Создание базы данных «Видеотека»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является более углубленное изучение системы управления базами данных (СУБД) MS Access и применения имеющихся теоретических и практических навыков для создания эффективной и удобной БД, которая может хранить большие объемы информации и предоставлять пользователю удобную работу с данными.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выбрать модель базы данных и СУБД для ее создания; разработать структуру БД; создать таблицы и установить связи между ними; создать запросы для вывода необходимых полей, а также формы и отчеты.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БАЗ ДАННЫХ

Базы данных и системы управления базами данных
Типы моделей данных
Краткая характеристика СУБД MS Access

Глава 2. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS ACCESS НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ДАННЫХ «ВИДЕОТЕКА»

Разработка структуры и создание базы данных «Видеотека» и ее основных объектов
Рекомендации к использованию разработанной базы данных

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление данными»

на тему

Создание базы данных «Видеотека»

 

 

 

 

Выполнила: ст-т группы  ИТМ-310

Беляева К.И.

Руководитель: старший преподаватель  кафедры ДТМ Капустина А.Г.

Работа сдана на проверку     «_______»

Работа защищена с оценкой  «______»

 

 

 

 

 

Омск – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  БАЗ ДАННЫХ

 
    1. Базы данных и системы  управления базами данных
    2. Типы моделей данных
    3. Краткая характеристика СУБД  MS Access
 

Глава 2. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS ACCESS НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ДАННЫХ «ВИДЕОТЕКА»

 
    1.  Разработка структуры  и создание базы данных «Видеотека» и ее основных объектов
    2. Рекомендации к использованию разработанной базы данных
 

Заключение

 

Список литературы

Приложение

 



 

 

ВВЕДЕНИЕ

В деловой и личной сфере  часто приходится работать с данными  из разных источников, каждый из которых  связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные  навыки. В общем смысле термин база данных (БД) – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области. Увеличение объема и структурной сложности хранимых данных, расширение круга пользователей информационных систем выдвинуло требование создания удобных средств интеграции хранимых данных и управления ими, поэтому создание и применение баз данных в данном случае является очень актуальным вопросом.

Целью данной курсовой работы является более углубленное изучение системы управления базами данных (СУБД) MS Access и применения имеющихся теоретических и практических навыков для создания эффективной и удобной БД, которая может хранить большие объемы информации и предоставлять пользователю удобную работу с данными.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • выбрать модель базы данных и СУБД для ее создания
    • разработать структуру БД;
    • создать таблицы и установить связи между ними;
    • создать запросы для вывода необходимых полей, а также формы и отчеты.

В данной курсовой работе в  качестве предметной области рассматривается  видеотека. В видеотеке хранится огромное количество дисков, услугами видеотеки пользуются довольно много людей. Для обеспечения оперативности ведения информации о дисках и клиентах необходима современная БД. Использование БД существенно сократит время обслуживания клиентов и время работы с видеотекой по систематизации информации о дисках, по сбору информации о должниках  и многие другие задачи.

Соответствуя поставленным задачам, структура курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе  даются основные понятия БД и СУБД, рассматриваются типы моделей данных, изучается характеристика СУБД Access. Во второй главе описывается этапы создания базы данных «Видеотека».

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БАЗ ДАННЫХ

    1. Базы данных и системы управления базами данных

Основу любой информационной системы составляет БД, то есть набор данных, организованных специальным образом.

Одним из важнейших понятий  в теории баз данных является понятие  информации. Под информацией понимаются любые сведения о каком-либо событии, процессе, объекте.

Данные – это информация, представленная в определенном виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средством. Для компьютерных технологий данные – это информация в дискретном, фиксированном виде, удобная для хранения, обработки на ЭВМ, а также для передачи по каналам связи.

База данных – именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области, или иначе БД – это совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области. БД состоит из множества связанных файлов.

В БД должны храниться данные, логически связанные между собой. Для того чтобы данные можно было связать между собой, и связать  так, чтобы эти связи соответствовали  реально существующим в данной предметной области, последнюю подвергают детальному анализу, выделяя сущности или объекты. Сущность или объект — это то, о чем необходимо хранить информацию. Сущности имеют некоторые характеристики, называемые атрибутами, которые тоже необходимо сохранять в БД. Атрибуты по своей внутренней структуре могут быть простыми, а могут быть сложными. Простые атрибуты могут быть представлены простыми типами данных. Различного рода графические изображения, являющиеся атрибутами сущностей, – это пример сложного атрибута. Определив сущности и их атрибуты, необходимо перейти к выявлению связей, которые могут существовать между некоторыми сущностями. Связь – это то, что объединяет две или более сущностей. Связи между сущностями также являются частью данных, и они также должны храниться в базе данных.

Проектируемая БД должна обладать определенными свойствами:

  • целостность. В каждый момент времени существования БД сведения, содержащиеся в ней, должны быть непротиворечивы. Целостность БД достигается вследствие введения ограничений целостности, в частности, к ним относятся ограничения, связанные с нормализацией БД;

  • восстанавливаемость предполагает возможность восстановления БД после сбоя системы или отдельных видов порчи системы;

  • безопасность БД предполагает защиту данных от преднамеренного и непреднамеренного доступа, модификации или разрушения. Применяется запрещение несанкционированного доступа,

защита  от копирования и криптографическая  защита;

  • эффективность понимается как минимальное время реакции на запрос пользователя, минимальные потребности в памяти, сочетание этих параметров.

Для обеспечения полного  цикла операций с данными в  базе данных необходим дополнительный комплекс прикладного программного обеспечения, которое называется система управления  базами данных – совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

Основные функции СУБД – это определение данных (описание структуры базы данных), обработка  данных и управление ими.

Возможности современных  СУБД:

  • включает язык определения  данных, с помощью которого можно  определить базу данных, ее структуру, типы данных, а также средства задания ограничений для хранимой информации.

  • позволяет вставлять, удалять, обновлять и извлекать  информацию из базы данных посредством  языка управления данными.

  • большинство СУБД могут  работать на компьютерах с разной архитектурой и под разными операционными  системами, причем на работу пользователя при доступе к данным практически  тип платформы влияния не оказывает.

  • СУБД предоставляет  контролируемый доступ к базе данных с помощью:

    • системы обеспечения  безопасности, предотвращающей несанкционированный  доступ к информации базы данных;

    • системы поддержки  целостности базы данных, обеспечивающей непротиворечивое состояние хранимых данных;

    • системы управления параллельной работой приложений, контролирующей процессы их совместного доступа  к базе данных;

    • системы восстановления, позволяющей восстановить базу данных до предыдущего непротиворечивого  состояния, нарушенного в результате аппаратного или программного обеспечения.

1.2 Типы моделей данных

Ядром любой базы данных является модель данных.                   «Модель» – структура, позволяющая  количественно и качественно  оценивать на логическом уровне организацию  хранения и доступа к данным (например, рассчитать ожидаемую потребность  в памяти для хранения данных или  рассчитать потребное число шагов  поиска данных). Модель данных – это совокупность структур данных и операций их обработки. Модель базы данных должна быть четко определена до размещения данных и связей между ними на устройствах памяти ЭВМ. Для этого в системе управления базами существуют средства для ее описания.

Основное назначение модели данных состоит в том, чтобы дать возможность  представить в целом информационную картину без отвлекающих деталей, связанных с особенностями хранения данных. Она является инструментом, с помощью которого разрабатывается  стратегия получения любых данных, хранящихся в банке или базе данных.

Для логического представления  взаимосвязей объектов базы данных используется информационно-логическая (инфологическая) модель.

Известны  три разновидности инфологических моделей баз данных:

  1. Иерархическая модель позволяет строить базы данных с древовидной структурой,  в корнях которой стоят идентификаторы объектов, а на последующих уровнях раскрываются свойства этих объектов. Каждому элементу (объекту) соответствует только одна связь с элементом (объектом) более высокого уровня, то есть один тип объекта является главным, а остальные, находящиеся на низших уровнях иерархии, - подчиненными.

Поиск данных в  иерархической системе всегда начинается с корня. Затем производится спуск  с одного уровня дерева на другой, пока не будет достигнут искомый уровень. Перемещения по системе от одной записи к другой осуществляются с помощью ссылок.

Основные достоинства  иерархической модели — простота описания иерархических структур реального  мира и быстрое выполнение запросов. Однако не всегда удобно каждый раз  начинать поиск нужных данных с корня, а другого способа перемещения  по базе в иерархических структурах нет.

  1. Сетевая модель данных позволяет, в целях объединения родственной информации, обеспечивать связи одних элементов с любыми другими, не обязательно родительскими. Каждый узел сети соответствует элементу данных, отображающему группу однородных объектов.

Использование иерархической  и сетевой моделей ускоряет доступ к информации в базе данных. Однако, поскольку каждый элемент данных должен содержать ссылки на некоторые другие элементы, требуются значительные ресурсы как дисковой, так и основной памяти ЭВМ. Недостаточность основной памяти, конечно, снижает скорость обработки данных. Особенностью иерархических и сетевых баз данных является задаваемая заранее, ещё на стадии проектирования, жесткая структура записей и наборы отношений, а изменение структуры базы данных требует перестройки всей базы. Кроме того, поскольку логика процедуры выборки данных зависит от физической организации этих данных, то эта модель является зависимой от приложения, в котором обрабатываются данные БД. Иными словами, если необходимо изменить структуру данных, то может потребоваться и изменение приложения.

  1. Реляционная модель (от англ. relation – отношение) была разработана в начале 70-х годов XX в. Коддом. Простота и гибкость этой модели привлекли к ней внимание разработчиков, и уже 80-х годах XX в. она получила широкое распространение. Таким образом реляционные СУБД оказались промышленным стандартом.

Реляционная модель опирается  на систему понятий реляционной  алгебры, важнейшими из которых являются таблица, строка, столбец, отношение  и первичный ключ, а все операции в этом случае сводятся к манипуляциям с таблицами.

В реляционной модели информация представляется в виде прямоугольных  таблиц, каждая из которых состоит  из строк и столбцов и имеет  имя, уникальное внутри базы данных.

Достоинства реляционной  модели:

  • Простота и доступность для понимания конечным пользователем, так как единственной информационной конструкцией является наглядная таблица.
  • Полная независимость данных. При изменении структуры БД  не требуются значительных изменений в прикладной программе.

Недостатки реляционной  модели:

  • Предметную область не всегда можно представить в виде совокупности таблиц.
  • Низкая скорость обработки запросов по сравнению с другими моделями, а также требование большего объема внешней памяти.

Информация о работе Создание базы данных «Видеотека»