Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:47, доклад

Краткое описание

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Вложенные файлы: 1 файл

Bikheviori_769_zm.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Эдипов комплекс

Кастрационный комплекс

Комплекс Электры

Комплекс неполноценности

[править]

Расщепление сознания

Основная статья: Расщепление  сознания

 

«Понятие расщепления  разрабатывалось Фрейдом преимущественно  в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме.»[15]

[править]

Стадии психосексуального развития

Основная статья: Психосексуальное развитие

 

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

0 — 1.5 года — Оральная  фаза, в личности проявляется  только Ид — желание;

1.5 — 3.5 года — Анальная  фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

3.5 — 6 лет — Фаллическая  фаза, интерес к половой сфере,  её апогей Эдипов комплекс  или комплекс Электры;

6 — 12 лет — Латентная  фаза, сексуальное затишье;

с 12 лет — Генитальная  фаза, или взрослая стадия.

[править]

Основные школы психоанализа

 

За более чем сто  лет истории психоанализа в его  рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

Классическая теория влечений З. Фрейда

Эго-психология

Теории объектных отношений

Структурный психоанализ  Ж. Лакана

Селф-психология Х. Кохута

Интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон)

Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час.[1] Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.[2]

 

Многие положения когнитивной  психологии лежат в основе современной  психолингвистики. Это направление  возникло под влиянием информационного  подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между  преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные  составляющие (блоки) познавательных и  исполнительных процессов, прежде всего  памяти (Р. Аткинсон).

 

Наибольшее распространение  получил вычислительный вариант, где  психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к  преобразованию сигналов. Здесь главная  роль отводится внутренним когнитивным  схемам и активности организма в  процессе познания.

 

Представим действия, которые  выполняет компьютер: получение, манипуляции  с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т. д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать  и даже, может быть, понять» (У. Найссер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

 

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

 

Современная когнитивная  психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект  и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют  по-новому взглянуть на сущность психической  жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

 

С расширением предметной области исследований когнитивной  психологии обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и  структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.).

 

С другой стороны, разработанная  ими методическая база экспериментальных  исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для  развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

 

Исследования когнитивной  психологии охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы  переработки информации.

 

Когнитивная психология имеет  в своей основе ряд аксиоматических  предпосылок (Хабер, 1964):

 

Представление о поэтапной  переработке информации, то есть о  том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.

 

Допущение об ограниченной емкости  системы переработки информации. Именно ограниченность способности  человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии (в гораздо  большей степени, чем соответствующие  им мозговые структуры) моделируют когнитивные  психологи.

 

Вводится постулат о кодировании  информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в  психике в особой форме, которую  нельзя свести к свойствам стимуляции.

 

Вариантом когнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно  американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто  заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения Г. п.: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное, творческое существо. Г. п. противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно Г. п., устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я" (К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии ("терапия, центрированная на клиенте", Роджерс).

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в  качестве центрального тезис о необходимости  проведения принципа целостности при  анализе сложных психических  явлений. Возникновение Г. связано  с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв. и  ассоциативной психологии как специфической  формы этого мировоззрения в  психологической науке. Термин "гештальт" (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом "качестве формы", привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г. оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

 

Непосредственное начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912) исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 журнал "Психологические исследования" ("Psychologische Forschung")— орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур "видения" (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

 

В дальнейших экспериментальных  исследованиях мышления, чрезвычайно  искусных в методическом плане (К. Дункер — Германия, Н. Майер — США и др.), была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г. и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив её распад в предвоенные годы,

 

Ещё одно направление Г. посвящено  изучению личности и связано с  работами К. Левина (Германия, затем  США) и его сотрудников. Центральным  здесь оказалось представление  о личностном поле, его целостной  структуре и процессах её переструктурирования (см. Топологическая психология).

 

Как целостная психологическая  концепция Г. не выдержала испытания  временем. Её слабыми пунктами оказались  неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической  деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских  основаниях. Однако серьёзные достижения Г. как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей  антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.


Информация о работе Бихевиоризм