Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:47, доклад

Краткое описание

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Вложенные файлы: 1 файл

Bikheviori_769_zm.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями  бихевиоризма являются стимул, под  которым понимается любое воздействие  на организм со стороны среды, в том  числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать  и словесная или эмоциональная  реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном  бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм в значительной степени  уступил место когнитивной психологии, однако многие идеи бихевиоризма используются в определённых направлениях психологии, в частности в терапии.

Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать  таковым поведение индивида (животного  и человека) от рождения до смерти. К  поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в  т. ч. отдельных его органов) на внешние  воздействия (стимулы), которые можно  объективно зафиксировать невооруженным  глазом либо с помощью специальных  приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь  стимула (S) и реакции (R). В области  методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах  и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S—R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.

Все реакции Уотсон делит  на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические  реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение  и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Др. основание классификации  реакций — степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных  приборов — внутренние реакции (речевое  мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся  также физиологические и химические изменения в организме в ответ  на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т. зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S—R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.

 

До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. (Е. Е. Соколова.).

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Харри Салливан и Жак Лакан.

 

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

1. человеческое поведение,  опыт и познание во многом  определены внутренними и иррациональными влечениями;

2. эти влечения преимущественно  бессознательны;

3. попытки осознания этих  влечений приводят к психологическому  сопротивлению в форме защитных  механизмов;

4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется  событиями раннего детства;

5. конфликты между осознанным  восприятием реальности и бессознательным  (вытесненным) материалом могут  приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические  черты характера, страх, депрессия,  и т. д.;

6. освобождение от влияния  бессознательного материала может  быть достигнуто через его  осознание (например, при соответствующей  профессиональной поддержке[1]).

 

Современный психоанализ  в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому  терапевтическому лечению различаются  столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

 

Классический психоанализ  Фрейда обозначает специфический тип  терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Теория критиковалась  и критикуется с различных точек зрения вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукойоднако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция[11][12]. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

История

 

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд  был неврологом, заинтересованным в  нахождении эффективного метода лечения  пациентов с невротическими и  истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных  психических процессов, работая  консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии[13]. В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

 

Первая теория Фрейда, рассматривающая  истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая однако осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти[14].

 

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют  символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Интерпретация снов». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

 

В СССР психоанализ пережил  период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-х И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ  Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском  Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и  практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную  психологию и психотерапию (в том  числе так называемые «неосознаваемые  формы высшей нервной деятельности»  по Узнадзе, и другие).

 

Последние полвека психоанализ  бурно развивался. Современные теоретические  разработки (например, теория объектных  отношений) значительно расширили  границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ  активно практикуется. Однако в современной  психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа [2]. Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

[править]

Основные понятия и  идеи психоанализа

[править]

Важнейшие направления психоанализа

Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных  теорий личности в психологии —  см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется  и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или  индивидуальной психологии Адлера, которые  предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный  предмет изучения психоанализа —  скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они  выявляются через высказываемые  пациентом свободные ассоциации.

Метод и методики лечения  психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации  и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

[править]

Техники (и этапы анализа)

Накопление материала:

метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

«Толкование сновидений»

Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

Анализ «сопротивления»  и «переноса»

Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики  при нём)

 

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств  изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

 

 Во время сеанса  пациенты Фрейда лежали на  этой кушетке.

[править]

Топографическая модель психического аппарата

Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как  сам выбор поведения может  инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

[править]

Структурная модель психики

 

Позднее Фрейд предложил  такую структуру психики:

Эго («Я»)

Суперэго («Сверх-Я»)

Ид («Оно»)

[править]

Защитные механизмы

Основная статья: Защитный механизм

 

Зигмунд Фрейд выделил  следующие защитные механизмы психики:

Замещение

Реактивное образование

Компенсация

Вытеснение

Отрицание

Проекция

Сублимация

Рационализация

Регрессия

 

Позднее Анна Фрейд, а за ней  и другие психоаналитики, существенно  расширили этот список, который ныне насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

[править]

Структуры психики и структурные  механизмы

 

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют  субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

невроз — отрицание (Verneinung)

психоз — отбрасывание (Verwerfung)

перверсия — отказ (Verleugnung)

[править]

Комплексы

Информация о работе Бихевиоризм