Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

В груди состояние приятного облегчения и покоя.

Мое сердце работает спокойно и ровно.

Приятное легкое тепло, покой наполняют, окутывают мое сердце.

Волны глубокого покоя и отдыха разливаются по всему телу.

Я абсолютно спокоен. Я полностью во власти покоя.

Мой организм приятно и глубоко отдыхает.

Проводимое занятие благотворно действует на мою нервную систему.

Восстанавливаются мои силы, работоспособность.

Я становлюсь выносливее, спокойнее, крепче.

Занятие приносит хорошее настроение, бодрость.

Моя нервная система, мой организм набирается энергии, силы.

Внутренний покой становится моим верным спутником.

Я совершенно спокоен. Я совершенно спокоен.

Занятие принесло мне чувство покоя и отдыха.

По телу начинает разливаться приятная бодрость, свежесть.

Исчезает ощущение расслабленности, сонливости.

Спокойно, мощно, ритмично работает сердце.

Дыхание свободное, энергичное.

Ощущение приятного легкого возбуждения.

По спине пробегает легкий холодок.

Мышцы рук, ног, спины напрягаются.

Полностью проходят остатки сонливости.

Учащается дыхание.

Делаю энергичный глубокий вдох и выдох.

Энергично потягиваюсь, открываю глаза.

Упражнение окончено.

 

  • МЕТОДИКИ ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

                          ( по К. Томасу )  

  • КОМПЛЕКС 1. «ПЕРЕЖИВАНИЕ ЦВЕТА»

                 Упражнение № 3 « Мой цвет»

  Целью упражнения является  анализ мира цвета и нахождение  своего цвета.

     Дидактическое обеспечение  занятия: полоски цветной бумаги (50 цветов и оттенков). Число комплектов  соответствует числу участников  тренинга; бумажные пирамиды (из картона) –тетраэдры, высотой 10 – 15 см.                           

           Переживание  цвета основа овладения медитативными  техниками, базирующимися на работе  с образами. Это обосновывается  тем что цвет играет огромную  роль в жизни человека и он непосредственно связан с его эмоциональной сферой. Так, например, красный и оранжевый цвета действуют на психику человека возбуждающе, а зеленый, голубой, бирюзовый – успокаивающе. Цвета создают иллюзию расширения или сужения пространства, влияют на ощущение температуры, тяжести и так далее.

     Вам предлагается  выбрать из большого количества  полосок бумаги всех цветов  тот цвет, который соответствует  Вашему любимому цвету. Теперь  покажите те цвета, которые Вы  внутренне не принимаете.

      Перед каждым из Вас стоит картонная пирамида, имеющая четыре грани. Тщательно отберите те цвета и оттенки, которые Вам больше всего нравятся. Наклейте полоски на одну из граней таким образом, чтобы у вершины был самый любимый цвет. Поставьте на этой грани фломастером номер один. Теперь вторую группу цветных полосок, цвет которых Вам нравится несколько меньше, наклейте на вторую грань. Вершину должен составлять цвет, который Вам нравится больше всего в данной группе. Аналогично наклейте цветные полоски на третью грань. На четвертую грань пирамиды Вы должны наклеить только те цвета и оттенки, которые Вам совсем не нравятся. Самый неприятный цвет, отвергаемый Вами должен составлять основание данной грани пирамиды (Можно использовать вариант пирамиды Пфистера-Хайса).

      Обратите внимание  на то, что Вам необходимо разбить  цвета и оттенки на четыре  группы от очень нравящихся  до отвергаемых. Не обязательно  Вы должны использовать все  цвета и оттенки и необязательно  на всех гранях должно быть  равное количество полосок.

       Выполнение этого задания следует рассматривать как внутреннюю дискуссию с цветом по принципу симпатии и антипатии, а также как анализ цветовой гаммы, которая сопровождает Вас в жизни (в быту, на работе, в Вашей одежде и т.д.).

Примечание:  Можно упражнение дополнить цветовым тестом Райх-Туанима и осуществить его обсуждение в Т-группе.


  • Упражнение  № 4 «Визуальная цветогимнастика»

       Целью упражнения  является нахождение собственного  цвета, отвечающего существу личности.

      Упражнение начинается с низшей ступени аутогенной тренировки с обобщающими формулами:

Руки и ноги тяжелые и теплые.    

Сердце бьется ритмично.

Дыхание спокойно и ровно.

Телу тепло, лоб становится прохладным.

Спокойствие углубляется.

Закрытые глаза обращаются вверх.

    Кто расположен, тот закрывает глаза и обращает взор вверх, пока они не станут тяжелыми, устанут и опустятся вниз.

    Повторяйте мысленно  за мной, представляя образ своего  цвета:

   «Перед моим внутренним  взором проявляется цвет;

    Это мой цвет»  -   Повторить пятикратно.

   «Цвет становится  все более четким.

Цвет стоит ясно передо мной.

Я осознаю свой цвет.

Я ощущаю его всем своим существом.

Я растворяюсь в своем цвете. Я растворяюсь в нем.

Я растворяюсь…  

Цвет постепенно уходит»   - Повторить четыре раза.

   «Цвет исчез».      

       Постарайтесь  добиться полного исчезновения  образа цвета. Если не получается, то переключите свой внутренний  взор на образы природы: неба, моря, леса, не фиксируя длительно  на них своего внутреннего  внимания. Постарайтесь, чтобы эти образы сменяли один одного.

       Теперь я буду  считать до шести, а вы мысленно  повторяйте за мной:

  •    «Я считаю до шести. Когда я скажу шесть,

Я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро, хорошо.

   Один –  ноги легкие; два – руки легкие;

   Три – сердце бьется ровно;

   Четыре  – дыхание спокойно.

   Пять –  лоб имеет нормальную температуру,

Шесть – руки сильные, глубоко вздохнуть, глаза открыть!»

   Рефлексия.

 

                       Упражнение № 5 «Переживание цвета»

Цель данного упражнения  - приобрести умения переживания цвета.

В данном самостоятельном упражнении каждому необходимо выбрать из своей цветной пирамиды любой понравившийся цвет или несколько цветов и внимательно рассмотреть их, потом  устроиться в кресле удобно, закрыть глаза и постараться пережить этот цвет в течение   7 – 8 минут. Переживание цвета – это не просто визуальное представление определенного фона, а представление явлений, объектов материального и нематериального миров.

        Упражнение  проводится в течение 3-4 минут, завершается обсуждением пережитых ощущений

  • Упражнение № 6 «Погружение в радугу»

      Теперь нам необходимо  закрепить  умения переживания  цвета.

       Особенностью  данного упражнения является  то, что оно предполагает переживание  всего спектра цветов. Принимаем позу «кучер», закрываем глаза, расслабляемся и мысленно произносим за мной:       

       «Перед моим  внутренним взором проявляется  цвет, он чисто синий;

синий делается все яснее, синий стоит ясно перед моими глазами;

синий плавно переходит в фиолетовый,

фиолетовый становится более отчетливым,

фиолетовый стоит перед моими глазами;

фиолетовый плавно переходит в красный,

красный становится более отчетливым,

красный стоит ясно перед моими глазами;

красный плавно переходит в оранжевый,

оранжевый становится все более четким,

оранжевый ясно стоит перед моими глазами,

оранжевый плавно переходит в желтый,

желтый становится все более четким,

желтый ясно стоит перед моими глазами;

желтый плавно переходит в зеленый,

зеленый становится более отчетливым,

зеленый ясно стоит перед моими глазами;

зеленый постепенно превращается в голубой,

голубой становится все более четким,

голубой ясно стоит перед моими глазами;

голубой плавно переходит в синий,

    синий становится все  яснее и яснее, четче и насыщеннее,

    синий ясно стоит перед моими глазами;

    цвета почти исчезают, цвета исчезают, цвета исчезают, исчезают,

    цвета исчезли».

       Глаза не открываем. Кто еще видит остатки цвета, поднимите, пожалуйста, указательный  палец правой руки. Если у вас  остались остатки образа, мысленно повторяйте за мной:

«Я считаю до шести. Когда я скажу шесть, я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро и хорошо.

Один – ноги мои легкие, два – руки легкие;

Три – сердце бьется спокойно;

Четыре – дыхание ровное;

Пять – лоб имеет нормальную температуру;

Шесть – руки сильные;

Глубоко вздохнуть, глаза открыть!

Улыбнулись! Упражнение окончено».

       Далее идет  обсуждение переживаемых цветов  и осуществляется рефлексия всего  занятия.

 

  •                                   КОМПЛЕКС - 2.  «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»

Упражнение № 7. « Визуализация конкретных предметов».

        В этом упражнении  мы ставим цель научиться переживанию  конкретных образов, развить воображение, фантазию.

       Дидактическое  обеспечение занятия: редметы материального  мира (цветы, фрукты, монеты, горящая свеча, ваза, кувшин, модель маяка, медальон, книга, картина, песочные часы, зеркало, статуэтка, хлеб, цветные диапозитивы).

       Начинаем упражнение  с сокрашенного комплекса ПСР.

      «Устройтесь в  кресле удобно, постарайтесь расслабиться».

         …………………………………………………………………

( проводится сеанс аутогенной  тренировки АТ – 1).

      Ваша задача в  данной части упражнения состоит  в том, чтобы рассматривать, размышляя, эти предметы или изображения, и выбрать одно из них, которое станет предметом следующих упражнений.

Приступаем к упражнению (продолжительность 7 – 8 минут).

После окончания данной части упражнение проводится обсуждение размышлений по поводу рассматриваемых предметов.

Вторую часть упражнения вновь начинаем с низшей ступени аутогенной тренировки, к чему в заключение присовокупляются формулы так же, как и в первом занятии на переживание цвета:

«Перед моим внутренним взором появляется образ –

Я вижу (следует обозначение предмета, например, медальон»).

Образ становится все четче (повторить 3 – 5 раз),

Образ стоит ясно перед моими глазами…. »

Упражнения завершается обсуждением визуализации конкретных предметов.

     Примечание: Для первой групповой визуализации целесообразно выбрать один предмет для всех, например горящую свечу. Во всех остальных визуализациях предметы выбираются индивидуально.


 

Упражнение №8 «Визуализация ряда предметов»

    Цель: развитие  навыков визуализации предметов.

       Дидактическое обеспечение занятия тоже, что и в предыдущем упражнении по визуализации.

       Упражнение начинается  с аутогенной тренировки  (комплекс  АТ – 1).

       Далее участники  группы, рассмотрев предметы, закрывают  глаза и вызывают перед внутренним  взором другие картины и предметы, до тех пор, пока они не появятся  ясно и четко. Для этого поначалу требуется время (несколько минут для каждого образа), затем, после удаления, такие образы будут устанавливаться быстро. Смена образов происходит при помощи подобных формул, как при вышеописанной смене цветов:

  •        «Образ исчезает (повторить 2 - 4 раза),

      Образ  исчез.

      Перед  внутренним взором я вижу сейчас… (следует название нового предмета, например, розы),

      Образ становится  четче» и так далее …

      Завершается  упражнение обсуждением содержания  визуализации.

 

Упражнение № 9  «Свободная визуализация предметов»

      Цель: закрепление  навыков визуализации предметов.

      Визуализация осуществляется  без предварительного созерцания  предметов. Упражнение начинается  с простейшего комплекса АТ-1, который постепенно переходит в визуализацию образов. К последовательным зрительным образам это переживание образов не имеет никакого отношения. Задача упражнения состоит в оживлении представлений, которое подготавливает и облегчает полностью спонтанное переживание образов в гипнотическом переключении.

В данном упражнении нет необходимости представлять образы предметов, рассматриваемых на предыдущих занятиях. Это могут быть любые предметные образы, встречавшиеся в жизни: горный ландшафт, море, какой то предмет мебели дома, состав поезда и т.д. Эти образы могут возникать спонтанно. Вы в собственной визуализации можете стать сами ее предметом наряду с другими. Визуализируемые образы, ставшие поводом для размышлений могут стать основой или стимулом для углубленного самопознания.

Для более четкого представления расплывчатых или неясных образов можно использовать приемы мысленного приближения к предмету, изменения его положения в пространстве, «включения луча прожектора», направленного на предмет и так далее.

Примечание: В зависимости от собственных желаний и настроений члены Т - группы могут сами решать, как долго им тренироваться, и хотят ли они выполнять все три упражнения.


 

    • Занятие – 7 «Визуализация событий»

Решаемые задачи:

  1. Закрепление навыков психологической саморегуляции.
  2. Отреагирование травмирующего опыта.
  3. Овладение техниками психологических настроев.

      Комментарий:  Для успешного проведения данного занятия необходимо вспомнить условия эффективного самовоздействия и этапы вхождения в особое состояние сознания.

       Условия эффективного  самовоздействия:

  1. Создание образа;
  2. Расслабление;
  3. Достижение особого состояния сознания.

Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний