такие, как религиозные страсти, усугубили трагедию. Пример тому - учение о чистилище.

«К концу XIII века понятие о чистилище была повсеместно распространена», - говорит французский историк Жак лэ Гофф. В начале XIV века Данте написал свою знаменитую «Божественную комедию», где он в ярких красках представил ад и чистилище. Все это способствовало развитию определенных религиозных чувств и настроений, так что люди с поразительной апатией и покорностью принимали бедствие как Божью кару Найтхард Бульст. Почитание святых во время чумы (Позднее Средневековье). К тому же в Европе несколько раз случались неурожаи. Поэтому из-за недоедания растущему населению континента трудно было сопротивляться болезни.

Информация о работе Борьба с эпидемиями в западной Европе в средние века