Адаптация человека к профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов "клиента", "заказчика", например руководителя организации, в которой работает психолог).

Содержание

1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
3. Кризисы профессионального становления
4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
5. Уровни психологической поддержки субъекта труда
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация человека к профессиональной деятельности.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

 Стиль жизни как  глобальное психологическое явление  широко обсуждался в философской,  социологической, социально-психологической литературе. Концепция жизненного пути личности разрабатывалась с 1930-х гг. Ш. Бюлер, М. Вебером, Т. Верденом, П. Жане, В. Уорнером, С. Л. Рубинштейном и др. Исследователи связывали стили жизни людей с их принадлежностью к тому или иному классу, социальному слою, с их вовлеченностью в ту или иную трудовую деятельность. Они формировали у людей определенную манеру одеваться, общаться, способы проведения досуга и т. п.

 

 В отечественной  психологии можно выделить три  разных подхода к данной проблеме:

 

1) концептуальный — изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;

 

2) интегральный, в котором  понятие стиля жизни (и близкие  ему по содержанию феномены  — поведение, активность, отношения,  саморегуляция) определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование;

 

3) эмпирический —  исследование и описание разных  моделей, вариантов, стратегий  поведения, отношений, которые  могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере, например в общении.

 

 В целом стили  жизни можно определить как  "психологические механизмы социальной  жизнедеятельности"; как "соединение  индивидуальности с условиями  жизни", "неповторимость способа жизни, ее организации"; коммуникативные стили — как "устойчивые индивидуально своеобразные приемы и способы передачи и получения информации в процессе общения".

 

 Вторым крупным  направлением можно считать стили  руководства и лидерства, последовательное изучение которых началось в 1939 г. работой К. Левина (это направление часто и обстоятельно обсуждается в учебных пособиях по организационной психологии, психологии управления, психологии менеджмента и др.).

 

 Третье направление  когнитивные стили (КС) (иначе — когнитивные контроли) — зарождается в подходе New Look в начале 1950-х гг., когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов. Представители когнитивного направления неофрейдизма изучали структурные образования психики человека, опосредующие внутренние (мотивационные) и внешние воздействия. В работах "Ми-ненгерской группы" когнитивные стили (сглаживание/подчеркивание различий, диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контроля, узость/широта сканирования, толерантность к нереальному опыту, импульсивность/рефлексивность) понимаются как индивидуальные формы познавательных процессов, обеспечивающие их адекватность и направленность на согласование потребностей индивида и среды. Другим важным основанием когнитивностилевых исследований выступают работы Г. Уиткина, обогатившего гештальтистские представления о поле и полевом поведении изучением его индивидуальных различий (полезависимость/полезнезависимость). Когнитивные стили, отражающие связи в различных психологических проявлениях (восприятии, памяти, мышлении, поведении, деятельности, общении), определяются как "устойчивые и постоянные индивидуальные различия в когнитивной организации", "предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения", "профиль умственных способностей", "система контитивных механизмов, опосредствующих намерения личности и требовання объективной ситуации", "промежуточное звено или проекцию личности на познавательную сферу".

 

 Индивидуальные стили  деятельности — четвертое направление,  разработанное отечественными психологами  Е. А. Климовым, В. С. Мерлиным, Е. П. Ильиным, Б. А. Вяткиным, М. Р. Щукиным, Л. Я. Дорфманом  и др. [34, 62, 64, 72, 92, 123, 127]. Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к определению стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации.

 

 Е. А. Климов, первым  начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как устойчивую систему способов (деятельности); или в широком смысле слова — как "индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" В серии его исследований диагносцировались отдельные психофизиологические особенности человека.

 

"Предтеча" этой  научной концепции В. С. Мерлин  выделял три уровня в формировании  ИСД:

 

 1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;

 

2) изменение интенсивности  и частоты проявления индивидуальных  свойств человека по мере развития;

 

3) возникновение новых  связей между индивидуальными  свойствами — формирование интегральной индивидуальности

 

 Сделавший значительный  вклад в этой области Е. П.  Ильин1 настаивал, что уже изначально  ИСД формируется под влиянием  не отдельных свойств человека, а целостного "типологического  симптомокомплекса" — врожденных  комбинаций свойств высшей нервной деятельности

 

 Понятие "индивидуального  стиля деятельности" образуется  пересечением понятий "субъект"  и "деятельность"; понятие

 

 Ильин Евгений Павлович  — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области  психологии и психофизиологии профессиональной деятельности.

 

"метаиндивидуальность" включает понятия "интегральная  индивидуальность" и "контактная  социальная группа", или "социальное  окружение" Таким образом, более  детальный анализ неизменно обнаруживает  в объектах психологии новые качества, аспекты, интегральные эффекты, порождаемые взаимодействием ранее изученных явлений. Подобное движение "от абстрактного к конкретному" используем и мы. Для описания концепции СПД помимо категории "субъект" и "деятельность" нами привлекается и более широкое понятие "среда" (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты).

 

 Более того, активная  специфическая организация — структурирование деятельности субъектов — не ограничивается образованием определенных симптомокомплексов их психологических особенностей и "интегральной индивидуальности" в целом, равно как и систем приемов и способов деятельности.— стилей. В пространстве совместной деятельности появляется явная неравномерность и даже антагонизм распределения ее "единиц" — действий и операций, а также неравномерность распределения активности самих субъектов.

 

 Компоненты деятельности  распределяются в пространстве  деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:

 

1) устойчивость комбинаций  компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);

 

2) их устойчивое расположение  в разных частях пространства деятельности;

 

3) комбинации компонентов  характеризуются синергетикой одних  из них и антагонизмом других, устойчивостью их положительных  и отрицательных интеркорреляций  (нечто, похожее на консонансы  и диссонансы отношений звуков  разной высоты);

 

4) переход субъектов  к другим режимам деятельности, к другим стиля возможен, но  — поэтапно, опосредованно внутренними  отношениями подструктур — корреляционных "плеяд" (нечто, похожее на  законы обращения аккордов музыкального  строя).

 

 Все вместе дает  основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность

 

 Мы прежде всего  рассматриваем стили как психологические  системы отдельного субъекта (его  когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стили деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Так, например, представитель социономических профессий рассматривается не как отдельный субъект — носитель определенного индивидуального стиля деятельности, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц". При таком понимании проблемы многие из прежних представлений о стиле кардинально изменяются.

 

 Совместная трудовая  деятельность, как специфическое  пространство жизненной активности людей, имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим, пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и "распределение" его "частей" между взаимодействующими субъектами

 

 

 Итак, в широком  смысле стиль как стиль жизни  есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, "сквозное", целостное  специфическое психическое образование,  включающее сознательные и бессознательные  механизмы пассивной и активной, преобразующей адаптации человека к среде, охватывающее все сферы его жизнедеятельности. Стиль своеобразно проявляется в зависимости от организаций внутренней среды ("интегральная индивидуальность") и внешней (организация компонентов деятельности, взаимодействие субъектов, условий труда и др.), допускает возможность развития отдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграцию психической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой

 

 Стиль субъекта  является одновременно причиной и следствием его психического развития.

 

 Анализ проблемы  стиля позволяет выделить его  общую иерархическую структурно-функциональную  организацию: субъективно удобные  условия деятельности (СУУД) — структура  — тип организации деятельности (ТОД). Адаптация субъекта к деятельности начинается с учета ее неспецифических факторов (режим работы, предпочитаемые партнеры и другие СУУД) и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, "техническими" действиями (структурой), а наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени, ТОД. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, "стиль принятия решений", "стиль общения" и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена.

 

 Сходную классификацию  стилей мы получим, взяв за  основу характеристики человека  В. А. Ганзеном индивид - субъект  - личность - индивидуальность. Таким образом, в исходном многообразии можно различать четыре основные группы стилей.

 

1. "Адаптации" (организации  психической деятельности в определенной  сфере ее проявления — когнитивной,  эмоциональной, моторной, алиментарной) — локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер.

 

2. "Деятельности" (строятся  с учетом объективного строения  среды) — системы сопряжения  индивидуальности с трудовыми,  профессиональными, технологическими  системами. К ним относятся  традиционно изучаемые "индивидуальные стили деятельности". Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы.

 

3. "Взаимодействия" — системы сопряжения индивидуальности  субъекта с социальными структурами,  процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.).

 

4. "Отношения" —  системы сопряжения индивидуальности  с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др.

 

 Проблема стилей  должна рассматриваться в единстве всех стилевых проявлений — когнитивных, эмоциональных, психомоторных, индивидуального стиля деятельности, поведения, стиля жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.

 

 Стиль жизни можно  рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и многое другое), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений

 

 СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС).

 

 Отношения между  разными стилями можно выразить  формулой:

 

 СЖ f, s, t [(КС, ЭС, ПМС), СПД,  СП|,

 

 где КС — когнитивный  стиль, ЭС — эмоциональный,  ПМС — психомоторный, СПД —  индивидуальный стиль деятельности, СП и СЖ — стили поведения  и стили жизни, s — условия среды, t — время, f — функция.

 

 Вероятно, СП —  не только возможное и необходимое рабочее понятие, но и реальное психологическое явление. Мы видим достаточно четкие критерии разведения двух близких понятий — стиля поведения и стиля жизни.

 

1. СЖ — совокупность  всех жизненных процессов ("мыслю,  чувствую, поступаю" — М. М. Бахтин); СП — доминирование одного ("поступаю").

 

2. СЖ — совокупность  всех времен бытия человека (прошлое  — настоящее — будущее); СП  — только настоящее время ("здесь  и теперь").

Информация о работе Адаптация человека к профессиональной деятельности