Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлена цель выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия убеждения и внушения. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: дать определение понятиям психологического влияния и воздействия, ввести такие понятия, как конструктивность психологического влияния и его корректность, дать классификацию методам психологического влияния, подробно рассмотреть методы психологического влияния убеждение и внушение, дать сравнительную характеристику методов психологического влияния на личность убеждения и внушения.

Содержание

1. Введение
2. Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации
2.1 Понятие психологического влияния
2.2 Классификация методов психологического влияния на личность
2.3 Метод убеждения
2.3.1 Анализ определений понятия убеждения в психологии
2.3.2 Виды убеждения
2.4 Метод внушения
2.4.1 Общая характеристика понятия внушения
2.4.2 Виды внушения
2.4.3 Приёмы внушения
2.5 Сравнительная характеристика убеждения и внушения, как методов психологического влияния
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)
 

2.3 Метод убеждения

2.3.1 Анализ определений понятия убеждения в психологии

Понятию убеждение  в социальной психологии дают следующие  определения:

1.Убеждение - это система мировоззренческих  знаний человека, прошедших через  его ум, чувство и волю.

2. Убеждение  - это совокупность разносторонних  влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств.

3. Убеждение  - это побуждение человека к  определенной деятельности. Убеждать - это значит побуждать людей  словом, делом, своим примером  и целенаправленном организацией  социальной сферы.

4.Убеждение - личностное образование, представляющее  отношение человека к действительности  и характеризующееся единством  когнитивного и потребностно-личностного  компонентов. Качества убеждения  зависят от способа усвоения  определённых знаний, мнений оценок.

5.Убеждение - это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством  сообщения, разъяснения и доказательства  важности того или иного положения,  взгляда, поступка либо их недопустимости  с целью заставить слушающего  изменить существующие взгляды,  установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего.

Убеждение - основной, наиболее универсальный метод руководства  и воспитания. Механизм убеждения  основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении  к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или  действовать в соответствии с  ней.

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками.

В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать  в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.

2.3.2 Виды убеждения

По мнению Майерса, существует два способа убеждения  прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее  место, когда заинтересованная аудитория  сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах.

Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее  место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора.

Прямой способ убеждения имеет место, когда  люди от природы склонны анализировать  происходящее или заинтересованы в  предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться по средством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение.

Вся процедура  убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование - это сообщение, во имя чего личность должна действовать. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

D = f (vp)

по которой  решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности поли (У) и вероятности ее реализации (р) '. Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения' приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента).

В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий.

Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;

б) нововведения, связанные с социальными аспектами  производства.

Первая группа нововведений - это, например, совершенствование  какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника.

В последнее  время на многих предприятиях появилась  проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что  это техническое устройство значительно  облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкиваются тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждут такого нововведения, это связано с боязнью нового, ригидностью. Важно информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала.

Информирование  о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает  стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15%.

Речь идет об информации как об успехах, так и  о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту. Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение. Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания.

Информирование  о результатах деятельности будет  действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев [14]. Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года . В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии.

Следующий вид  убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование - это разъяснение. Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее.

Инструктивное разъяснение - это схематическое  раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия.

Повествующее  разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам. Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов.

Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с  полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам. Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения.

Рассуждающее  разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого. При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное.

Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и  в устном выступлении руководителя перед аудиторией. В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими. Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении.

Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса.

Сама процедура обычно называется демонстрацией. Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у работников соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Оценка труда  подчинённых очень сильно сказывается  на мотивации их трудовой активности, если эта оценка воспринимается ими, как реальная, истинная, то она выполняет  свою побуждающую функцию, если же она  воспринимается, как заниженная, надуманная, не реальная, то и побуждения нет. Подчинённым нужны факты, доказывающие истинность оценки. Не менее важная роль в доказательстве принадлежит личным качествам руководителя. Успех доказательства зависит от его чувства такта, от умения ладить с людьми. Доказывая что-либо, мы тем самым опровергаем идею нашего собеседника, а значит для опровержения слово, дело и личность руководителя также свойственны, как и для доказательства.

Опровержение - критика устоявшихся взглядов и  стереотипов поведения людей, с  разрушением и формированием его установок. Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.

Существуют специфические  социально-психологические правила:

1.При опровержении  доводов оппонента следует обращаться  к его чувству собственного  достоинства. Чувство собственного достоинства (ЧСД) равно отношению величины успеха данного лица (У) к его притязаниям (П).

ЧСД=У/П

Чем выше успех  и чем меньше притязания, тем выше ЧСД. Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих. Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению.

Информация о работе Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации