Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].

Содержание

Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Даже если я злюсь. Я не прибегаю к сильным выражениям.

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

 Часто чувствую себя как  пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

Неудачи огорчают меня.

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

Когда я выхожу из себя, то начинаю говорить людям гадости.

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

Я часто думаю, что жил неправильно.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Я не раздражаюсь из-за мелочей.

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре я часто повышаю голос.

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое настроение.

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Шкалы опросника

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Один балл за каждое «да» на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68,

Один балл за каждое «нет» на вопросы: 9, 17, 41.

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или как агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости и т.п.).

Один балл за каждое «да» на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63.

Один балл за каждое «нет» на вопросы: 10, 26, 49.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Один балл за каждое «да» на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72.

Один балл за каждое «нет» на вопросы: 11, 35, 69.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные горечи и гнева за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к другим людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств словесным образом или через крик.

Один балл за каждое «да» на вопросы: 7, 25, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73.

Один балл за каждое «нет» на вопросы: 39, 66, 74, 75.

Чувство вины – выражает убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком.

Индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 2, 3 и 7. Максимальное значение индекса агрессивности – 43 балла. Мы условились считать показатели индекса агрессивности от 0 до 14 баллов включительно низким уровнем развития данного свойства, показатели от 15 до 29 баллов - средним уровнем развития данного свойства, показатели от 30 до 43 баллов – высоким уровнем агрессивности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 1 - Данные обследования по методике Басса-Дарки

 

физическая агрессия

косвенная агрессия

раздражительность

вербальная агрессия

общий уровень

Катя А

10

5

7

4

26

Маша М.

9

9

10

12

40

Роман Б.

10

7

9

10

36

Толя Б.

8

7

9

10

34

Настя В.

10

3

5

4

22

Денис В.

6

9

9

12

36

Дима Д.

10

4

7

5

26

Оля Д.

10

9

8

11

38

Максим Д.

8

6

9

9

32

Оля Ж.

10

7

5

7

29

Света И.

9

7

8

11

35

Марина К.

10

9

11

11

41

Сережа Л.

10

5

10

7

32

Галя Л.

10

6

9

8

33

Ира Л.

10

6

8

8

32

Дима М.

10

6

9

12

37

Саша М.

10

5

8

11

34

Оля Н.

10

3

10

13

36

Дина О.

3

4

8

12

27

Таня О.

7

2

5

6

20

Галя П.

3

8

5

12

28

Виталий П.

2

5

4

8

19

Вова П.

9

7

2

3

21

Рома Р.

10

9

9

11

39

Инна С.

5

7

6

6

24

Юля С.

5

5

7

7

24

Женя С.

9

7

4

8

28

Жанна Т.

3

8

6

12

29

Света У.

2

7

3

8

20

Маша Я.

6

6

5

4

21

Роза К.

8

8

8

11

35

Алена М.

4

8

7

13

32

Виктор М.

3

7

4

10

24

Ксения Н.

8

5

3

8

24

Светлана Н.

10

9

5

12

36

Светлана П.

3

6

3

5

17

Вера П.

4

3

2

4

13

Юра П.

10

7

5

8

30

Виктор С.

8

9

8

11

36

Даша Т.

8

8

9

8

33

Жанна Ф.

6

6

5

4

21

Света Ф.

7

2

5

6

20

Никита Ф.

3

5

7

4

19

Лиза Ч.

9

8

9

8

34

Ксения Я.

10

4

7

5

26

Среднее значение показателя по выборке

7,44444444

6,288888889

6,71111111

8,42222222

28,8666667


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 1 - Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)

 

«СИТУАЦИЯ»

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

 Я спокоен

1

2

3

4

2

 Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

 Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

 Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

 Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

 Я расстроен

1

2

3

4

7

 Меня волнуют возможные неприятности

1

2

3

4

8

 Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

 Я встревожен

1

2

3

4

10

 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

 Я уверен в себе

1

2

3

4

12

 Я нервничаю

1

2

3

4

13

 Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

 Я взвинчен

1

2

3

4

15

 Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

 Я доволен

1

2

3

4

17

 Я озабочен

1

2

3

4

18

 Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

 Мне радостно

1

2

3

4

20

 Мне приятно

1

2

3

4


 

Таблица 2 - Бланк опросника личностной тревожности (Спилбергера-Ханина)

 

«СИТУАЦИЯ»

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

21

 У меня бывает приподнятое  настроение

1

2

3

4

22

 Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

 Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

 Я хотел бы быть таким же  удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

 Я сильно переживаю неприятности  и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

 

«СИТУАЦИЯ»

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

 Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

 Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

 Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я всё принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

 Я стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

 У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


 

Таблица 3 - Ключ к опроснику Спилбергера-Ханина

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

1

2

3

4

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

1

4

3

2

1

21

4

3

2

1

2

4

3

2

1

22

1

2

3

4

3

1

2

3

4

23

1

2

3

4

4

1

2

3

4

24

1

2

3

4

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

6

1

2

3

4

26

4

3

2

1

7

1

2

3

4

27

4

3

2

1

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

1

2

3

4

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

8

4

3

2

1

28

1

2

3

4

9

1

2

3

4

29

1

2

3

4

10

4

3

2

1

30

4

3

2

1

11

4

3

2

1

31

1

2

3

4

12

1

2

3

4

32

1

2

3

4

13

1

2

3

4

33

1

2

3

4

14

1

2

3

4

34

1

2

3

4

15

4

3

2

1

35

1

2

3

4

16

4

3

2

1

36

4

3

2

1

17

1

2

3

4

37

1

2

3

4

18

1

2

3

4

38

1

2

3

4

19

4

3

2

1

39

4

3

2

1

20

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики