Агрессивное поведение детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. [1]

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.[2] Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Содержание

Введение 3



Вопросы терминологии 5



Нарушения поведения 7



Типология агрессивного поведения современных подростков 11



Причины и специфика проявления агрессивности детей

на разных стадиях подросткового возраста 14



Половозрастные особенности проявления агрессивности

в поведении детей подросткового возраста 20



Коррекция агрессивного поведения 22



Заключение 24



Список использованной литературы 26



Приложения 28

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивное поведение детей и подростков.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[46]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

          выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

          современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.


Список использованной литературы

 

Ананьев Б.Г.

 

«О человеке, как объекте и субъекте воспитания»
Избранные психологические труды в 2-х томах

Москва, 1980

 

Андриенко В.К.

Гербеев Ю.В.

Невский И.А

 

«Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы»,

Москва, 1990

 

Беличева С.А.

 

«Основы превентивной психологии»

Москва, 1993

 

Горшкова Е.А.

 

«Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии

Москва & Архангельск, 1993

 

Горьковая И.А

 

«Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков»,

автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992

 

Иванова Л.Ю.

 

«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии

Москва & Архангельск, 1993

 

Исаев Д.Д.

Журавлёв И.И

Дементьев В.В.

Озерецковский С.Д.

 

«Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения»

Санкт-Петербург, 1997

 

Кулагин Л.Г.

 

«О подростках, которым трудно»

журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

 

Личко А.Е.

Попов Ю.В.

 

«Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,

Москва, 1988

 

Паренс Генри

 

«Агрессия наших детей»

Москва, 1997

 

Першанина Е.

 

«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

 

Саенко Е.В.

 

«Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения»

автореферат диссертации кандидата психологических наук

Тверь, 1995

 

Семенюк Л.М.

 

«Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции»

Москва, 1996

 

Степанов В.Г.

 

«Психология трудного школьника»

Москва, 1998

 

Сурков А.

 

«Семейные войны»

газета «Стрела», №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

 

Тархова Л.

 

«Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели»

Москва, 1997

 

Фельдштейн Д.И.

 

«Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

 

Фридман Л.М. Волкова К.Н.

 

«Психологическая наука – учителю»

Москва, 1985

 

Шипицына Л.М.

Иванов Е.С.

 

«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»
Уэльс, Великобритания, 1992

 

 

 

Международный университет семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга, Институт специальной педагогики и психологии,       заочное отделение, группа 82/с,        Лапов А.В.

Курсовая работа по курсу «Специальная психология»  по теме «Агрессивное поведение детей и подростков»



[1]              Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»,
              //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141

[2]              Там же.

[3]              Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.5

[4]               Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»,
              //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144

[5]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.4

[6]              Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[7]              Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
              Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[8]               Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22

[9]              Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.10

[10]              Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13

[11]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.4-5

[12]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.6

[13]               Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12

[14]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[15]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[16]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[17]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

[18]              Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды
              Москва, 1980, т.2 стр.10

[19]               Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[20]              Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[21]               Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[22]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[23]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.50

[24]               Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., «Система перевоспитания подростков в условиях
              специальной школы», Москва, 1990

[25]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

[26]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996

[27]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.38

[28]               Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.226-227

[29]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[30]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.40-41

[31]              Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[32]               Першанина Е.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[33]               Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр.29

[34]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41

[35]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41-43

[36]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[37]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988 год, стр.11-12

 

[38]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[39]               Там же, стр.46

[40]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.23-24

[41]               Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр.27

[42]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.63

[43]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.64

[44]               Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
              социального», журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

[45]               А.Е.Личко, Ю.В.Попов «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.10-11

[46]               Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.21


Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков