Биологическое и социальное в историческом развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:42, реферат

Краткое описание

Происходящее на наших глазах становление нового мирового порядка идет под знаменем защиты прав человека. И хотя этот лозунг во многом лишь идеологическая оболочка национальных и транснациональных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к человеческой личности и, соответственно, к проблеме человека в целом. Это объясняется рядом причин.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека…………4
2. Социальность и разумность человека………………………………………..7
3. Факторы социализации, формирования и развития личности……………9
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

В последние годы под образованием понимается общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующего поколения социально значимого опыта. Под содержанием образования В.С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующего поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека». [2, С. 56]

  • воспитание.

Воспитание в педагогике всегда являлось центральным процессом, обозначающим формирование личности или ее отдельных качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество.[5, С. 97]

  • обучение.

Обучение является важнейшим средством образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования.

  • деятельность – игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения.
  • социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований. Психическое развитие человека зависит и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установка), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов.

Особую роль в формировании и становлении личности, и отдельных структур играют общение, другие взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается его субъектность.

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. ( Богданов, И. В. Психология и педагогика/ И. В. Богданов [Электронный ресурс]// http://www.ido.rudn.ru. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html. - 14. 12. 2014)

 Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъективности происходят под влиянием социальных обстоятельств.

Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъективность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образования личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.

В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, в целом картины мира и тенденций его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человек – существо, единственное из всех живых существ неразрывно, органично связывающее в себе свои биологическую и социальную сущности, свою разумность и духовность. И биология человека, и его социальность, и разумность, и духовность историчны: определены историей человечества.

В человеке взаимосвязаны разум и чувство, эмоции и интеллект, рациональное и иррациональное бытие. Человек осознает свою «ничтожность» перед мирозданием, природными стихиями, социальными катаклизмами, судьбой. И вместе с тем нет людей, которые не имели бы чувства собственного достоинства, унижение этого чувства чрезвычайно болезненно воспринимается всеми людьми.

Человеку жизненно необходимо общение и в то же время он стремится к уединению.

Развитие человека подчиняется определенным закономерностям, но не менее велико значение случайностей, поэтому результат процесса развития никогда не может быть полностью предсказуем.

Человек одновременно существо рутинное и творческое: проявляет креативность и тяготеет к стереотипам, в его жизни большое место занимают привычки.

Он – существо в определенной мере консервативное, стремящееся сохранить традиционный мир, и вместе с тем революционное, разрушающее устои, переделывающее мир под новые идеи, «под себя».

Этот перечень противоречий, органически присущих человеку показывает, что противоречия человека во многом обусловлены его сложной природой: одновременно биосоциальной и духовно-разумной, в них сущность человека.

 

 

Список литературы

  1. Богданов, И. В. Психология и педагогика/ И. В. Богданов        [Электронный ресурс]// http://www.ido.rudn.ru. – Режим доступа:   http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html. - 14. 12. 2014
  1. Бодалев А.А., Жуков В.И., Сластенин В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 585 с.
  1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 352 с.
  2. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 438 с.
  3. Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для технич. вузов. – М.: Высшая школа, 2007. – 319 с.
  4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 303 с.
  5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 336 с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

Размещено

 

 

 


Информация о работе Биологическое и социальное в историческом развитии человека