Агрессия старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Объектом нашего исследования выступают особенности поведения детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является - проявление агрессивных действий у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации по коррекции агрессивного поведения окажут помощь педагогам, работающих с детьми.
Цель нашего исследования заключается в выявлении проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1. Изучение агрессии дошкольников
Понятие агрессии
Виды агрессии
Теории агрессии
Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Исследование агрессии старшего дошкольника

2.1. Методика исследования агрессии старшего дошкольника

2.2. Карты наблюдения

2.3. Результаты исследований

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

агрессия.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
     
    1. Виды агрессии
 

     По  мнению Г. Паренса, любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы [7].

     Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

     Враждебная деструктивная агрессия – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

     Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса.

     Как известно, человек, осознающий свою агрессивность  как негативное качество, испытывает одиночество. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека.

     Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.

     Разделение  по направленности на объект. 

     Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

     Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

     Разделение  по причине появления.  

     Реактивная  агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). 

     Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

     Разделение  по целенаправленности.

     Инструментальная  агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

     Целевая (мотивационная) агрессия - выступает  как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

     Разделение  по открытости проявлений.  

     Прямая  агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. 

     Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно  не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

     Разделение по форме проявлений.

     Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо  говорит о наличии отрицательных  эмоций и возможности нанесения  морального и материального ущерба противнику.

     Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

     Физическая - прямое применение силы для нанесения  морального и физического ущерба противнику.

     В норме проявление агрессии не может  считаться поведенческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для  человека ситуации. Известно также, что  агрессивность усиливается в  критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка [13;14]. 

     
    1. Теории  агрессии
 

     Анализ  психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения и мотивационная, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разного направления: этологического, психоаналитического, бихевиористского, необихевиористского и гуманистического.

     Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась.

     З. Фрейд связывает агрессивность  с влечением смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.

     Проблемы  детской агрессивности наиболее последовательно развивала Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные действия. А. Фрейд выделяет стадии развития агрессивности, которые проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Она отмечает, что нормальное поведение, как ребенка, так и взрослого, обусловлено тем, что энергия танатоса (влечение к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Нормальное проявление агрессивности у ребенка связано с объектом любви (грудь матери для младенца, например). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребенка (потеря родителей, жизнь в интернате т.д.).

     Эти случаи объясняются А. Фрейд отсутствием  или частой сменой объектов любви. Она  отмечает, что там, «где любовные стремления ребенка не находят в анальносадистической фазе подходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию» [2].

     В работе «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни видит основы тревожности  не в сексуальных влечениях как  таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними. Причина агрессивности, по ее мнению, содержится в современном ей обществе, которое вызывает конкуренцию между людьми, а следовательно, и враждебность. Автор рассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства и несправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитную реакцию ребенка. Отмечается, что родители опираются на авторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно – в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т.д. [14].

     К. Лоренц соединил в своей теории два  элемента. Первый состоит в том, что  человеческая агрессивность является врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи. Согласно К. Лоренцу, Homo sapiens, как один из многих видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. Второй элемент (тезис о гидравлическом характере накопившейся энергии) помогает К. Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека. Он так же, как и сторонники психоанализа предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину. Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможность истощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии [13].

     Подводя итог анализа подходов, постулирующих  врожденный характер агрессивности  у человека, отметим, несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключается в том, что агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности и ослабить ее можно путем направления агрессивной энергии в социально приемлемые формы. В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория Дж. Доллрда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Основные положения заключаются в следующем: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда результат фрустрации. В данной теории выдвигается идея, основанная на необихевиористских концепциях о том, что движущей силой развития человеческой личности является фрустрация, которая всегда существует, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются препятствия. Они могут носить разный характер, выступая в виде физических, моральных, духовных фрустраций. Агрессия, как основной вид борьбы с фрустрацией, может проявляться в различной модальности: и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма; проявлений садизма и мазохизма; депрессии и гнева. Соответственно и фрустрационная теория не даст полного объяснения феномену агрессии.

     Х. Хекхаузен напротив, утверждает, что оба этих положения не подтверждаются практикой. Во-первых, не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации. Во-вторых, далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию необязательной, а вовсе лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. Как отмечает А.В. Александрова, агрессия не проявляется, если человек успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая величина уровня напряжения. Считая агрессия деструктивным и вредным последствием фрустрации А.В. Александрова склонна приписывать ей адаптивные функции [15].

     В. Франкл так же, как и К. Роджерс  не рассматривают агрессивность как формирующее личностное качество и ограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму. Психологи-неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер, склонный рассматривать ее как приобретенной личное качество.

     Пересмотру  подлежало и второе положение, выдвинутое Дж. Доллардом о том, что агрессия всегда является следствием фрустрации. Так Р. Берон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» рассматривают поведение наемного убийцы, убивающего людей, которых он раньше никогда не видел и, следовательно, которые не могли его фрустрировать [2].

     Согласно  теории социального научения, основателем  которой выступил американец А. Бандура, схему анализа агрессивного поведения  можно представить следующим  образом.

     Агрессия  приобретается посредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы), научения (непосредственный опыт, наблюдение).

     Агрессия  провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); инструкциями (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).

     Агрессия  регулируется внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия); викарным подкреплением (наблюдением за тем как поощряют и наказывают других); механизмами саморегуляции (гордость, вина).

     Поскольку А. Бандура понимает агрессию как  обучаемую форму поведения, то и  способ ее ослабления он предлагает как  ряд процедур по удалению условий, направленных на подкрепление агрессии.

Информация о работе Агрессия старших дошкольников