Арт-терапия как метод групповой терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:33, реферат

Краткое описание

Существуют разные основания для деления арт-групп на виды. Например, есть краткосрочные и долгосрочные группы. Бывают группы открытые и закрытые (в открытых группах в любой момент могут присоединиться новые участники, в закрытых же группах состав участников постоянен).
Однако большинство терапевтов справедливо считают, что использование нескольких подходов значительно повышает продуктивность работы группы – разные стили способствуют получению разнообразного опыта.
Итак, рассмотрим самые популярные типы арт-терапевтических групп более подробно.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Теоретические подходы в групповой арт-терапии……………………………………………4
3. Виды арт-терапевтических групп.....…….………………………………………………….….5
3.1. арт-психотерапевтические и арт-студийные группы
3.2. динамические и тематические группы
3.3. детские и взрослые группы
3.4. семейная арт-терапия
4. Примеры техники групповой арт-терапии…………………………………………………….8
5. Примеры арт-терапевтических групп …………………………………………………………9
5.1. арт-терапевтическая группа детей и их родителей
5.2. арт-терапевтическая группа для импульсивных детей
6. Список используемой литературы …………………………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

Групповая арт-терапия.doc

— 92.93 Кб (Скачать файл)

     Многие техники в рамках арт-групп  данного типа направлены на то, чтобы побудить участников к взаимообмену, а так же дать возможность терапевту стимулировать, наблюдать и, если необходимо, корректировать взаимодействия между членами группы.

 

3.2. Динамические и тематические группы

 

     В динамических группах ход  сессий, в целом, не имеет четкого  плана и определяется потребностями, состоянием участников, всплывающими  темами в конкретные моменты  времени, а так же атмосферой  в группе. В работе используются  совместные и индивидуальные формы работы, а так же вербальное общение. Ведение динамической группы требует от терапевта специфических умений: так как психотерапевтический эффект проявляется не только благодаря действиям терапевта, но и благодаря самому групповому процессу, терапевт должен уметь вовремя увидеть это и «отойти на задний план». Часто в таких группах высока степень вовлеченности в процесс – он может участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ, играх и иных проявлениях творческой деятельности.

     Главным образом, такой тип групп  подходит для работы с клиентами  с пограничными психологическими  расстройствами, однако элементы  этого подхода могут применяться  и с другими категориями клиентов. Как правило, динамический подход  используют специалисты, у которых, наряду с арт-терапевтическим образованием наличествует психотерапевтическое (3).

     Занятия в тематических группах  гораздо более структурированы. Внимание членов группы фокусируется  на темах наиболее для них  значимых либо на определенных изобразительных техниках. Тематические группы могут быть полуоткрытыми: участники в праве прекратить участвовать в группе после проработки определенных тем, в то время как новые люди могут включаться в процесс. Однако, для того, чтобы войти в группу, участники должны понимать и соблюдать основные правила группы, а также обладать способностью к вербальному взаимодействию.

     Одно из преимуществ тематических  групп заключается в том, что  структурирование процессов  помогает  ведущему лучше сфокусировать внимание участников на наиболее важных вопросах, обнаруживающихся в группах. Если группа к тому готова, ведущий может стимулировать членов группы к самостоятельному выбору тем, вместо того, чтобы предлагать свои. Ведущие данных групп, как правило, помимо арт-терапевтического  образования имеют педагогическое или социальное.

 

3.3. Детские  и взрослые арт-терапевтические  группы

 

     В детских группах, как правило, действуют те же правила, что  и во взрослых. Цели детских  групп тоже схожи с целями  взрослых. Например, вне зависимости от того, детская перед нами группа или взрослая, мы можем проследить обычные для участников группы модели общения; и взрослые, и дети могут осознать привычные для них способы взаимодействия, и под контролем терапевта, испробовать новые формы поведения.

     Однако терапевтическая работа  в детских группах имеет и  свои особенности. Например, в отличие  терапевтический процесс в детских  группах должен быть более  структурированным, чем при работе  со взрослыми, при этом важно  не перегибать палку, так как при излишнем структурировании есть вероятность подавить творческое начало группы и перейти к гиперконтролю. Однако умеренное структурирование поможет снять излишнюю тревогу, присутствующую у детей, позволит им почувствовать себя в безопасности,  а также увеличит степень групповой сплоченности.

     При участии детей в арт-группах (семейная терапия, детские группы  и т.д.) терапевту необходимо следить  за тем, чтобы использовать привычные  и безопасные для детей изобразительные  материалы, подбираемые с учетом уровня развития ребенка, а так же использовать адекватные возрасту ребенка терапевтические вмешательства.

     В детских группах терапевтический  процесс может быть гораздо  более динамичным, чем во взрослых, поэтому ведущему необходимо постоянно контролировать происходящие процессы, в противном случае, это может привести к возникновению внезапных деструктивных действий.

     Групповая арт-терапия позволяет  детям с помощью изобразительных  материалов выражать свою индивидуальность, в то же время, развивая их социальные навыки. Бывает сложно использовать вербальные методы психотерапии при контакте с детьми, так как они часто вызывают у детей чувство тревоги, тогда на помощь приходит арт-терапия.

     Для большинства детей стремление  к общению со сверстниками естественно, поэтому, предоставляя условия для взаимодействия с другими детьми ребенку, у которого наблюдаются трудности в общении, терапевт помогает ему раскрыться и наладить естественный процесс общения (4).

     В некоторых случаях при работе с детьми арт-терапевт может использовать игровую терапию, где внимание уделяется не столько отражением ранних травм, получением ребенком нового опыта (в таком случае основной задачей терапевта становится создание благоприятной среды для выражения ребенком своих чувств), в играх дети приобретают фундаментальный опыт взаимодействия. Иногда вся группа играет вместе, как единое целое, иногда  - делится на пары или тройки. Однако в последнее время игровые методы используются не только при работе с  детьми, но и со взрослыми (3).

     Э.Крамер пишет о том, что для  каждой стадии эмоционального  развития ребенка характерны  свои особенности изобразительной  экспрессии (1). Было выделено пять  стадий  общения ребенка с изобразительными  материалами: 1) «предвестники» изобразительной деятельности: каракули, размазывание краски, исследование физических свойств арт-материалов; 2) хаотическое выражение чувств: разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; 3) стереотипии: копирование, создание линий и простейших форм; 4) пиктограммы; 5) оформленная экспрессия: создание символических образов.

     Предлагая детям те или иные  изоматериалы или задания, необходимо  учитывать возраст и стадию  эмоционального развития.

     В последнее время во многих  странах серьезно обсуждается вопрос интегрирования арт-терапевтических групп в образовательный процесс (например, в школы).

 

3.4. Семейная  арт-терапия

 

     Так как семья является по  своей сути группой, то семейную  арт-терапию по полному праву  можно назвать одним из видов  групповой арт-терапии. Как правило, на арт-терапию приходят семьи, чтобы помочь одному из членов семьи. Однако, когда существуют проблемы у одного из членов семьи, обычно это влияет на отношения во всей семье. Целью семейной арт-терапии является новое понимание членами семьи своих проблем, оценке семейной ситуации в целом, осознанию того, как влияет на атмосферу в семье поведение каждого из ее членов, а также раскрытие внутреннего потенциала семьи, который позволил бы изменить взаимоотношения в ней.

     Как правило, при работе с семьей проявляются два аспекта: диагностический и психотерапевтический. На начальном этапе работы арт-терапевт активизирует взаимодействие членов семьи и определяет характерные для них особенности коммуникации. Психотерапевтический эффект связан с возможностью осознания и последующей корректировки членами семьи характерными для них моделями поведения.

     Например, выполняя совместный рисунок, семья может реагировать теми  же самыми эмоциями, которые характерны  для нее в обычной жизни. Создаваемые же образы могут приводить к инсайтам о том, каким образом члены семьи воспринимают друг друга, а также о том, как семья влияет на каждого своего члена.

     Семейная арт-терапия может проводиться  как с супружескими парами, так  и с детьми и их родителями

 

4. Примеры Техник групповой  арт-терапии

 

     Техники групповой арт-терапиии во многом перекликаются с индивидуальными техниками. Однако, во-первых, при групповом использовании те же самые техники могут видоизменяться, а во-вторых, помимо общих, существуют отдельные, групповые техники арт-терапии. Как и в индивидуальной, в групповой терапии может быть великое множество разных техник; рассмотрим же некоторые из них, самые основные.

  1. Групповое рисование или коллаж. Терапевт просит участников создать определенный образ, на тему, указанную терапевтом или же спонтанно всплывшую в группе.
  2. Групповые фрески. Данная техника достаточно часто применяется в арт-терапевтических группах. Участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то, согласно выбранной всей группой теме. Члены группы комментируют свои рисунки, в то время как воспитатель усиливает групповое взаимодействие интерпретация символических взаимоотношений, выраженных в групповой фреске, помогает проникнуть во внутри- и межличностные конфликтные зоны (5).
  3. Всеобщий групповой образ. Это упражнение Г.Вассилиоса, основанное на том, что члены группы могут включаться о работы тех или иных участников группы. В начале каждого занятия группа выбирает рисунок участника. Как правило, члены группы выполняют рисунки дома, затем приносят на занятие. Автор рисунка описывает свои чувства (до того как был сделан рисунок, во время процесса рисования и после того, как работа была завершена), рассказывает о смысле рисунка, выдавая ряд свободных ассоциаций на него. Затем остальные члены группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка (которые как раз и получили название "коллективного образа") и становятся ведущей темой данного группового занятия.
  4. Рисование в парах. В основном данная техника используется в семейной терапии.  Например, матери и ребенку или супружеской паре предлагается рисовать на одном листе, для того, чтобы пронаблюдать характер взаимодействия. Однако данная техника может быть использована и в других арт-группах. Например, ведущий может попросить участников разбиться на пары и молча взаимодействовать друг с другом с помощью рисунка. Помимо рисования, арт-терапевт может предложить и другие упражнения в парах – коллаж, конструирование, лепка и т.д.
  5. Невербальное командное художественное задание. Данная техника была изобретена Х.Лэндгартен (6). Это одна из техник семейной терапии, где членам семьи предлагается выбрать себе пару с целью образования команды. Каждой из команд предлагается  создать картину, не общаясь друг с другом. После создания рисунка, как правило, предполагается обратная связь, где участники могут поделиться своими впечатлениями от своих и чужих рисунков.
  6. Генограмма. Это  картина семейных взаимосвязей, представляющее собой генеалогическое дерево за последние три поколения. Целью является не столько создание семейного дерева, которое рассказывает про членов семьи, сколько использование арт-материалов для создания личных символов близких родственников (родителей, сиблингов и т.д.), что может помочь вскрыть бессознательные ожидания.
  7. Спонтанные образы. Участники группы покрывают большой лист бумаги спонтанными линиями, а затем лист поворачивают в разных плоскостях и ищут образы, которые потом дорисовывают.
  8. Групповая мандала. Каждому участнику отводится определенных сектор в нарисованном кругу. Участник может выразить себя в данном секторе, а также на границах с соседями.
  9. «Собственные территории». Участникам предлагается обвести свои территории, подписав их и положив туда что-то из своих вещей. Иногда члены группы могут положить что-то из своих вещей на территорию другого человека. Затем происходит дискуссия по поводу того, кто и зачем положил что-то на территорию другого человека.   
  10. Стенгазета. Во время групповых занятий на стене может висеть большой ватман, на котором участники в любой момент могут написать или нарисовать все, что они хотят. Таким образом, можно «выпустить пар» или выразить что-то анонимно.
  11. Волшебная история. На общем пространстве (длинный лист бумаги) группа молча рисует «волшебную историю» (каждый свою), после чего идет обсуждение нарисованного.

 

5. Примеры арт-терапевтических  групп

 

5.1. Арт-терапевтическая  группа детей и их родителей

 

     Детско-родительская арт-терапия уникальна тем, что предоставляет детям и родителям возможность выстраивания взаимодействия благодаря совместным занятиям изобразительной деятельностью. Терапевту же предоставляется возможность увидеть привычные для клиентов способы общения друг с другом и скорректировать их, благодаря предоставлению клиентам таких материалов и видом совместной деятельности, которые способствуют развитию их отношений. Предлагая ребенку материалы, соответствующие его возрасту и используя недирективные методы работы, терапевт, тем самым побуждает родителя следовать за ребенком, воздерживаться от поучений и не вмешиваться в его игру. Создание изобразительной продукции дополняется установлением отношений, взаимодействием и наблюдением. Более того, в детско-родительских группах арт-терапия выступает как средство выражения и разрешения внутрипсихических конфликтов, как у детей, так и у взрослых.

     Однако все вышесказанное относится  к детско-родительской арт-терапии  в принципе. А в  чем же плюсы  создания именно групп детей и родителей? Прежде всего, работа в группе способствует развитию доверия и навыков участия в совместной деятельности, развитию привязанности. Второй плюс группы заключается в том, что именно в группе как родитель, так и ребенок может получить опыт сепарации (эмоционального отделения детей от родителей).

     Опираясь на работы Л. Пролкса (1) можно сделать некие обобщения, касающиеся организации и проведения  детско-родительских групп.

     Зачастую в таких группах родитель  выступает как партнер терапевта, стимулируя эмоциональное развитие ребенка.

     Как правило, в детско-родительской  интерактивной группе участвует  не более шести детско-родительских  пар. Поощряется участие в группах, как матерей, так и отцов. Помимо  общих занятий, проводятся регулярные индивидуальные консультации с родителями.

     Л. Пролкс в своей работе выделил  стадии группового процесса, которые  проходят дети и их родители  при совместной работе (1). Вполне  справедливо будет предположить, что эти стадии (некоторые в несколько видоизмененном виде) проходят участники любых семейных арт-терапевтических групп.

     Первая стадия называется стадией  разделенного внимания и вовлеченности. На данной стадии родители  имитируют экспрессию и улыбки  ребенка, как бы «зеркалят» его, тем самым вовлекаясь (и вовлекая ребенка) во взаимодействие.

     Вторая стадия – стадия двусторонней  коммуникации и предвестников  изодеятельности. На первой сессии  этой стадии арт-терапевту  необходимо  организовать такие условия для  изобразительной работы, в которых ребенок и родитель могли бы совместно участвовать  без излишних ограничений, при этом работа должна соответствовать уровню развития ребенка. На данной стадии родителей просили следовать за инициативой детей, а также, по возможности, вмешиваться в их активность. После того как работа была закончена, терапевт просил закрепить ее на стене. Совместное закрепление рисунков Л.Пролкс предлагает рассматривать как выражение чувства привязанности.   Данная процедура предшествовала «отделению» ребенка от родителя, т.к. после этого дети переходили в ту часть кабинета, которая предназначалась для свободных игр.

     Третья – стадия разделенных  значений и стереотипий. Здесь  дети и родители создают совместные  сценарии или истории на основе  использованных ими ранее образов. Этот процесс согласования содержания образов помогает маленькому ребенку научиться использовать образы для понимания мира. На данной стадии из-за живого воображения у ребенка могут появиться страхи, поэтому крайне важно, чтобы предлагаемые детям материалы были им знакомы.

     Последняя, четвертая стадия –  это стадия эмоционального мышления  и оформленной экспрессии, характеризующаяся  появлением дифференцированных  образов. Здесь ребенок начинает  понимать связь между элементами  изображения и образами,  начинают появляться определенные представления о пространстве, расстоянии, о том, что к нему (ребенку) относится, а что нет.

     Подытоживая вышесказанное, стоит  заметить, что детско-родительские  арт-группы – уникальный метод  работ, позволяющий терапевту, с одной стороны, лучше оценить специфику взаимодействия детей и родителей, и создать условия для коррекции нарушенных психических функций ребенка с другой стороны.

 

5.2. Арт-терапевтическая  группа для импульсивных детей

 

     В данном разделе речь пойдет о специальных детских группах, создающихся для импульсивных детей со сниженной самооценкой, которым свойственны нарушения отношений со сверстниками. Также в данных группах участвуют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

     Цели создания такой группы – предоставление гиперактивным детям возможности получения положительного социального опыта, а также повышение самооценки. Более того, посещение детьми такой группы позволяет подготовить их к включению в менее структурированные группы.

Информация о работе Арт-терапия как метод групповой терапии