Жизненный путь и личность Э. Тайлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры.

Содержание

1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора……………………………………………..3
2. Эволюционизм и его основные черты……………………………………………………………….7
3. Э. Тайлор о науке и культуре……………………………………………………………..12
4. Анимизм и мифология в древней и современной культуре…………….20
5. Список литературы………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 17.docx

— 133.75 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора……………………………………………..3
  2. Эволюционизм и его основные черты……………………………………………………………….7
  3. Э. Тайлор о науке и культуре……………………………………………………………..12
  4. Анимизм и мифология в древней и современной культуре…………….20
  5. Список литературы………………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 17. Эволюционизм в концепции Э.Б. Тайлора.

 

  1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора.

Введение.

Культурология - это не некая сумма  различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих  законах развития культуры как системы  со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать  истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию  культуры, этнологию, лингвистику, историю  культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры. Отсюда видны интегративный аспект культурологического  знания, определенная комплексность  в исследовании вариаций культуры. Культурологию как комплекс наук, изучающих духовную сферу во всем своем многообразии - закономерности становления и функционирования искусства, религии, морали, науки, межкультурного взаимодействия.

Биография Тайлора Э.Б.

Эдуард Бернетт Тайлор (Edward Burnett Tylor).


Тайлор один из первых и самый  знаменитый из всех английских эволюционистов, родился 2 октября 1832г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника-квакера. Его формальное образование ограничилось средним, да к тому же еще в квакерской школе: отец не послал его в колледж, так как собирался сделать своим преемником. Но жизнь рассудила иначе. Когда 23-летнего Тайлора отправили для поправки здоровья в Америку, он познакомился на Кубе с банкиром Г. Кристи, любителем древностей и меценатом, и под его влиянием проникся интересом к археологии и этнографии.

 

 Вернувшись через два года  в Англию, Тайлор занялся самообразованием. Он изучал этнографическую литературу, тогда уже довольно значительную, и древние языки — латинский,  древнегреческий, древнееврейский,  без которых нельзя было обратиться  ко многим историческим первоисточникам.  Тогда же он женился на состоятельной  женщине, что избавило его от  забот о хлебе насущном и  позволило совершить несколько  путешествий по Европе и Америке  для ознакомления с их музеями.

Публиковать свои научные труды  Тайлор начал в 1861 г., когда вышла в свет его первая, еще незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные», обязанная своим появлением длительному путешествию с Кристи по Мексике в 1856 г. Четыре года спустя появился другой, вполне серьезный для того времени труд Тайлора — «Исследования в области древней истории человечества». В нем уже проводятся основные, и притом преимущественно конструктивные, идеи эволюционизма в этнографии: прогресс человеческой культуры от эпохи дикости через варварство к цивилизации; различия в культуре и быте отдельных народов объясняются не расовыми особенностями, а неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития: культурные достижения могут быть самостоятельно изобретены, унаследованы от предков или заимствованы у соседей. Еще через четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, — «Первобытная культура». Наконец, после более значительного перерыва, в 1881 г., вышла в свет последняя книга Эдуарда Бернетта «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации». Это нечто вроде популярного общего руководства, учебника по истории первобытного общества и этнографии где охватывается все: происхождение человека, расовая и языковая классификация человечества, материальная и духовная культура, общественное устройство. Правда, такой широкий обхват достигнут в значительной мере за счет научного уровня книги, значительно уступающего уровню предыдущего исследования — «Первобытной культуры». Показательно само название книги — «Антропология». Можно думать, что именно авторитет Тайлора сыграл немалую роль и в найме новации эволюционистской школы в этнографии антропологической школой, и в традиционном для англосаксонских стран обозначении наук о человеке как антропологии.

 

 Авторитет этот был очень  велик. Не только в книгах, но  и в многочисленных статьях  (общее число их превышало 250) Э.Б. Тайлор проявил свой яркий талант, блестящую эрудицию, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. В отличие от многих своих предшественников и современников, он придавал значение не только выводам, но и тем методам, с помощью которых они были сделаны. В ряде случаев од показал пример комплексного использования данных этнографии, археологии, фольклористики и других смежных дисциплин. Он поражал, воображение множеством и разнообразием фактических данных которыми подкреплял свои утверждения. Поэтому неудивительно, что уже в год выхода в свет «Первобытной культуры» Эдуард Бернетт был избран членом Королевского общества — этой британской академии наук. Впоследствии он получил за научные заслуги дворянство, стал сэром Эдуардом Тайлором.

 Очень высоко ценили Эдуарда Тайлора и зарубежные коллеги. Достаточно сказать, что крупнейший русский исследователь первобытности первой половины нашего века А. Н. Максимов, вошедший в историю науки как строгий критик и великий скептик, считал Тайлора наиболее значительным этнологом XIX столетия. Это, разумеется, небесспорно, так как современником Тайлора был другой великий этнограф-эволюционист — Льюис Генри Морган, который самостоятельно близко подошел к марксистскому пониманию истории. Но оценка Максимова говорит о многом.

 Первую официальную должность  Тайлор занял в возрасте уже  пятидесяти с лишним лет, став  в 1883 г. хранителем Этнографического музея при Оксфордском университете. Он же и был фактическим создателем этого музея, образованного на основе собраний встретившегося ему на пути богача — коллекционера и археолога, генерала и члена Королевского общества Огастеса Лейн-Фокса (позднее он принял фамилию двоюродного деда — Питт-Риверс, под которой и известен в науке). Как и Тайлор, Питт-Риверс был эволюционистом. Он приобрел известность тем, что первым стал располагать свои экспонаты (главным образом оружие) по их функциям и по нарастающей от простого к сложному. Вероятно, Тайлор сыграл известную роль в том, что Питт-Риверс пожертвовал эти эволюционные ряды вещей Оксфордскому университету. Как хранитель музея, Тайлор вел не только исследовательскую, но и популяризаторскую работу, выступал с лекциями и докладами. В 1884г. он был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886г. — доцентом Абердинского университета. Тайлор собрал вокруг себя значительную группу единомышленников и учеников. Все это подготовило создание в Оксфордском университете кафедры антропологии, первым профессором которой в 1896г. стал Тайлор. Дважды он занимал видный пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. По существу, он сделался признанным главой английской школы эволюционизма в этнографии и оставался им до 1907г., когда вынужден был из-за душевной болезни прекратить всякую научную деятельность. Умер Эдуард Бернетт Тайлор Тайлор 2 января 1917 (84 года) в городке Веллингтоне в Средней Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Эволюционизм и его основные черты.

Эволюционизм – это направление  в культурной антропологии, разработавшее  теоретическую модель необратимых  культурных изменений, которая называется эволюцией, или развитием культуры. Применение данной теоретической модели позволяет оценить рассматриваемую  культуру или культурную черту. Представители  эволюционизма считают, что эволюция культуры происходит как необратимое  изменение культурных феноменов  от относительной однородности (гомогенности) и неопределенности - к разнородности (гетерогенности) и определенности. Таким образом, утверждается, что  в процессе эволюции культура необратимо последовательно усложняется и  структурируется.

Эволюционизм рассматривает человеческую культуру как совокупность процессов  адаптации людей, организованных в  общества, к своему природному окружению. Понятие «адаптация» является одним  из ключевых в эволюционистской школе. В настоящее время этот термин активно разрабатывается в эколого-антропологических  и культурно-материалистических исследованиях  школы эволюционизма, производятся попытки установить связи между  биологической и культурной эволюцией.

Теоретические положения  эволюционизма.

Эволюционизм сформулировал следующие  исходные теоретические предпосылки  относительно развития культуры и цивилизации  человечества:

    • Человеку свойственно психическое единство (совокупность психических свойств индивида, постоянная и равная себе во всех обществах и культурах – это природа человека как такового).
    • Движение и развитие человеческого общества и культуры осуществляется от простого к сложному.
    • Культурное развитие имеет свои закономерности.
    • Эволюционной формой социокультурной динамики является последовательное усложнение социокультурной жизни, повышение уровня ее организации.
    • Социокультурная эволюция определяется:

 

- внутренними (имманентными) антропологическими  идеями, свойственными индивидам  и расам, при этом различия  между индивидами и расами  понимаются в историческоминдивидами  и расами понимаются в историческом, а не субстанциальном смысле.

- внешними природными условиями,  необходимостью жизнеобеспечения, экономическими и социальными  предпосылками, завоеваниями, заимствованием  культурных образов. 

    • Существует так называемый культурный естественный отбор, т.е. механизм, который собственно и придает динамике культуры закономерный характер (см. п. 3). В процессе культурного естественного отбора адаптационно целесообразные черты культуры удерживаются из совокупности случайных вариаций.

 

 

 

Ведущие представители эволюционистской парадигмы, зарождение и развитие эволюционизма.

Англия – Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрезер (1854-1941).

Германия – Адольф Бастиан (1826-1905), Юлиус Липерт (1839-1909).

Франция – Шарль Летурно (1831-1902).

США – Льюис Генри Морган (1818-1881).

 

Термин «этнология» был предложен  французским физиком А.-М.Ампером, который в 1830г. разработал схему классификации антропологических и гуманитарных наук. В рамках этнологии начинает свое стремительное развитие культурология и направление эволюционизма на основе изучения истории культуры разных народов. В 19 веке популярность эволюционизма сопровождается организацией научных обществ, изданием журналов и монографий. В Русском географическом обществе создается специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводятся этнографические экспедиции. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М.Ковалевский, Н.Н.Миклухо-Маклай. К концу 19 века популярность эволюционизма стала угасать. Появилось много критических суждений по поводу прогресса культуры, движения в истории культуры от простого к сложному. Однако, многие достоинства теории эволюционизма отмечены современной наукой, в связи с этим осуществлено переиздание книг Г.Спенсера, Э.Тайлора, Д.Фрезэра, которые до недавнего времени были библиографической редкостью.

 Герберт Спенсер является  автором книг «Основы социологии»  и «Система синтетической философии». Эдвард Тайлор получил широкую  известность как классик эволюционизма  своими работами «Первобытная  культура» и «Антропология». Джеймс  Фрезер, шотландец по происхождению,  является автором многочисленных  книг по истории религии: «Фольклор  в Ветхом Завете», «Золотая  ветвь», «Мифы о происхождении  огня», «Культ природы». Для английских  эволюционистов характерно установление  единства в развитии многих  форм культурной жизни, при  этом особое внимание уделяется  истории брака, семьи, религии. 

 Американский ученый Льюис  Морган, написавший книги «Древнее  общество», «Системы родства и  свойства в человеческой семье», «Дома и домашняя жизнь американских  туземцев», почти 40 лет жизни  посвятил исследованию индейских  племен.

 Во Франции идеи эволюционизма  приобрели широкую известность  благодаря трудам Шарля Летурно.  Свои основные идеи по истории  культуры он изложил в книге  «Социология по данным этнографии».  Вслед за ней вышли работы, посвященные эволюции различных  форм культуры и общественной  организации: «Эволюция морали»,  «Эволюция собственности», «Эволюция  брака и семьи», «Политическая  эволюция», Юридическая эволюция  у различных человеческих рас», «Религиозная эволюция», «Эволюция  рабства».

Информация о работе Жизненный путь и личность Э. Тайлора