Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:50, реферат
Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов "клиента", "заказчика", например руководителя организации, в которой работает психолог).
1. Психологические механизмы  адаптации человека к деятельности  в организации
2. Профессиональная пригодность  и пути адаптации человека  к требованиям профессии
3. Кризисы профессионального  становления
4. Проблема стиля деятельности  и структурирование ее пространства
5. Уровни психологической  поддержки субъекта труда
 Список используемой литературы
 Стиль жизни как 
глобальное психологическое 
 В отечественной 
психологии можно выделить три 
разных подхода к данной 
1) концептуальный — изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;
 2) интегральный, в котором 
понятие стиля жизни (и 
 3) эмпирический — 
исследование и описание 
 В целом стили 
жизни можно определить как 
"психологические механизмы 
 Вторым крупным 
направлением можно считать 
 Третье направление 
когнитивные стили (КС) (иначе — когнитивные 
контроли) — зарождается в подходе New Look 
в начале 1950-х гг., когда объектом исследования 
психологов становятся именно индивидуальные 
различия в протекании перцептивных и 
когнитивных процессов. Представители 
когнитивного направления неофрейдизма 
изучали структурные образования психики 
человека, опосредующие внутренние (мотивационные) 
и внешние воздействия. В работах "Ми-ненгерской 
группы" когнитивные стили (сглаживание/подчеркивание 
различий, диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость 
познавательного контроля, узость/широта 
сканирования, толерантность к нереальному 
опыту, импульсивность/рефлексивность) 
понимаются как индивидуальные формы 
познавательных процессов, обеспечивающие 
их адекватность и направленность на согласование 
потребностей индивида и среды. Другим 
важным основанием когнитивностилевых 
исследований выступают работы Г. Уиткина, 
обогатившего гештальтистские представления 
о поле и полевом поведении изучением 
его индивидуальных различий (полезависимость/
 Индивидуальные стили 
деятельности — четвертое 
 Е. А. Климов, первым 
начавший исследование этой 
 "Предтеча" этой 
научной концепции В. С. 
1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;
 2) изменение интенсивности 
и частоты проявления 
3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами — формирование интегральной индивидуальности
 Сделавший значительный 
вклад в этой области Е. П. 
Ильин1 настаивал, что уже 
 Понятие "индивидуального 
стиля деятельности" образуется 
пересечением понятий "субъект"
 Ильин Евгений Павлович 
— доктор психологических наук, 
профессор. Специалист в 
 "метаиндивидуальность" 
включает понятия "
 Более того, активная 
специфическая организация — ст
Компоненты деятельности распределяются в пространстве деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:
1) устойчивость комбинаций компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);
2) их устойчивое расположение в разных частях пространства деятельности;
 3) комбинации компонентов 
характеризуются синергетикой 
 4) переход субъектов 
к другим режимам деятельности, 
к другим стиля возможен, но 
— поэтапно, опосредованно внутренними 
отношениями подструктур — 
Все вместе дает основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность
 Мы прежде всего 
рассматриваем стили как 
Совместная трудовая деятельность, как специфическое пространство жизненной активности людей, имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим, пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и "распределение" его "частей" между взаимодействующими субъектами
 Итак, в широком 
смысле стиль как стиль жизни 
есть постоянное, довольно устойчивое, 
универсальное, "сквозное", целостное 
специфическое психическое 
Стиль субъекта является одновременно причиной и следствием его психического развития.
 Анализ проблемы 
стиля позволяет выделить его 
общую иерархическую 
 Сходную классификацию 
стилей мы получим, взяв за 
основу характеристики 
 1. "Адаптации" (организации 
психической деятельности в 
 2. "Деятельности" (строятся 
с учетом объективного 
 3. "Взаимодействия" 
— системы сопряжения 
 4. "Отношения" — 
системы сопряжения 
Проблема стилей должна рассматриваться в единстве всех стилевых проявлений — когнитивных, эмоциональных, психомоторных, индивидуального стиля деятельности, поведения, стиля жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.
Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и многое другое), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений
СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС).
 Отношения между 
разными стилями можно 
СЖ f, s, t [(КС, ЭС, ПМС), СПД, СП|,
 где КС — когнитивный 
стиль, ЭС — эмоциональный, 
ПМС — психомоторный, СПД — 
индивидуальный стиль 
Вероятно, СП — не только возможное и необходимое рабочее понятие, но и реальное психологическое явление. Мы видим достаточно четкие критерии разведения двух близких понятий — стиля поведения и стиля жизни.
 1. СЖ — совокупность 
всех жизненных процессов ("
 2. СЖ — совокупность 
всех времен бытия человека (прошлое 
— настоящее — будущее); СП 
— только настоящее время ("
Информация о работе Адаптация человека к профессиональной деятельности