Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки создания системы управления знаниями. Определения и назначение управления знаниями. Задачи и особенности управления знаниями. Междисциплиарность управления знаниями. Элементы управления знаниями. Подходы к управлению знаниями. Стратегии управления знаниями. Процессы обработки информации в системе управления знаниями (Externalization, Internalization, Intermediation и Cognition). Этапы управления знаниями. Инструменты управления знаниями. Процессы управления знаниями (тактические, стратегические). Преимущества управления знаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа проектирование систем управления знаниями.docx

— 733.19 Кб (Скачать файл)

Управление знаниями —  это совокупность процессов,  которые  управляют созданием,  распространением,  обработкой и использованием знаний внутри предприятия. 

Необходимость разработки систем Knowledge Management (KM) обусловлена следующими причинами:

• работники предприятия  тратят слишком много времени  на поиск

необходимой информации; 

• опыт ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников

используется только ими  самими; 

• ценная информация захоронена в огромном количестве документов и

данных, доступ к которым  затруднен; 

• дорогостоящие ошибки повторяются из-за недостаточной

информированности и игнорирования  предыдущего опыта. 

Важность СУЗ обусловлена  также тем, что знание, которое  не используется и не возрастает, в конечном счете становится устаревшим и бесполезным, также, как деньги,  которые сохранены без того,  чтобы стать оборотным капиталом,  в конечном счете теряют свою стоимость,  пока не обесценятся. Напротив,  знание, которое распространяется,  приобретается и обменивается,  генерирует новое знание.

На западе общественный интерес  к КМ очень заметен.  Подготовлено поражающее воображение количество материалов: книги (только в amazon.com их более дюжины);  правительственные меморандумы  (например,  английская национальная программа по построению управляемой знаниями экономики); отчеты крупнейших аналитических компаний,  журнальные статьи, многочисленные фирменные материалы.  Каждый год проводятся несколько десятков крупных конференций и семинаров, так или иначе связанных с КМ.

Чуть раньше,  чем ИИ,  возникло направление,  не рассматривающее  компьютер как инструмент,  способный  к самостоятельной деятельности.  Оно родилось на семинарах Ноберта Винера в Массачусетском технологическом институте, а с его развитием связывают такие имена, как Джозеф Ликлайдер, Робер Тейлор,  Даг Энгельбарт и многие другие. Именно их работы в конечном итоге привели к появлению современных интерактивных средств (экран,  мышь, клавиатура и все остальное).  Опубликованные в 60-е годы статьи,  посвященные проблемам взаимодействия человека с машиной и интерпретации компьютера как коммуникационного устройства,  не потеряли актуальности и поныне.  В них предвосхищена та роль,  которую сегодня играют технологии,  обеспечивающие КМ. Ликлайдер и Тэйлор значительно опередили свое время,  ведь только сейчас появилась реальная возможность превратить компьютер в устройство, предназначенное помочь в интеллектуальной работе.

 

  1. Процессы обработки информации в системе управления знаниями

Опыт показывает,  что  внедрение системы управления знаниями  (СУЗ)  на инфраструктурном уровне, т. е. на уровне стандартно предоставляемого для всех пользователей информационного  сервиса,  наравне с электронной  почтой и реляционными базами данных,  позволит не только эффективнее решать многие существующие задачи, но и обеспечить решение новых,  весьма привлекательных  для пользователя задач,  таких,  например,  как управление контрактами,  учет первичных финансово-  экономических документов,  управление отношениями с заказчиками,  ведение электронных архивов платежных документов,  архивов кадровых служб и др.  Но самое главное,  внедрение СУЗ позволяет создать предпосылки для автоматизации рабочих процессов на предприятии,  сделать документ носителем и элементом делового процесса.

Разработчики  систем управления знаниями выделяют четыре основных процесса обработки  информации, в ходе которых решаются вышеперечисленные задачи: Externalization, Internalization, Intermediation  и Cognition (поскольку русские эквиваленты этих терминов еще не устоялись, далее будут использоваться английские оригиналы). На рис. 1 представлено положение,  занимаемое каждым процессом в общей схеме обработки информации.

 

Externalization -  это сбор  данных  из  внешних источников,  их структурирование  и организация хранения.  Характерными  представителями программных продуктов,  реализующих этот  процесс обработки являются программы распознавания текста, разнообразные конвертеры форматов, "роботы", собирающие  информацию  из  Интернет,  электронные архивы  и системы автоматической  рубрикации  документов.  Основная  задача externalization - собирать доступные знания и обеспечивать их накопление.

Internalization представляет собой выборку информации, добытой с помощью externalization. Этот процесс необходим для того, чтобы конечный пользователь не «утонул» в огромном объеме корпоративной информации и смог быстро найти то, что ему нужно. Internalization  выполняется поисковыми  машинами,  системами фильтрования  и обработки запросов  в СУБД,  автоматическими генераторами рефератов и т.д.

Процесс, называемый Intermediation, отвечает  за  выявление скрытых знаний. Если  работа internalization  описывается стратегией "pull" (выборка данных происходит по инициативе пользователя), то intermediation работает по стратегии "push".  В этом  случае  информационная  система по  своей инициативе  снабжает пользователя данными, относящимися к его сфере деятельности. К приложениям, реализующим intermediation,  можно отнести системы передачи  сообщений, фильтрования и чтения новостей, но в большей степени это все-таки расширенные поисковые механизмы, выполняющие наряду с поиском по запросам пользователя, поиск и по контекстно-связанным документам.

Cognition -  это процесс автоматического использования знаний  самой системой. Он  базируется  на  программных средствах искусственного  интеллекта, таких как экспертные системы. Cognition традиционно реализовывался в системах автоматизированного управления,  требующих мгновенной  реакции или оперирующих со  слишком большим для человека  количеством параметров. Применение cognition   в системах  электронного  документооборота  обычно сводится  к накоплению  опыта работы  в стандартных ситуациях и оптимизации потоков работ и путей обработки данных.

 

Реализация отдельных  процессов обработки  знаний часто  осуществляется на основе  относительно  простых  технологий.  Это Intranet,  электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, групповое программное обеспечение, базы  данных  и т.д. Наилучшие результаты  достигаются,  если  удается построить распределенную  информационную  систему,  бесконфликтно объединяющую  эти механизмы. 

На рис. 2 показана структура  типовой СУЗ, в которой процесс  Externalization представлен в виде  внешней системы сбора информации, Internalization выполняется непосредственно средствами  сервера СУЗ,  а Intermediation реализован   в подсистемах DSS (decision support system – система поддержки принятия  решений)  и ERP (enterprise resource planing – планирование  ресурсов предприятия).  Взаимодействие  пользователей с системой  управления  знаниями осуществляется  с помощью полнофункционального («толстого»)  клиента, например Lotus Notes,  на  территории  офисов  и «тонкого» клиента на  базе web-браузера при работе с домашних и мобильных компьютеров. 

Любая система управления знаниями организует работу множества  пользователей с одним или  несколькими информационными ресурсами. Поэтому основой для построения СУЗ служат  распределенные информационные системы (ИС). Переходу от «настольных» однопользовательских информационных систем к распределенным способствовал целый ряд причин.  К наиболее значимым причинам относятся

• слишком высокая концентрация данных для единого центра обработки  и хранения,

• необходимость обеспечения  совместной работы большого количества людей,

• необходимость обеспечения  совместной работы с удаленных и  мобильных площадок.

Обычная ИС представляет собой   рабочее место пользователя, выполняющее  функции обработки и хранения данных.  Основными характеристиками такой системы являются производительность узла обработки информации и емкость  хранилища. На качество работы системы  также могут оказывать влияние  производительность хранилища,  определяемая временем поиска и скоростью передачи информации.  В распределенной ИС появляется дополнительный элемент – система коммуникации,  связывающая отдельные рабочие места.  Ее основными характеристиками являются пропускная способность и время прохождения сигнала  (задержка).  Возможность взаимодействия между узлами обеспечивается иерархией протоколов обмена данными,  описывающих правила передачи информации начиная от физического уровня и заканчивая уровнем прикладной программы. 

 

 

Производительность распределенной ИС зависит не столько от параметров отдельных рабочих мест,  сколько  от структуры всей системы в целом: количества рабочих мест,  топологии  сети связи,  распределения нагрузки и т.д. Распределенные ИС применяются  для решения нескольких классов  задач, сильно различающихся требованиями к элементам структуры ИС. 

• Публикация данных

  • характеризуется низким объемом передаваемой информации, средней интенсивностью запросов,  большой протяженностью линий передачи данных.

• Передача больших объемов  информации

  • требует высокой пропускной способности линий связи,
  • протяженность линий связи может сильно варьироваться
  • подразумевает наличие одного или нескольких крупных хранилищ
  • характер запросов, зависит от выполняемой задачи.

• Работа с удаленными БД

  • характеризуется балансом требований к различным компонентам.

• Удаленное управление и мониторинг

  • требует линий связи с малой задержкой.

• Распределенные вычисления

  • требования к линии связи сильно зависят от решаемой задачи,
  • необходима высокая вычислительная мощность отдельных узлов обработки  (или их большое количество,  для задач,  хорошо поддающихся распараллеливанию).

• Вещание в реальном масштабе времени

  • подразумевает соблюдение фиксированных значений характеристик линий связи,  нетребовательно к устройствам хранения информации и вычислительным ресурсам.

В зависимости от назначения конкретного узла системы баланс между его основными техническими характеристиками может смещаться  в сторону какой-либо одной из них (например, мощность процессора или  объем хранилища). Узлы, используемые для взаимодействия с пользователем,  называются рабочими станциями.  Узлы,  работающие без непосредственного  участия пользователя, называются серверами. Как правило,  сервера специализированы для выполнения одной основной функции,  такой как обработка информации или хранение данных.  В различных  информационных системах варьируется  разделение функций между отдельными узлами.  За счет этого достигается распределение вычислительной нагрузки и потоков информации в соответствии с предназначением того или иного узла системы.  Существует ряд типовых конфигураций узлов и способов распределения функций между узлами, которые оптимальны для решения фиксированного класса задач.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

Цель:

Повышение эффективности  процесса подготовки новых сотрудников  к проектной деятельности в консалтинговой Компании в отделе, занимающейся автоматизацией бизнес-процессов взаимоотношениями  с клиентами (разработка CRM-системы) в крупных энергетических компаниях.

Проблема:

Достаточно специфичный  вид бизнеса, отсутствие на рынке  квалифицированных специалистов, отсутствие Вузовской подготовки по данному  направлению, что привело к необходимости  набора специалистов без практического  опыта работы с образованием смежных  направлений.

Предпосылки:

При реализации поставленной цели был выполнен  частичный  аудит знаний. В результате проделанной  работы была составлена таблица  необходимых  знаний для сотрудников отдела (Таблица 1). В Компании не существует специализированной базы знаний, система управления знаниями не внедрена.

 

 

Таблица 1. Перечень необходимых  знаний для сотрудников отдела

№ пп

Группа знаний

Знания

Описание источников знаний

Пользователь  знаний

Классификация по способу материализации

Классификация знаний на теоретические и практические знания

Классификация по степени конфиденциальности

Классификация по степени приоритетности знаний, необходимых для выполнения функций производственного процесса;

Классификация по степени принадлежности

1

Нормативные документы Компании

Приказы и распоряжения руководства  Общества

Отдел кадров

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

конфиденциальные 

низкий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

2

Нормативные документы Компании

Положения и инструкции Общества,

Отдел кадров

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

конфиденциальные 

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

3

Нормативные документы Компании

Правила по охране труда  и технике безопасности

Отдел кадров

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

4

Нормативные документы Компании

Правила внутреннего трудового  распорядка Общества

Отдел кадров

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

5

Методология направления  профильной деятельности

Знание основных хозяйственных  процессов, нормативные и законодательные  документы, регламентирующие деятельность предприятий,  в одном из секторов энергетической отрасли России в  области  взаимоотношения с клиентами;

Постановления Правительства  РФ; Федеральные законы  в области  электроэнергетики; 
Гражданский кодекс РФ

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

6

Методология направления  профильной деятельности

Знание основных хозяйственных  процессов, нормативные и законодательные  документы, регламентирующие деятельность предприятий,  не менее, чем в двух секторах энергетической отрасли России в области передачи и распределения энергоресурсов, взаимоотношения с клиентами;

Постановления Правительства  РФ; Федеральные законы  в области  электро- и тепло-энергетики; 
Гражданский кодекс РФ

Руководитель

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав,

7

Методология направления  профильной деятельности

Знания требовании Стандарта обслуживания клиентов в секторе энергетики

Стандарт обслуживания клиентов, принятый в Компании

Руководитель

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

8

Методология направления  профильной деятельности

Знание методологии моделирования  бизнес-процессов в нотации ARIS (Architecture of Integrated Information Systems);

Электронный курс "Методология  моделирования в нотации ARIS"

Опытный сотрудник

электронный

теоретические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

9

Методология направления  профильной деятельности

Знание действующих ГОСТ и других руководящих материалов, касающихся информационных систем;

ГОСТ

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

низкий

опытный состав, обучаемый

10

Методология направления  профильной деятельности

Знание принципов методологии  ведения проектной деятельности;

Методология ведения проектной  деятеьности, принятая в Компании

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

11

Методология направления  профильной деятельности

Основы не профильных модулях  CRM-системы, их интеграции с профильными функциональностями;

Руководитель отдела взаимоотношений  с клиентами

Новый сотрудник

 

практические

общедоступные

средний

опытный состав, обучаемый

12

Методология направления  профильной деятельности

Знание основных принципов  работы с реляционными базами данных, основных объектах хранения и структурирования данных (таблицы БД, ракурсы, элементы данных, домены);

Печатный экземпляр книги "Введение в системы баз данных"

Новый сотрудник

Печатный,

теоретические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

13

Методология направления  профильной деятельности

Понимание основных положений  языков построений запросов к реляционным  базам данных (SQL);

Печатный экземпляр книги "Введение в системы баз данных"

Новый сотрудник

Печатный,

теоретические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

14

Методология направления  профильной деятельности

Понимание основных принципов  построения алгоритмов  (цикл, условие  и пр.);

Печатный экземпляр книги "Искусство программирования"

Новый сотрудник

Печатный,

теоретические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

15

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание основ курсов общего направления;

Специализированное обучение курсам

Новый сотрудник

 

теоретические

общедоступные

средний

опытный состав, обучаемый

16

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание основ предметных курсов не профильного направления;

Сотрудник отдела логистики

Опытный сотрудник

 

практические

общедоступные

средний

опытный состав, обучаемый

17

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание предметных вводных  профильных курсов по системе СRM;

Специализированное обучение профильным курсам

Новый сотрудник

электронный

практические

общедоступные

средний

опытный состав, обучаемый

18

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание предметных углубленных  профильных курсов  по системе СRM;

Специализированное обучение профильным курсам

Опытный сотрудник

электронный

практические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

19

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание структуры таблиц базы данных системы СRM , часто используемые функциональные модули;

Опытный сотрудник отдела взаимоотношений с клиентами

Новый сотрудник

 

практические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

20

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание структуры таблиц базы данных системы СRM, и других модулей в части интеграции,  используемые функциональные модули профильных и смежных модулей;

Руководитель отдела интеграции платформ

Опытный сотрудник

 

практические

общедоступные

средний

опытный состав, обучаемый

21

Функциональности направления  профильной деятельности

Знание основ Сертификации;

Специализированная подготовка к сдаче тестов для сертификации

Руководитель

электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

22

Сопутствующее программное  обеспечение

Уверенное владение офисными приложениями Microsoft Office (Word, Excel, Outlook);

Книги, электронные ресурсы

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

23

Сопутствующее программное  обеспечение

 Уверенное владение  офисными приложениями Microsoft Office (PowerPoint, Visio);

Книги, электронные ресурсы

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

24

Сопутствующее программное  обеспечение

Уверенное владение офисными приложениями Microsoft Office (Project);

Книги, электронные ресурсы

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

25

Сопутствующее программное  обеспечение

Знание принципов работы внутрикорпоративной системы учета рабочего времени;

Регламент учета рабочего времени, принятый в Компании

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

26

Функциональности направления  профильной деятельности

Знания в области    новой или изменения действующей методологической документации и технических возможностей CRM- системы;

Интернет, СМИ, периодические  издания

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

27

Инструментальные средства

Умение пользоваться стандартными инструментами отладки программ (поиск и анализ ошибок (логических, алгоритмических ошибок в данных и т.д.), уточнение логики работы функционала);

Сотрудник отдела взаимоотношения  с клиентами

Опытный сотрудник

 

практические

общедоступные

высокий

опытный состав, обучаемый

28

Инструментальные средства

Знание технологий создания отчетов;

Опытный сотрудник

Новый сотрудник

 

практические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

29

Инструментальные средства

Знание методик и инструментов создания пользовательских интерфейсов;

Руководитель

Опытный сотрудник

 

практические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

30

Инструментальные средства

Знание инструмента переносов  и сравнения версий функционала;

Сотрудник отдела интеграции платформ

Новый сотрудник

 

практические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

31

Английский язык

Знание английского языка  на уровне, достаточном для чтения технической документации;

Специализированные курсы  английского языка

Новый сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

32

Английский язык

Знание английского языка  на  разговорном уровне;

Углубленные специализированные курсы английского языка

Опытный сотрудник

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

средний

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

33

Методология направления  профильной деятельности

Знание основ управления персоналом;

Специализированное обучение

Руководитель

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

низкий

Руководящий состав, опытный  состав,

34

Методология направления  профильной деятельности

Знание основ методологии  планирования ресурсов;

Методология планирования ресурсов, принятая в Компании

Руководитель

Печатный, электронный

теоретические

общедоступные

высокий

Руководящий состав, опытный  состав, обучаемый

Информация о работе Управление знаниями