Агрессия старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Объектом нашего исследования выступают особенности поведения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является - проявление агрессивных действий у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации по коррекции агрессивного поведения окажут помощь педагогам, работающих с детьми.
Цель нашего исследования заключается в выявлении проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1. Изучение агрессии дошкольников
Понятие агрессии
Виды агрессии
Теории агрессии
Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Исследование агрессии старшего дошкольника

2.1. Методика исследования агрессии старшего дошкольника

2.2. Карты наблюдения

2.3. Результаты исследований

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

     Дети  дошкольного возраста легко вовлекают  в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес [6].

 

      Глава 2. Исследование агрессии старшего дошкольника 

     2.1. Методика исследования агрессии  старшего дошкольника «Несуществующее  животное» 

     Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

     Проведение  тестирования. Лист бумаги кладется перед  обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у  вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

     Если  обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

     Когда обследуемый кончает рисовать, его  просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

     Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

     Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про  его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

     Если  в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

     • Чем оно питается?

     • Где живет?

     • Чем обычно занимается?

     • Что любит делать больше всего?

     • А чего больше всего не любит?

     • Оно живет одно или с кем-нибудь?

     • Есть у него друзья? Кто они?

     • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

     • Чего оно боится, или оно ничего не боится?

     • Какого оно размера?

     Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые  три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

     Беседа  о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный [4].

     АГРЕССИВНОСТЬ

     НИЗКИЙ  УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ

     Наиболее  полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.

     Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке  и незначительное повышение агрессивных  аксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут  служить рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии.

     Агрессивность совершенно отсутствует также в  описании образа жизни животного, которое  Полина назвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям. Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в шалаше вместе со своей семьей и детьми».

     В рисунке «самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная  символика вербальной агрессии: зубастый рот.

     В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия среди них отсутствует: «Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун. Очень большой притворщик – хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания». Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» – признак весьма низкого уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животное отрицательными признаками и даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремится уничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.

     ПОВЫШЕННАЯ  АГРЕССИВНОСТЬ

     Один  из наиболее распространенных признаков  повышенной агрессивности в рисунке  несуществующего животного –  это наличие острых выступов и  выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. Наиболее острые выросты, направленные вверх, – это руки. Как объяснил Артур, «у него руки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня – яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «в незаметку», был получен ответ: «Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур ответил: «Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чуть другого вида». Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые бы он попросил у волшебника, – это: «Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь, чтобы его очень трудно было убить»; «Чтобы он стал больше – видом, ростом».

     Столь яркое проявление агрессивных тенденций  в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социального контроля.

     Четырнадцатилетний  Володя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера, написав о  нем предельно короткий рассказ: «Это боксер. Он всех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура – Победа»),

     Подчеркнутая  прорисовка мускулатуры, кулаки и особо  широкие плечи говорят о высокой  значимости маскулинных (мужских) ценностей. В сочетании с основным занятием изображенного существа (бокс – агрессивный вид спорта) это позволяет подозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символика агрессии представлена в рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерские перчатки), нарисованные с сильным нажимом.

     Особая  лаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать самораскрытия. Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основанием для такого предположения служит то, что в рисунке Володя задал  социально приемлемую форму агрессивности. О ярко выраженной тенденции к контролю за внешними формами поведения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры (канаты ринга).

     Любые сомнения насчет истинного уровня агрессивности  Володи исчезают при взгляде на изображенное им злое и страшное животное.

     Поскольку в этом варианте теста сама инструкция дает легитимацию агрессивности, то есть делает ее дозволенной, на этот раз  соответствующая символика представлена в полной мере. Имеются два острых рога на голове и один на носу, длинные шипы на плечах и на колене, когти на ногах, зазубренный кинжал или меч в одной руке и булава с большими шипами – в другой. Все эти аксессуары подчеркнуты линией с сильным нажимом, частично зачернены.

     Рассказ о злом животном несколько более развернут, чем об обычном: «Этовиконгоригозавр. Он живет в горах. Он злой, всех побеждает. Живет одинокий. Питается людьми».

     Интересно, что за исключением агрессивной  символики виконгори-гозавр выглядит точно так же, как боксер. Зрителю  как бы говорят: «Таким я стараюсь выглядеть (боксер), а такой я на самом деле (викон-горигозавр)».

     СКЛОННОСТЬ  К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

     В рисунке несуществующего животного  склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного. Так, семнадцатилетняя Лена Ф. по стандартной инструкции изобразила животное под названием весельчак.

     О своем животном она написала следующее: «Веселое, доброе, симпатичное животное. Об этом говорит его имя. Живет в стране смеха. В этой стране нельзя грустить, плакать. Весельчак помогает всем веселиться, придумывает разные смешные игры, занятия, истории».

     В рисунке проявилась тревожность (штриховка, особо большие уши); возможны страхи (большие зачерненные глаза). В рассказе, как можно полагать, выражена установка самой девочки на то, чтобы не позволять себе грустить («в этой стране нельзя грустить»). Видимо, она, подобно своему персонажу, обычно старается отвлечь себя от свойственных ей отрицательных переживаний. Ни в рисунке, ни в рассказе не присутствует агрессивная тематика.

     В изображении злого и страшного  животного символика физической агрессии представлена очень умеренно: это когти, нарисованные с сильным нажимом. Однако в нем ярко выражена символика вербальной агрессии: огромный рот с подчеркнутыми (заштрихованными) зубами.

     Рассказ звучит следующим образом: «Страшила  живет в стране страха. Очень вредный, очень любит врать, сторонится всех, а по ночам в полнолуние любит всех пугать, это его любимое занятие». Утверждение о том, что «страшила» любит всех пугать, так же как и общий вид рисунка, говорит о склонности к вербальной агрессии.

     БОЯЗНЬ  АГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ

     Помимо  уровня собственной агрессивности  в рисунке несуществующего животного  проявляется отношение к возможной  агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В  качестве защиты может быть изображен панцирь, как в рисунке Маши Р., чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Примером может служить животное под названием дракон. У него две руки, шесть ног, на теле – колючки, «чтоб его никто не кусал», и многочисленные укусы, изображенные в виде кругов с точкой в центре.

Информация о работе Агрессия старших дошкольников