Разработка реляционной базы данных и программное обеспечение для автоматизации учета и контроля работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

СУБД (Система управления базами данных) – комплекс программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования базы данных многими пользователями. Главной функцией всех систем управления является накопление и поиск информации, что успешно реализуется путём создания баз данных.
База данных – это поименованная и организованная (структурированная) совокупность взаимосвязанных данных, которые отражают состояние объектов конкретной предметной области и находятся под центральным программным управлением. В базе данных данные представлены совокупностью файлов (таблиц).

Вложенные файлы: 1 файл

PZ.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

    1.   Общие принципы разработки программного средства

 

 

 

  Целью разработки  программного средства является компьютеризация ведения документации по персоналу, клиентам, выполненных и незавершенных работ,  а также системы контроля деятельности фирмы. Для реализации этой цели была создана база данных, состоящая из 7 таблиц и приложение базы данных, спроектированное в среде визуального программирования СУБД MS Access 2000. База данных является основным компонентом проекта приложения MS Access и может включать в свой состав таблицы, формы, запросы, отчёты, макросы и модули. Для работы с базами данных в MS Access имеется стандартное окно, из которого можно вызвать любой её объект для просмотра, выполнения, разработки или модификации. Для работы с базой данных разработан удобный интерфейс, основу которого составляют формы. На формах размещаются различные элементы управления, такие как поля таблиц, кнопки, диаграммы и рисунки. С помощью упомянутых компонентов пользователь управляет приложением.  При этом нужно придерживаться следующих принципов:

все меню программы и указания пользователю должны быть четкими и ясными по существу и должны демонстрироваться на заметном месте экрана, т.е. восприниматься им быстро и без напряжения;

для того, чтобы пользователь не забыл, какую цепь действий он уже совершил к данному моменту, желательно сохранить на экране предыдущее меню/окна или кнопки для перехода из одной формы в другую;

при необходимости нужно создавать специальные программные справочные экраны о разрешенном поведении пользователя в данном месте системы ;

по возможности предусматривать в программе постоянный  контроль исходных данных;

информация по возможности должна вводиться в таблицы однократно.

Для удобства пользователя предусмотрены кнопочные формы, каждая из которых реализует определенный режим работы с базой данных. Защита от несанкционированного доступа осуществляется системой парольной защиты. При запуске приложения на экране появляется окно, запрашивающее ввод пароля. Подробнее защита программного продукта и его реализация с точки зрения пользователя описаны в пункте 4.4 «Руководство пользователю» Пояснительной   записки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Описание программного средства

 

 

Следует  отметить, что весь проект  включает 22 формы, которые реализуют различные режимы работы с базой данных и позволяют пользователю свободно ориентироваться и переходить из одной формы в другую.

На нескольких формах при выборе данных  расположены кнопки по которым и выполняется выбор данных из таблиц.

Все остальные  формы будут описаны в п. «Руководство пользователя» настоящей Пояснительной  записки.

 

Структура дипломной базы данных позволяет после ввода правильного пароля перейти к Главной форме и по кнопкам выбирать нужный режим работы и просмотра таблиц, форм, запросов, отчетов или диаграмм. 

Все формы связаны между собой и последовательно реализуют потребности пользователя при работе с базой данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Руководство  пользователя

 

 

       С точки зрения пользователя разработанное программное средство представляет собой совокупность форм, каждая из которых появляется на экране в результате какого-либо события, связанного с действием пользователя. Ниже представлена структура интерфейса данного программного средства.      Взаимодействие пользователя с системой начинается с запуска приложения «БД УЧЕТ.mdb», после чего на экране появляется форма, предлагающая пользователю ввести пароль базы данных, это показано на рисунке 14.

Рисунок 14 – Парольная форма

Если введен неверный пароль, то выводится сообщение.

 

При правильном вводе пароля открывается новая форма «главная форма», на которой выведены кнопки для просмотра и корректировки базы данных.

Рисунок 15 –  Главная форма с кнопками для  работы с объектами базы данных.

 

 

 

На этой же форме  можно открыть и прочитать информацию о компании и о программе.

 

Формы со справочной информацией.

По кнопке форма-Персонал открывается форма для ввода  нового работника или корректировки  данных в таблице.

Рисунок 16 –  форма для работы с таблицей «Персонал»

Аналогичные формы разработаны для работы и с другими таблицами.

 

 

  

 

По кнопке  пользователь переходит на форму «Отчеты», на которой расположены кнопки для вызова запросов и отчетов.

Там же выводится  и диаграмма.

 

 

Рисунок 17 – Форма для открытия запросов, отчетов и диаграммы

 

Пользователь может быстро найти информацию о сотруднике фирмы, кликнув по кнопке «Данные по персоналу».

Все запросы выводятся  в виде таблиц, а отчеты – как  выходные документы.

Примеры отчетов и запросов приведены ниже.

 

 

Запрос о неоплаченных заказах.

И отчет по этому запросу.

Важным выходным документом является отчет об оплате заказов  клиентами.

Рисунок 18 –  отчет о заказах, которые еще  не оплачены полностью.

 

Перед тем как  выводить на экран или печать Бланк-счет клиенту за выполненную работу, необходимо просмотреть его оплату.

 

Если все  в порядке, то можно формировать  бланк-счет.

Вводится фамилия клиента в диалоговое окно и по нему выводится документ.

Рисунок 19 –  диалоговое окно для ввода параметра  и результат – бланк-счет.

 

В нижней части  документа выделено место для  подписей и печати.

 

 

На кнопке «Диаграммы»  динамически формируется диаграмма «Показатели работы персонала», на которой отображается выработка каждого сотрудника (в денежном выражении) за текущий год. Эта диаграмма позволяет сделать сравнительный анализ по эффективности работы каждого сотрудника.

Рисунок 20 –  Диаграмма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5  Информационная  безопасность

 

Говоря об информационной безопасности, в настоящее время  имеют в виду, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся  на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, возможность "информационных диверсий"... Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем сохранение тайны традиционной почтовой переписки.

Понятие "компьютерной" информационной безопасности в целом является более широким по сравнению с информационной безопасностью относительно "традиционных" носителей.

Прежде всего, понятие информационной безопасности - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Проблема обеспечения  безопасности носит комплексный  характер, для ее решения необходимо сочетание законодательных, организационных  и программно-технических мер.

Общество в  целом зависит от компьютеров, поэтому  сегодня проблема информационной безопасности - это проблема всего общества.

Так, в США  в 1987 году был принят закон о компьютерной безопасности - Computer Security Act. Этот закон предусматривает комплекс мер по обучению пользователей, имеющих дело с критичной информацией, по подготовке разъяснительных руководств и т.д., без чего сознательное поддержание режима безопасности просто невозможно.

Следующим после  законодательного можно назвать  управленческий уровень. Руководство  каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели соответствующих ресурсов. Главное, что должен обеспечить управленческий уровень, - это выработать политику обеспечения информационной безопасности, определяющую общему направлению работ.

Применительно к персоналу, работающему с информационными системами, используются организационные и программно-технические меры обеспечения информационной безопасности. Сюда следует отнести методики подбора персонала, его обучения, обеспечения дисциплины, а также средства "защиты от дурака". Важным элементом являются также меры по физической защите помещений и оборудования.

Для поддержания  режима информационной безопасности особенно важны программно-технические меры, поскольку основная угроза компьютерным системам исходит от них самих: сбои оборудования, ошибки программного обеспечения, промахи пользователей и администраторов и т.п.

Названия ключевых механизмов обеспечения информационной безопасности:

- идентификация  и аутентификация;

- управление  доступом;

- протоколирование  и аудит; 

- криптография;

- межсетевое  экранирование. 

 Политика безопасности системы, установленная администратором, полностью определяет доступ, и пользователю не разрешается устанавливать более свободный доступ к его ресурсам, чем тот, который установлен администратором. Такая система запрещает пользователю или процессу, обладающему определённым уровнем доверия получать доступ к информации, процессам или устройствам на другом уровне.

Криптография  — наука о математических методах  обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним) и аутентичности (целостности и подлинности авторства, а также невозможности отказа от авторства) информации. Межсетевые экраны (МЭ) - программные или программно-аппаратные средства, предназначенные для создания защищенного периметра ЛВС организации с контролируемыми точками входа, защищенного подключения корпоративной сети к сетям общего пользования, Интернет; разграничения доступа ресурсам внутри корпоративной сети; а также для обеспечения контроля информационных потоков между различными сегментами корпоративной сети и внешними сетями. Принципы аутентификации и контроля доступа реализуются в программном средстве в виде трех уровней доступа, в зависимости от которых пользователю разрешается или не разрешается добавлять и удалять записи в таблицах.

В дипломной  работе предусмотрен контроль общего доступа — это способ, сочетающий защиту и ограничение прав, применяемый по отношению к компьютерным процессам, данным и системным устройствам и предназначенный для предотвращения их нежелательного использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6   Меры  по охране труда

 

Действие настоящих  Правил распространяется на работу с  дисплеями на предприятиях, в организациях, объединениях, в акционерных обществах  и фирмах независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности.

Требования  по охране труда при работе с дисплеями  направлены на обеспечение оптимальных условий, режимов труда и отдыха операторов, математиков-программистов, инженеров и других работников. При работе с дисплеями основным источником вредного воздействия на организм человека являются электромагнитные колебания низкой частоты, связанные с работой схем развертки электронного луча. Другим источником вредного воздействия является электростатический заряд, скапливающийся на лицевой поверхности дисплея и вызывающий деионизацию атмосферы вокруг оператора. Еще одним источником воздействия на человека является рентгеновское излучение, возникающее при торможении электронного луча на внутренней поверхности кинескопа. Синий люминофор экрана имеет частичное излучение в ультрафиолетовой области спектра. Как правило, интенсивность этих факторов значительно ниже предельно-допустимых уровней, предусмотренных стандартом, что не дает основания ожидать их существенного влияния на функции организма и здоровье.

Считается, что  работа с дисплеями не связана  с вредным радиобиологическим воздействием на уровни облучения в ультрафиолетовой, инфракрасной и видимой области  спектра в сотни раз ниже допустимых значений. Таким образом, интенсивность излучений

от экрана дисплея значительно ниже допустимых уровней. Следовательно, условия труда в этом аспекте можно отнести к безопасным.

Однако пока не исключена возможность сочетанного  воздействия излучений на человеческий организм. Работники, обслуживающие дисплеи, отмечают повышенную утомляемость, выраженное напряжение зрительного анализатора, приводящее к болезненным ощущениям в глазах, головные боли, усталость и нарушение сна, боли в области шеи, спины и рук, что обуславливает снижение работоспособности.

Разработанные Правила включают требования, направленные на создание здоровых оптимальных условий труда.

Требования  к помещениям:

Помещения с  дисплеями необходимо располагать  в северной или северо-восточной части здания. При невозможности расположения помещений на север или северо-восток следует предусматривать солнцезащитные устройства (жалюзи, расположенные снаружи или в межстекольном пространстве, шторы и т.д.)

Информация о работе Разработка реляционной базы данных и программное обеспечение для автоматизации учета и контроля работ