Адаптация человека к профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов "клиента", "заказчика", например руководителя организации, в которой работает психолог).

Содержание

1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
3. Кризисы профессионального становления
4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
5. Уровни психологической поддержки субъекта труда
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация человека к профессиональной деятельности.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

 Конкретными психологическими  детерминантами являются:

 

1) неосознаваемые и  осознаваемые неудачные мотивы выбора (соответствующие реальности либо имеющие негативную направленность);

 

2) пусковым механизмом  часто становятся деструкции  ожидания на стадии вхождения  в самостоятельную профессиональную  жизнь (первые же неудачи побуждают  искать "кардинальные" методы работы);

 

3) образование стереотипов  профессионального поведения (с  одной стороны, они придают  работе стабильность, но с другой  — мешают адекватно действовать  в нестандартных ситуациях);

 

4) разные формы психологических  защит (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);

 

5) эмоциональная напряженность,  часто повторяющиеся отрицательные  эмоциональные состояния (синдром  "эмоционального выгорания");

 

6) на стадии профессионализации (особенно для социономических  профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

 

7) снижение уровня  интеллекта с ростом стажа  работы (часто вызвано особенностями  нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными);

 

8) индивидуальный "предел" развития работника (зависящий  от изначального уровня образования,  от психологической насыщенности  труда; неудовлетворенности трудом  и профессией);

 

9) акцентуации характера;

 

10) старение работника  (социально-психологическое, нравственно-этическое,  профессиональное старение).

 

 Различаются уровни  профессиональных: деструкции

 

1. Общепрофессиональные  деструкции, типичные для работников  данной профессии. Например, для врачей — синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов — синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей — синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

 

2. Специальные профессиональные  деструкции, возникающие в процессе  специализации. Например, в юридических  и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов — стремление ставить "угрожающие диагнозы"; у хирургов — цинизм; у медсестер — черствость и равнодушие.

 

3. Профессионально-типологические  деструкции, обусловленные наложением  индивидуально-психологических особенностей  личности на психологическую  структуру профессиональной деятельности, приводящие: к деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностной ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); к деформациям, развивающимся на основе каких-либо способностей — организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); к деформации, обусловленной чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция"^ доминантность, индифферентность). 4. Индивидуальные деформации, появляющиеся из-за таких особенностей характера работников, которые связаны с возникновением сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность —"профессиональный кретинизм")

 

 Исследователь также обращает  внимание на недостаточную изученность  проблемы профессиональных деструкции  психолога, предполагая их вероятное  сходство с примерами профессиональных  деструкции педагога

 

 ♦ Агрессия педагогическая  — возможные причины: индивидуальные  особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность,  т. е. нетерпимость, вызванная  любыми, в том числе мелкими,  отклонениями от привычных правил  поведения.

 

 ♦ Авторитарность — причины:  защита-рационализация, завышенная  самооценка, властность, схематизация  типов учащихся.

 

 ♦ Демонстративность — причины:  защита-идентификация, завышенная  самооценка, эгоцентризм.

 

 ♦ Дидактичностъ: стереотипы  мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

 

 ♦ Догматизм педагогический: стереотипы мышления, возрастная  интеллектуальная инерционность.

 

 ♦ Доминантность:  неконгруэнтность эмпатии, т.  е неадекватность, несоответствие  ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

 

 ♦ Индифферентность  педагогическая: защита-отчуждение, синдром  "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

 

 ♦ Консерватизм  педагогический: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные  барьеры, хроническая перегрузка  педагогической деятельностью.

 

 ♦ Ролевой экспансионизм:  стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

 

 ♦ Социальное лицемерие:  защита-проекция, стереотипизация морального  поведения, возрастная идеализация  жизненного опыта, социальные экспектации, т. е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации.

 

 ♦ Поведенческий  трансфер: защита-проекция эмпатических  тенденций присоединения, т. е.  проявление реакций, свойственных  воспитанникам, — использование  выражений и манер поведения.

 

 Завершая анализ  проблемы, Э. Ф. Зеер обозначает  и возможные пути профессиональной  реабилитации:

 

1) повышение социально-психологической  компетентности и ауто-комиетентности;

 

2) диагностика профессиональных  деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

 

3) прохождение тренингов  личностного и профессионального  роста;

 

4) анализ профессиональной  биографии и разработка альтернативных  сценариев дальнейшего личностного  и профессионального роста;

 

5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

 

6) овладение приемами  саморегуляции эмоционально-волевой  сферы и самокоррекции профессиональных  деформаций;

 

7) систематическое повышение  квалификации, периодически переход  на новую квалификационную категорию  или должность

 

 

4. Проблема стиля деятельности  и структурирование ее пространства

 

 

 Социальная организация  деятельности людей как общественно  полезного труда требует рассмотрения  их индивидуальных стилей деятельности (ИСД) как стилей профессиональной  деятельности (СПД)

 

 т. е. стилей отдельных  субъектов, интегрированных в  совместной профессиональной деятельности  с ее основными характеристиками  — общностью операционального  состава, мотивационно-смысло-вого  поля, межличностного пространства. Интеграция ИСД отдельных субъектов в совместной деятельности также предполагает согласованность и сопряженность их активности со всеми социально-психологическими феноменами коллективного труда

 

 Таким образом,  проблема стиля — это не  только и не столько вопрос  индивидуальной деятельности отдельных людей. Это вопрос наиболее эффективной интеграции их активности в совместной деятельности, вопрос оптимального согласования индивидуальностей партнеров, оптимального и синергетического согласования личностных и профессиональных потенциалов.

 

 Такой подход к  проблеме стиля предполагает  учет наиболее существенных условий  совместной профессиональной деятельности, социально-групповых процессов и  индивидуально-психологических особенностей  субъектов, закономерностей становления  человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Прежде всего это — требование учета специфики деятельности на разных рабочих местах, ее зависимости от позиции служащего в служебной иерархии, особенностей его взаимодействий с сослуживцами (самооценок, оценок ПВК партнеров, сработанности, совместимости и др.), особенностей жизненного пути личности.

 

 Анализ проблемы  СПД субъектов по "срезам" —  дифференцированно по разным  иерархическим позициям отчасти  отражает общую динамику СПД,  так как в целом субъекты со временем продвигаются по служебной лестнице ("вертикальная карьера"), даже если это рассматривается лишь как "горизонтальная карьера" (развитие профессионализма, повышение авторитета как эксперта и социального статуса в коллективе и т. д.). Другой важный аспект динамики СПД — анализ стиля жизни отдельных людей в контексте их жизнедеятельности

 

 Первый аспект динамики  СПД отражает совокупность сложных  взаимодействий индивидуальности  субъекта, условий его труда на  конкретном рабочем месте и  организации. Эти системы обстоятельно рассматриваются в таких научных дисциплинах, как эргономика, инженерная психология, организационная психология, социология труда и др. Второй аспект предполагает анализ проблемы стиля в совокупности социальных, психологических и биологических факторов развития человека как личности, как субъекта, как профессионала, обстоятельно рассматриваемых в других научных дисциплинах — психологии личности, психологии развития, акмеологии

 

 Таким образом,  в проблеме СПД явно выделяются  два взаимосвязанных аспекта, которые являются предметами исследования разных научных дисциплин. Вертикальная составляющая динамики СПД предопределяет успешность адаптации субъекта к условиям его предметной, трудовой деятельности (ее эффективности, результативности, удовлетворенности результатами, энергозатратам на ее выполнение и др.), а также совокупности социально-психологических феноменов совместной деятельности (социально-групповые эффекты, согласование индивидуальностей партнеров и др.). Горизонтальная составляющая динамики СПД предполагает изучение качества интеграции субъектом его биологических, психологических и социальных факторов своей жизни (периодизация, кризисы, самоактуализация и др.) и успешности становления человека в качестве активного субъекта своей жизнедеятельности.

 

 Проблема СПД предполагает  изучение человека как активного  субъекта в пространстве множества  различных по своей природе  детерминант его развития, деятельности  и поведения. Для начала рассмотрим  разные проявления феномена "стиль".

 

 К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Понимание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности. Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 1940-1950 гг., можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, которые изложены в капитальных трудах и многочисленных публикациях.

 

 Хронологически первым  направлением можно считать стили  жизни (поведения, активности, саморегуляции). Понятие стиля в психологию  введено в начале XX в. А. Адлером  для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. А. Адлер отождествлял понятия стиль жизни, характер, личность.

 

 Понимание стиля  как личностных диспозиций со  временем уточняется и дифференцируется. Г. Олпорт выделяет в стиле индивидуальные различия в экспрессии, в выразительной манере поведения, которые отражают отношение личности к объектам и субъектам, и "инструментальные", операциональные по своей природе черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Позднее, уже более четко и последовательно, Р. Стагнер разграничивает "перцептивные стили" — схемы перцептивных актов, и "реактивные стили" — типы соматического выражения эмоциональных переживаний человека.

 

 Очевидная спонтанность  становления некоторых стилевых  проявлений указывает на их  вероятную генетическую детерминированность  и сближает с современными  концепциями темперамента, который  можно рассматривать как поведенческий  стиль, формирующийся с учетом влияния окружения и обусловливающий относительно устойчивые стратегии поведения в определенных классах ситуаций. Например, В. М. Русалов в темпераменте различает структурный (формально-динамический) и функциональный (формально-программный) аспекты, рассматривая индивидуально-биологические особенности человека как основание некоторых врожденных поведенческих программ

Информация о работе Адаптация человека к профессиональной деятельности