Агрессивное поведение детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Изучение отклоняющегося поведения детей и подростков требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов. Во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза. В-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская

Содержание

Введение
Основные понятия
Отклоняющееся поведение
Агрессивное поведение современных подростков
Проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового
возраста, их причины и специфика
Половозрастные особенности проявления агрессивности в
поведении детей подросткового возраста
Коррекция и профилактика агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили  преступления в нетрезвом состоянии.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1

Проявления  различных форм агрессивности у  подростков 10-15 лет.

Возрастные  группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 летние подростки

49 %

32 %

44 %

45 %

12-13 летние  подростки

56 %

48 %

51 %

64 %

14-15 летние  подростки

61 %

51 %

72 %

65 %


 

Анализ приведённых  данных (приложение 1) свидетельствует  о том, что у 10-11- летних детей преобладают  физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового  возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.  Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Таблица 2

Проявления  различных форм агрессивности

у подростков из разных социальных слоёв населения.

Социальные  слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей  среды

70%

45%

50%

30%

Из среды  строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды  сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды  малоквалифицированных подсобных  работников

(прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

50%

Из среды  служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды  руководящих работников

60%

67%

35%

90%

Из среды  торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

10%

Из среды  интеллигенции

(учителя,  врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%


Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.

 

Половозрастные особенности  проявления агрессивности

в поведении детей  подросткового возраста

 

В педагогической практике многие годы не учитывались  половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями  психосексуального развития.

Девочки созревают  гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Между тем, агрессивное  поведение подростков нередко связано  с алкоголизацией. Поскольку подростки  алкоголизируются, как правило, в  группе, то подогретое алкоголем стремление “не отставать от других” и  “жажда подвига” часто приводят к  демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное “огрубление” личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности  мальчиками и девочками подросткового  возраста.

Таблица 3

Проявления  различных форм агрессивного поведения

у мальчиков  и девочек подросткового возраста.

Возрастные  группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

 

10-11 лет

мальчики

70%

40%

62%

68%

девочки

30%

25%

38%

36%

 

12-13 лет

мальчики

59%

49%

52%

69%

девочки

38%

41%

49%

62%

 

14-15 лет

мальчики

61%

39%

81%

82%

девочки

59%

59%

60%

52%


 

Анализ приведённых  в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом  происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Коррекция и профилактика 

агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения  с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной  работе следует уделять формированию круга интересов подростка также  на основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода  свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени –  “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте  дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Заключение

Одним из видов  отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Нестабильность общества усугубляет ситуацию, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. В последнее время всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Ядром конфликтной  ситуации, как показало проведённое  изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети), приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Избыток свободного времени, а также отсутствие положительно формирующих личность увлечений  является непременным условием делинквентного поведения. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. Гиперопёка, с другой стороны, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему и воспитательно-профилактическая деятельность. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

    • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;
    • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков