Акселерация. Причины возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

По данным сравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенные исторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается от предыдущего более высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. На ускоренное развитие людей по указанным параметрам ученые обратили внимание в конце XIX — начале XX столетия. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение).

Содержание

Введение
1. Акселерация
2. Сущность процесса акселерации
2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах
2.2 Акселерация подростков
2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
3. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации
4. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в
будущем
5. Причины возникновения акселерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Акселерация.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Как явление эволюционного  характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что  же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился  к новым условиям, созданным ускоренным развитием.

На этом последствия акселерации, не исчерпываются.

С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных  органах и системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью  грудной клетки, очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями  мышц сердца, чаще, чем подростки  со средним физическим развитием. У  быстро развивающихся подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед  этим у акселератов наблюдается  повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у девочек и на 2 года позднее у мальчиков.

У подростков очень часто  развиваются различные поражения  сердечной мышцы (миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в период акселерации  и попадании в организм микроорганизмов  при ангинах, заболеваниях дыхательных  путей и прочих инфекциях. [7]

В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в  среде подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление  позвоночника. []

Вследствие акселерации  изменилось количество и течение  различных заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний. Особое место занимают различные  формы ревматизма – особенно у  акселератов в момент наибольшего  увеличения веса тела.

Значительное число заболеваний  вызывается большим весом, избыточным питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). При этом наибольшую склонность к  диабету имеют акселераты, которые  значительно тяжелее переносят  простудные, желудочно-кишечные, аллергические  заболевания.

На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое строение организма подростка.

Однако есть и положительные  последствия акселерации, хотя их и  значительно меньше. Так акселерация  способствует предупреждению некоторых  болезней, т.к. быстро развивающийся  организм более успешно борется  с ними. Меняется характер и течение  некоторых заболеваний: заболевания  эти реже приводят к смерти, хотя протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в хронические.

Усиленное развитие организма  подростков, т.е. акселерация приводит к временному ослаблению к снижению иммунитета. Это обусловлено рядом  физиологических изменений в  организме подростка, изменением строения в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др. системах.

 

3. Способы борьбы  с негативными последствиями  акселерации

 

Организация правильного  питания, что характеризуется включением в рацион необходимого для организма  количества белков, жиров и углеводов  в зависимости от состояния организма, возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого.

Самой полезной считается  пища низкой калорийности, но оптимального состава, в которой имеется все, необходимое организму: количество белков, жиров и углеводов, разнообразная. Ритмичность – еще один показатель правильности питания. Это включает в себя количество приемов питания  в один день и их регулярность. [6]

Организация занятий физкультурой и спортом усиливает сопротивляемость человеческого организма к различным  заболеваниям и является хорошим  способом тренировок различных отдельных  органов и целых систем, что  кроме всего прочего влияет и  на их долголетие.

Физические упражнения, при  которых участвуют все группы мышц, считаются наиболее важными.

Подростки в период акселерации  более сильно нуждаются в хорошем  воздухообмене и освещении.

Акселерация, включает в  себя не только чисто физические изменения  в организме подростка, но и не менее заметное, т.н. интеллектуальную акселерацию. Она в первую очередь  отражается на нервно-психическом состоянии  подростка, развивает его качества личности. Молодой подросток способен очень рано воспринимать и полнее усваивать информацию.

 

4. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем

 

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в  целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или  иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

По прогнозам физиологов и врачей, средний рост человека в будущем столетии будет составлять 175-180 см, потому что, как правило, большинство  современных акселератов перестает  расти по достижению этого роста. В связи с этим повышается и средний вес человека на 8-10 кг. В дальнейшем различие между ростом мужчины и женщины несколько сгладится. Темпы акселерации женщин сегодня выше, следовательно, не исключено, что средний рост женщин в будущем столетии будет равен росту мужчин и даже превзойдет его.

В половом развитии разрыв между созреванием мальчиков  и девочек в настоящее время  составляет 1,5 года, а в будущем, возможно, еще сократиться до 1 года или  еще менее. Это создаст условия  для более быстрого формирования личности, ранее усвоения знаний, произойдет полный пересмотр системы образования  и воспитания молодежи.

 

5. Причины возникновения акселерации 

 

Однозначной причины акселерации  антропологи назвать не могут.

Для объяснения процесса акселерации  в настоящее время предложен  ряд теорий (Ю. П. Лисицын, 1973):

• Физико-химические:

1) гелио-генная (влияние солнечной  радиации); Астрофизики обратили  внимание, что солнце заметно  активизировалось в конце ХХ  века: вспышки на Солнце стали  интенсивнее, магнитные бури на  Земле — чаще.

2) радиоволновая, магнитная  (влияние магнитного поля);

3) космической радиации;

4) повышенной концентрации  углекислого газа, вызванной ростом  производства. Также разрушающийся  озоновый слой — известно, что  именно озон защищает нашу  планету от чрезмерных доз  ультрафиолета. Экологическая - радиоактивное  загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к  ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями  и животными, к ослаблению генофонда;  уменьшение количества кислорода  в атмосфере, что влечет за  собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма.  [7]

 

• Теории отдельных факторов условий жизни:

1) алиментарная;

2) нутритивная; 

3) повышенной информации.

• Генетические:

1) циклических биологических  изменений; 

2) гетерозиса (смешения популяций). Имеется в виду, что во всем  мире, резко возросло число межнациональных  браков или браков между людьми, родившимися на далеко расположенных  друг от друга территориях.  В ХIХ веке население Москвы  пополнялось выходцами из ближних  губерний. Сейчас мигранты прибывают  туда с территорий, находящихся  за тысячи километров от столицы.  А в структуре смешанных браков  почти четверть составляют русско-украинские.

• Теории комплекса факторов условий жизни:

    1. урбанического влияния;
    2. комплекса социально-биологических факторов.

Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического  развития.

Городские жители стали больше употреблять белков, а главное  — они имеют возможность разнообразить  свое питание. Изменение и улучшение  питания приводит к росту

          О причинах возникновения акселерации существует также ряд гипотез. Одни из них объясняют феномен стимулирующим влиянием электромагнитных волн, возникающих при работе многочисленных телевизионных, радиовещательных и радиолокационных станций, а также изменением уровня радиации вследствие работы рентгеновских установок и атомных испытаний. Другие связывают акселерацию с изменением бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни. [6]

Так, Тэннер основной причиной феномена считает количественное и  качественное улучшение питания  детей. И. А. Аршавский, отмечая, что  до сих пор феномен акселерации  изучался лишь посредством регистрационных  методик морфологических наук, в  то время как для истинного  понимания необходимо сделать его  предметом физиологического анализа, считает, что акселерация следствие  изнеживающего влияния возросшего комфорта, ограничивающего двигательную активность. В то время как Нольд  объясняет акселерацию изолированным  воздействием возрастания гетерозиготности, В. В. Бунак высказывает концепцию  сочетанного, но неравнозначного влияния  совокупности причин: «Существенный  фактор усиления роста — увеличение гетерозиготности, возникающее вследствие учащения брачных связей между ранее  изолированными группами населения. Интенсификация роста и ускорение полового созревания возрастает под воздействием нейрогенного фактора — усиления гонадотропных  гормонов и андрогенов, стимулируемых  нейро-гуморами гипоталамической области. Нутритивный и гигиенический  факторы составляют условия (но не причину) эпохальных сдвигов физического  развития».

Сопоставляя существующие гипотезы, необходимо согласиться с тем, что причиной акселерации является, очевидно, комплексное влияние ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Феномен акселерации многократно  освещался в литературе. Тем не менее, его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена.

Более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в  целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или  иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Анализ материалов последних  антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего изменения человека, а представляет лишь фазу в его развитии. Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение. По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
  2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.
  4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  5. В мире подростка. / Под редакцией Бодалева. – Москва: Медицина, 1980. – С.16.
  6. Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988. – С. 8.
  7. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная и школьная гигиена. – Москва: Просвещение,1990. – С.11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Акселерация. Причины возникновения