Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Релаксация.

                         Занятие       № 6 «Мой  сказочный портрет»

Цель: По рисункам проанализировать учасников.

          Каждый рисует себя в образе  сказачного персонажа и о себе  рассказывает.

Время: 1,5 часа.

Релакса

                          Занятие  7« Мое состояние»

Цель : раскрыть свои переживания, «приоткрыть завесу души».

        Группе  дается задание нарисовать на  листе свое состояние души. Затем  учасники рассказывают о своем  состоянии, делятся друг с другом  своими переживаниями.

Время: 2  часа.

Релаксация

                                Занятие  № 8 « Моя мечта- сыграть эту роль»

Цель: повышение самооценки, самовыражение учасников. Каждый участник мастерит сам себе костюм и играет выбранную роль. Затем  учасники  обсуждают сыгранные ими роли и делятся впечатлениями.

Время: 2 часа.

Релаксация.

             Занятие    № 9 «  Изготовление коллажа – мое настроение»

Цель: переведение негатива в позитив.

Изготовление коллажа. Обсуждение и рассказ каждого о своем творении.

 

                       Занятие    №10 «Большое дерево»

        Цель  этого упражнения – снятие  усталости. Оно также позволяет  укрепить нервную систему.

        Название упражнения  восходит к восточной традиции, по которой человек уподобляется  дереву, которое получает питание  и через корни, и через крону. Участникам, находящимся в трансе, также предлагается использовать свою фантазию. Ваша задача состоит в том, чтобы создать образ, представить себе энергетические потоки, которые входят в тело от земли (снизу, через ноги)  и из космоса (сверху, через голову), насыщая тело бодростью, силой, энергией.

Комментарий тренера: При выполнении этого и других упражнений главным является образ. Абсолютно неважно, что по этому поводу думает каждый из участников. Если ему нравится, он может считать, что имеет дело с реальной энергией. Если хочет, может считать, что это чистая фантазия, плод его воображения, просто образ, представление и так далее - это абсолютно неважно. Это работает независимо от того, как к нему относиться. Важно просто соблюсти основные условия: войти в транс и создать образ-представление.


 

  • Упражнение № 11 «Энергетический душ»

        В этом упражнении  участникам, пребывающим в трансе, предлагается представить себе, что они находятся под потоком  воды или света, которые обтекают их, вымывая из тела и смывая с кожи все темное и неприятное, насыщая тело энергией. Время проведения упражнения 5 минут.

  • Упражнение № 12 «Энергетическое дыхание»

        Участники  представляют себе, как с каждым  вдохом они вдыхают светлую  энергию, а с каждым выдохом  выдыхают усталость и неприятности. На упражнение отводится 5 минут.

 

 «Психогимнастика»

Решаемые задачи:

  1. Расширение теоретических знаний о психологической саморегуляции.
  2. Овладение техниками психогимнастики.
  3. Первичная аппробация простейших медитативных техник.

 

     Комментарии: Тренер  говорит о том, что профилактика  стрессов и неврозов не сводится  только лишь к овладению методами  психологической регуляции. Важное  значение, в рамках данной задачи, имеют мышечная релаксация и  дыхательная гимнастика.


 

Упражнение № 1 «Ритуальное приветствие»

        Члены группы садятся в круг и берут друг друга за руки. Они закрывают глаза и стараются мысленно передать друг другу теплые, добрые, дружеские чувства и пожелания. Через две-три минуты тренер предлагает всем на счет «три» хором произнести слова: «Всем привет и удачного дня!».

          Рефлексия.

 

Упражнение № 2 «Картина»

        Это упражнение  дает возможность развить первичные  способности визуализации. Представьте  понравившийся вам природный  пейзаж. Определите свое место в нем. А теперь мысленно представьте того (тех), с кем вы хотели там быть вместе.

       Мысленно измените  цветовой  фон. Меняйте полутона  этой  воображаемо картины. Можете  взять  волшебную кисть и что-то  дорисовать, изменить в пейзаже.

      Упражнение выполняется  в течение 3-5 минут.

       Рефлексия.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  БЛОК

        Психогимнастика  является эффективным методом  психологической профилактики , которая  позволяет расширить возможность  саморегуляции психических и  физиологических функций организма человека. Она является разновидностью аутогенной тренировки. Занятия психогимнастикой  позволят каждому из нас получить дополнительный «запас прочности» в ситуациях, связанных со стрессовыми перегрузками.

         Приемы  психогимнастики усваиваются в процессе  систематических упражнений, придающих этой методике тренировочный характер. Такая трениировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать как метод, активизирующий личность.

 

Упражнение, которое вам необходимо освоить, состоит из четырех фаз:

1-я фаза – расслабление мышц  и расширение сосудов;

2-я фаза – сюжетное воображение;

3-я фаза – самопрограммирование;

4-я фаза – закрепляющая.    

      Рассмотрим первую  фазу. В процессе ее прохождения  приобретаются навыки управления вегетативной системой, развиваются способности  расслабления мышц и расширения сосудов. На первой фазе психогимнастики решаются следующие три важные задачи:

  1. обеспечение отдыха организма;
  2. расслабление, снимающее мышечное и психическое напряжение и дающее максимальное число степеней свобод организму для дальнейшего действия;
  3. экономия энергии и обеспечение полноценности, гармоничности всех процессов внутри организма.

         Обоснуем  необходимость и важность решения  этих задач.

Отдых, пусть даже кратковременный всегда нужен человеку. Он не может сводиться только к ночному сну. В течение дня нам, как минимум необходимы две - три небольшие паузы покоя. Но для того, чтобы научиться отдыхать за короткий промежуток времени, необходимо научиться входить в особое состояние. Именно эта задача решается на первой фазе психогимнастики. В ответственной ситуации или при интенсивной деятельности у человека:

  • напрягаются мышцы;
  • учащается пульс;
  • растет кровяное давление;
  • учащается дыхание;

       Организм при этом расходует большое количество нервно-психической энергии. Если на смену не приходит отдых, снятие нагрузки и напряжения, то наступает переутомление, ведущее к нарастанию слабости, тревоги, сонливости (торможение) или ухудшению сна, росту агрессивности, раздражительности, осложнению коммуникации.

          Возрастающее  напряжение (напряженное лицо, сдавленный  голос, оцепенение, нервная дрожь  и др.) является верным симптомом  психологического стресса. Расслабление (релаксация мышц) служит внешним  выражением положительных эмоций, состояния покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

      Мышечное расслабление  готовит нервную систему к  отдыху, к переходному состоянию  от бодрствования ко сну. При  пробуждении, от сна к бодрствованию. Расслабленные мышцы несут в мозг «импульсы покоя». Физиологическое значение релаксации мышц проявляется как самостоятельный фактор, уменьшающий отрицательные реакции, и как фактор, подготавливающий переход от бодрствования ко сну.

         Важно в  процессе психогимнастики ярко  и образно представить содержание фраз, направленное на расслабление мышц, сохраняя последовательность, расслабление мышц рук, ног и мимических мышц. Одновременно с последовательной реализацией ощущения тяжести в руках и ногах вызывается расширение кровеносных сосудов. Этот компонент очень сложен. Кратко поясним его.

         Нервная  система человека условно делится  на два отдела: центральную нервную  систему (ЦНС) и, вегетативную (ВНС). Через  ЦНС человек способен передавать  свои волевые усилия. Командам  подчиняется поперечно-полосатая мускулатура, ей можно легко управлять – по команде сесть или встать и др. Но эмоциональная жизнь, наше самочувствие во многом зависят от состояния вегетативного отдела нервной системы. Субъективное эмоциональное отношение влияет на психофизиологическое состояние человека. Человек взволнован: он бледен или краснеет, учащенно бьется сердце, а значит,  проявляется сердечно-сосудистый компонент эмоциональной реакции.

        В отличие  от поперечно-полосатой мускулатуры, которая выполняет приказы ЦНС, управление через вегетативную систему внутренними органами прямым волевым усилием невозможно. Если дать словесную установку «Сосуды на моей руке расширяются» – ничего из этого не выйдет. Приказ не будет выполнен. Но если использовать образные, эмоционально насыщенные сравнения, то сосуды вам подчиняться. Например, если мы произносим: «Моя рука опущена в теплую воду…» и представляем это, то мы то мы почувствуем, как потеплеет наша рука и сосуды при этом расширятся.

         Процесс  овладения психогимнастикой предусматривает освоение навыка расширения периферических кровеносных сосудов. Необходимо, используя образное представление, научиться вызывать прилив тепла в конечностях путем расширения сосудов.  Это в значительной степени углубляет чувство покоя.

        При перераспределении  крови в организме, которого добиваются  с помощью систематических занятий, расширение периферических кровеносных  сосудов в значительной степени  влияет на состояние ЦНС, на  деятельность мозга. Мозг функционирует  в более спокойном, гармоничном режиме. Во время психогимнастики процесс перераспределения крови осуществляется сознательно, целенаправленно.

          В результате  освоения первой фазы наступает  состояние приятного покоя, дремоты, чувства отдыха. Это состояние  значительно углубляется во время перехода ко второй фазе.

           Вторая  фаза предполагает обретение  умений  создавать в своем сознании  образы. Приемы, входящие в эту  фазу, выполнять необходимо очень  тщательно, но без напряжения, с  приятным эмоциональным чувством, как бы просматривая в своем сознании красочный фильм с картинами живой природы. Необходимо на «экране мысленного взора» ярко и образно, в красках представить картины моря или леса, березовую рощу, лесную поляну, покрытую ковром сочной зеленой травы и т. д. Можно на память, в сознании воспроизвести, представить пейзаж, знакомый и любимый вами с детства. Все это значительно углубляет «рефлексы покоя». Наступает глубокий эффективный отдых, который субъективно ощущается как приятная дремота. Эту фазу можно использовать для отработки в сознании психологической модели действия (умственного, спортивного, игрового и др.).

         В результате  освоения второй фазы наступает  состояние очень глубокого покоя, «балансирование на грани сна». Расслабление, тяжесть в руках и ногах сменяется чувством невесомости. В этот период может наблюдаться состояние «растворения в покое», то есть человек перестает ощущать свое тело.

       Примечание: На этой фазе желательно музыкальное или текстовое сопровождение.


        В третей фазе осуществляется самопрограммирование. Каким образом это достигается? Человеческий мозг имеет одну характерную особенность: когда человек находится в состоянии глубокой дремоты, кора головного мозга частично заторможена. Центральная нервная система в этот период особенно восприимчива к поступлению в нее полезной информации. Активизирована подкорка.  При занятии психогимнастикой использование третьей фазы направлено на создание оптимального психологического настроя, для повышения психоэмоциональной устойчивости. Для этого достаточно несколько раз коротко, лаконично повторять фразы, направленные на достижение указанной выше цели.

         Например, установка на хорошее настроение: «Я с каждым днем становлюсь  спокойнее, крепче, выносливее, сильнее. Я чувствую,  как каждый сеанс приносит хорошее настроение, спокойный сон. Я обретаю бодрость духа и оптимизм…».

          Третья  фаза может использоваться для  преодоления вредных привычек. Она  имеет очень широкий диапазон  применения и строится в соответствии с конкретно поставленными целями.

        Четвертая  фаза является коротким повторением  первых двух и предназначена  для дальнейшего углубления чувства  покоя и отдыха. Она может переходить  в естественный сон. Завершается  эта фаза выходом из состояния  транса. В ходе тренинга необходимо все время помнить золотое правило «КАЖДАЯ ФРАЗА  ТРЕНЕРА  ДОЛЖНА  СТАТЬ  ВАШИМ  ОЩУЩЕНИЕМ». Это очень важно и в этом суть метода. Важно знать, что ощущения, которые вами вызываются во время занятий (тяжесть, тепло и др.) не являются кажущимися, а представляют сложный психофизиологический процесс в организме.

        Помните, что  психогимнастика требует серьезного  отношения к упражнениям, только  в этом случае формируется  «рефлексия покоя». Немаловажно  обратить внимание и на то, что расслабление – исходная позиция к концентрации. Оно должно давать максимальное количество степеней свобод к желаемому действию.     

        Примечание: Тренер спрашивает членов группы, все ли понятно, какие  моменты требуют разъяснений. Он предлагает всем принять участие в освоении практического упражнения.                 


 

Упражнение № 3 Психогимнастика «Отдых»

Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний