А.А Леонтьев ,его жизненный путь и научная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:12, реферат

Краткое описание

Алексей Алексеевич Леонтьев родился 14 января 1936 года в Москве. Его отцом был известный психолог А.Н. Леонтьев, о генеалогии и жизненном пути которого известно довольно много, во многом как раз благодаря научной биографии, написанной А.А.Леонтьевым и выпущенной к столетнему юбилею А.Н.Леонтьева [1], и затем в расширенном виде вошедшей в большую книгу о нем [2]. Эта биография писалась в 2001-2003 годах и вобрала в себя многое из начатых и незавершенных собственных мемуаров Алексея Алексеевича.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 94.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРААЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ

 

 

Кафедра Денег, кредита и  ценных бумаг

Факультет Финансы и кредит

Направление Бакалавр экономики

 

 

Реферат

по дисциплине Психология

Тема:  А.А Леонтьев ,его  жизненный путь и научная деятельность.

 

Студент Недорезова Мария  Васильевна (Ф.И.О.)

Курс 1     № группы 101

Личное дело № 1200ФЛ30015

Преподаватель Доц.  Т.И. Жаркова

 

 

 

Челябинск – 2012

 

 

 

 

А.А Леонтьев ,его жизненный  путь и научная деятельность .

Алексей Алексеевич Леонтьев родился 14 января 1936 года в Москве. Его отцом  был известный психолог А.Н. Леонтьев, о генеалогии и жизненном пути которого известно довольно много, во многом как раз благодаря научной  биографии, написанной А.А.Леонтьевым и выпущенной к столетнему юбилею А.Н.Леонтьева [1], и затем в расширенном виде вошедшей в большую книгу о нем [2]. Эта биография писалась в 2001-2003 годах и вобрала в себя многое из начатых и незавершенных собственных мемуаров Алексея Алексеевича. Сам он комментирует это так: «Может показаться, что я слишком много и подробно о нем рассказываю. Но ведь именно и в первую очередь общение с ним сформировало меня самого и как личность, и как ученого!» [3].

К рождению Алеши семья жила в  небольшом деревянном доме на Большой  Бронной,  и состояла из Алексея Николаевича и его жены Маргариты Петровны (в девичестве — Лобковой), а также его родителей — Николая Владимировича, который после революции служил  финансовым работником в системе советского кинопроката, и Александры Алексеевны, происходившей из семьи волжских пароходчиков.

Детство А.А.Леонтьева пришлось на предвоенные и военные годы. В  своих первых воспоминаниях он называет Д.Б. Эльконина (жившего некоторое  время в семье Леонтьевых), разговоры  с прохожими через низкое окно, «щели» — индивидуальные бомбоубежища, в которых жители города прятались  уже во время войны, цветные плакаты  с изображениями наиболее распространенных немецких военных самолетов, путешествие  в Ашхабад, куда эвакуировали Московский Университет, и жизнь там... К счастью, в семье никто не пострадал, и  после войны ее члены вернулись  в тот же дом.

Еще до школы А.А.Леонтьев в группе нескольких детей занимался немецким языком, причем в качестве заданий  давались, например, переводы стихов на немецкий. В сентябре 1944 года он пошел  сразу во второй класс в 110-ю школу  им. Ф. Нансена. В это же время по результатам психологического обследования он был назван вундеркиндом и даже внесен в специальный список. Свою школу он вспоминает как благополучную, но довольно обычную, помнит стенгазеты, которые там издавал. Окончив  ее в 1953 году с золотой медалью, А.А.Леонтьев уже знал, что хочет быть ученым, но с трудом принимал решение о  выборе факультета – думал и об истории, и об органической химии, и  о языкознании, и о психологии. На последнюю поступать не решился  – не хотел быть сыном заведующего  отделением – и в итоге поступил на филологический факультет, романо-германское отделение. Воспоминания А.А.Леонтьева  о студенческих годах опубликованы [4]. В эти годы студентами факультета были ставшие впоследствии знаменитыми А. Карельский, А. Зализняк, М. Гаспаров, М. Чудакова, С.Аверинцев и другие; преподавательский состав старшего поколения (С.М. Бонди, Н.К. Гудзий, С.И. Радциг, В.В. Виноградов и др.) был очень сильным. На третьем курсе А.А. Леонтьев возглавил лингвистическую секцию научного студенческого общества, где выступал с докладами, например, по суахили и языковой карте Африки, и организовывал другие обсуждения.

Университет он закончил в 1958 году. Его  дипломная работа была посвящена  дативу объекта в готском языке, и получила высокую оценку (а также  легла в основу двух публикаций); именно благодаря ей А.А. Леонтьев, в  виде исключения, был принят на работу в Институт языкознания АН СССР. Среди его первых публикаций много  хроникальных заметок (за них платили), совместная с А.Н.Леонтьевым статья «О двояком аспекте языковых явлений», разнообразные словарные статьи и рецензии, а также работы по творческому наследию И.А. Бодуэна де Куртенэ. Кандидатская диссертация по филологическим наукам, которую А.А.Леонтьев «без отрыва от производства» подготовил и защитил в 1963 году, была посвящена общелингвистическим взглядам И.А. Бодуэна де Куртенэ. В ней особый акцент был сделан на вопросе о функционировании языка и о взаимодействии языкознания с психологией. А.А.Леонтьев также был инициатором первых книжных публикаций работ и самого Бодуэна де Куртенэ, и трудов его ученика Е.Д. Поливанова, а также Л.П. Якубинского.

Работы А.А.Леонтьева этого времени  довольно разнообразны (что, впрочем, отличало его всегда) – популярная книга  «Возникновение и первоначальное развитие языка», словарные и аналитические  статьи от историко-научных и методологических до таких тем, как красная строка, «префонологические тождества» или  написание иностранных имен. Уже  в 1968 году он защитил диссертацию  на соискание степени доктора  филологических наук по теме «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования  речевой деятельности», причем еще  до ее защиты у А.А.Леонтьева вышло  девять монографий на разные темы, и  многие из них переиздаются и сейчас. Степень была нужна для того, чтобы  иметь возможность собрать исследовательскую  группу, и на следующий год, в 1969 году Группа психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР была создана. Эта группа динамично развивалась; в числе ее участников можно назвать  Ю.А. Сорокина, А.М. Шахнаровича, Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцеву и других ведущих советских  психолингвистов.

Именно с психолингвистикой  чаще всего связывают имя А.А.Леонтьева, по праву считая его одним из основателей  этой дисциплины в СССР. Первую книгу  на эту тему «Психолингвистика» он выпустил еще в 1967 году; после нее  вышли «Психолингвистические единицы  и порождение речевого высказывания» (1969), «Язык, речь и речевая деятельность» (1969), а в 1997 году вышло первое издание  учебника «Основы психолингвистики», который менее чем за 10 лет  переиздавался уже четырежды. Кстати, курс психолингвистики для психологов А.А.Леонтьев читал с 1967 года – с  основания факультета психологии МГУ  – и до конца своей жизни. Он читал многие курсы по самым разным дисциплинам, в том числе первые в стране курсы по пропаганде и  речевому воздействию, по психологии общения  и на многие другие темы; он занимался  и такими прикладными приложениями, как психолингвистические проблемы криминалистики и судебной психологии или проблемы экспертизы текстов.

В то же самое время А.А.Леонтьев стал сотрудником образованного  при МГУ Научно-методического  центра русского языка; занимался и  более общими вопросами психологии и методики преподавания иностранных  языков. В течение нескольких лет  он возглавлял интенсивное обучение иностранным языкам в СССР в качестве председателя Научно-методического  совета по интенсивному обучению иностранным  языкам при АПН СССР. Много лет  руководил в Обществе «Знание» РСФСР  Научно-методическим Советом по теории и методике лекционной пропаганды. С 1990 г. - генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. Руководил Экспертным советом по языковой политике в образовательных учреждениях при Министерстве образования РФ. С 1995 - член Совета по русскому языку при Президенте Российской федерации, а затем при Правительстве Российской федерации.

Проблематика психолингвистики и  речевого общения, пограничная между  языкознанием и психологией, привела  его к углублению в чисто психологические  проблемы, и в 1975 году он защитил  диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических  наук по теме «Психология речевого общения». В том же году он покинул  Институт языкознания и перешел  во вновь образованный Институт русского языка им. А.С.Пушкина на должность  заведующего кафедрой методики и  психологии.

В 1986 году, вплотную занявшись проблемами преподавания иностранных языков в  школе и вузе, А.А.Леонтьев перешел  на должность профессора кафедры  методики преподавания иностранных  языков факультета иностранных языков Московского государственного педагогического  института им. В.И.Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). С этого времени вопросы образования, которыми он занимался с начала семидесятых  годов, становятся для него одним  из главных приоритетов, а лингвистические  проблемы, напротив, отступают на задний план. А.А.Леонтьев стал членом президиума правления Педагогического общества РСФСР, руководителем секции «Массовые  коммуникации в обучении и воспитании».  С 1988 до 1991 г. он –  член Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» (он заведовал там Лабораторией языкового образования), участник подготовки многих документов о содержании российского образования. С 1994 г. А.А. Леонтьев — ректор созданного им Института языков и культур им. Л.Н.Толстого. В 1992 году он избирается действительным членом Российской академии образования (по Отделению психологии и возрастной физиологии), а в 1997 году — действительным членом Академии педагогических и социальных наук. С 1997 г. — научный руководитель Межрегиональной общественной организации «Школа 2000» (впоследствии — «Школа 2100»), разработки которой в настоящее время реализуются в виде учебников, программ, методических разработок  более чем  в  4000 школ России. С 2000 года А.А.Леонтьев сотрудничал также в Центре методологии вариативного образования РАО.

Многогранность научной работы А.А.Леонтьева поражает. В 1996 году список его научных работ включал  почти 650 публикаций, пять лет спустя — более 800. Сейчас их около 900, в том  числе около 30 книг. Помимо уже названных  областей — общего языкознания, русистики, психолингвистики, психологии общения (в том числе педагогического  общения), психологии и методики обучения иностранным языкам и педагогики, — он внес ощутимый вклад также  в области сопоставительно-типологического  языкознания, изучения языков тихоокеанского региона, психологии искусства, поэтики  и теории поэтической речи, этнографии. В списке его публикаций научно-популярные брошюры, многочисленные словарные и энциклопедические статьи, даже стихи и поэтические переводы.

Последние  годы жизни в центре интересов А.А.Леонтьева, наряду с педагогикой, оказываются вопросы общей психологии и методологии психологии. В 1998 году он принимает приглашение стать профессором факультета психологии МГУ, параллельно продолжая работать еще в нескольких местах. К тому времени относится и его фраза, ставшая пророческой: «Умирать надо профессором Московского университета». Время работы А.А.Леонтьева на факультете психологии МГУ совпало с периодом подготовки к празднованию 100-летнего юбилея его отца, А.Н.Леонтьева, активизацией работы по изучению его научного наследия и консолидации созданной А.Н.Леонтьевым научной школы психологии деятельности. А.А.Леонтьев стал главным вдохновителем осмысления методологии деятельностного подхода в психологии на современном этапе, прочитав ряд новых курсов, в том числе курс «Методологические основы психологии», и выпустив фундаментальную монографию «Деятельный ум» (2001). Он также внес неоценимый вклад в историческую реконструкцию теории деятельности, написав уже упомянутую научную биографию А.Н.Леонтьева и сделав многое для публикации его научного наследия, так организовав юбилейную конференцию, что после нее стали говорить о новом возрождении деятельностного подхода, а А.А.Леонтьев был безоговорочно признан лидером  «деятельностной»  школы.

Летом 2004 года он был, как всегда, полон  идей, замыслов и проектов, главным  из которых был университетский  учебник «Методологические основы психологии». Он сгорел буквально за несколько недель от не замеченной вовремя злокачественной опухоли. 12 августа 2004 года его не стало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1.      Леонтьев А.А. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.

2.      Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личности. М.: Смысл, 2005.

3.      Автобиографическая рукопись А.А.Леонтьева "Заметки рядового шестидесятника", с.15 (семейный  архив)

4.      Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1953-1958 гг. Воспоминания выпускников / ред. коллегия С.С. Ангелина и др. М.: МАКС Пресс, 2004.

 


Информация о работе А.А Леонтьев ,его жизненный путь и научная деятельность